Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2017 г. N Ф02-7434/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А58-178/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2016 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия):
от Окружной администрации г. Якутска: Маслова Я.Я., доверенность от 11 января 2016 года;
от Якутского УФАС: Емельянова Л.В., доверенность от 28 сентября 2015 года N 02/4330;
от третьих лиц: не было (извещены),
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Семеновой У.Н., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Собакиной А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2016 года по делу N А58-178/2016 по заявлению Окружной администрации города Якутска (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 15; ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (место нахождения: г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18; ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании недействительными решения от 31 декабря 2015 года по делу N 02-95/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части и предписания от 31 декабря 2015 года о прекращении нарушения по результатам рассмотрения дела N 02-95/15А о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Клининг-Саха" (место нахождения: г. Якутск, мкр. 202, 1, 2, оф. 1; ОГРН 1141447008295, ИНН 1435283275), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация мкр. Марха" (место нахождения: г. Якутск, мкр. Марха, ул. О. Кошевого, д. 67А; ОГРН 1101435008828, ИНН 1435232827), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация наслега Хатассы" (место нахождения: г. Якутск, с. Хатассы, ул. Совхозная, 35, 1; ОГРН 1031402049579, ИНН 1435136143), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация Тулагино-Кильдямского наслега" (место нахождения: г. Якутск, с. Тулагино, ул. Первомайская, д. 4; ОГРН 1031402048776, ИНН 1435135750), Управления культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутск (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 15; ОГРН 1031402057521, ИНН 1435139000), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Центрального округа (место нахождения г. Якутск, ул. Ярославского, д. 17; ОГРН 1101435003780, ИНН 1435227591), Муниципального казенного учреждения Городского округа "Город Якутск" "Администрация поселка Маган" (место нахождения: г. Якутск, с. Маган, ул. Кирова, д. 1; ОГРН 1101435008982, ИНН 1435232993), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Октябрьского округа" (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 46; ОГРН 1101435003911, ИНН 1435227721), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Гагаринского округа" (место нахождения: г. Якутск, ул. Можайского, д. 13/3Г, корп. 1; ОГРН 1101435003768, ИНН 1435227584), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Промышленного округа" (место нахождения: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 33; ОГРН 1101435004670, ИНН 1435228482), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация села Табага" (место нахождения: г. Якутск, с. Табага, ул. Комсомольская, 20, 2; ОГРН 1031402048259, ИНН 1435135453), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация села Пригородный" (место нахождения: г. Якутск, с. Пригородный, ул. Совхозная, д. 27; ОГРН 1051402055462, ИНН 1435157513), Муниципального казенного учреждения Городского округа "Город Якутск" "Управа Строительного округа" (место нахождения: г. Якутск, ул. Клары Цеткин, д. 2; ОГРН 1101435005198, ИНН 1435229045), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Губинского округа" (место нахождения: г. Якутск, ул. Богатырева, д. 11; ОГРН 1101435004220, ИНН 1435228027), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Автодорожного округа" (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 52; ОГРН 1101435004032, ИНН 1435227834), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация микрорайона Кангалассы" (место нахождения: г. Якутск, микрорайон Кангалассы, ул. 26 Партсъезда, д. 5; ОГРН 1031402050327, ИНН 1435136513), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Управа Сайсарского округа" (место нахождения: г. Якутск, ул. Винокурова, д. 21; ОГРН 1101435003834, ИНН 1435227665), Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "Город Якутск" (место нахождения: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 3, 2; ОГРН 1021401072110, ИНН 1435103042), Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (место нахождения: г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 20, корп. 1, оф. 107; ОГРН 1021401064080, ИНН 1435112833), Муниципального казенного учреждения "Централизованная библиотечная система" городского округа "Город Якутск" (место нахождения: г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 18; ОГРН 1051402192104, ИНН 1435162739), Муниципального казенного учреждения "Аппарат по обеспечению деятельности Якутской городской Думы" (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 15; ОГРН 1101435003548, 1435227312), Департамента финансов Окружной администрации города Якутска (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 15, 413; ОГРН 1131447015479, ИНН 1435274111), Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" (место нахождения: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 21; ОГРН 1031402054793, ИНН 1435138020) и Муниципального казенного учреждения "Управление делами" городского округа "Город Якутск" (место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 15; ОГРН 1091435009995, ИНН 1435221600),
(суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
и установил:
Окружная администрация города Якутска (далее - Окружная администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 31 декабря 2015 года по делу N 02-95/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части признания Окружной администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и недействительным предписания от 31 декабря 2015 года о прекращении нарушения по результатам рассмотрения дела N 02-95/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением суда первой инстанции от 20 января 2016 года (т. 1, л.д. 1-3), с учетом определения об исправлении описок, опечаток от 29 июня 2016 года (т. 4, л.д. 89-102), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Клининг-Саха" (далее - ООО "Клининг-Саха", Общество), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация мкр. Марха" (далее - Администрация мкр. Марха), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация наслега Хатассы" (далее - Администрация наслега Хатассы), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация Тулагино-Кильдямского наслега" (далее - Администрация Тулагино-Кильдямского наслега), Управление культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутск (далее - Управление культуры и духовного развития), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Центрального округа" (далее - Управа Центрального округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация поселка Маган" (далее - Администрация пос. Маган), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Октябрьского округа" (далее - Управа Октябрьского округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Гагаринского округа" (далее - Управа Гагаринского округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Промышленного округа" (далее - Управа Промышленного округа), Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Якутск" "Администрация села Табага" (далее - Администрация с. Табага), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация села Пригородный" (далее - Администрация с. Пригородный), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Строительного округа" (далее - Управа Строительного округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Губинского округа" (далее - Управа Губинского округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Автодорожного округа" (далее - Управа Автодорожного округа), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Администрация микрорайона Кангалассы" (далее - Администрация мкр. Кангалассы), Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" "Управа Сайсарского округа" (далее - Управа Сайсарского округа), Муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "Город Якутск" (далее - МКУ "СЭГХ"), Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" Городского округа "Город Якутск" (далее - Главстрой), Муниципальное казенное учреждение "Централизованная библиотечная система" городского округа "Город Якутск" (далее - МКУ "ЦБС"), Муниципальное казенное учреждение "Аппарат по обеспечению деятельности Якутской городской Думы" (далее - Аппарат по обеспечению деятельности), Департамент финансов Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент финансов), Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" (далее - Департамент жилищных отношений) и Муниципальное казенное учреждение "Управление делами" городского округа "Город Якутск" (далее - Управление делами).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2016 года в удовлетворении заявленного Окружной администрацией требования отказано, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в ее действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Окружная администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. По мнению Окружной администрации, Порядок предоставления из бюджета городского округа "Город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "Город Якутск", утвержденный постановлением Окружной администрации от 15.12.2014 N 366п (далее - Порядок N 366п), разработан в рамках статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Ссылаясь на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Окружная администрация указывает, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам по результатам отбора производится путем оформления договора (соглашения) о предоставлении субсидии. При этом положения статьи 78 Бюджетного кодекса не предусматривают требований о выборе получателя субсидии на конкурсной основе, в связи с чем правоотношения, возникшие между Окружной администрацией и ООО "Клининг-Саха", не подпадают под действие законодательства о закупках.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что решением Якутского УФАС от 12 декабря 2014 года по делу N 02/73/14А Окружная администрация была признана нарушившей положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. При этом в рамках дела N 02/73/14А антимонопольным органом уже рассматривался вышеуказанный Порядок предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии для возмещения затрат, возникающих в связи с выполнением работ по уборке офисов и служебных помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", однако Якутское УФАС не установило, что предоставление субсидии по такому Порядку без проведения торгов нарушает Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обоснование своей позиции Окружная администрация также приводит довод о том, что на рассмотрение комиссии по отбору получателей субсидии поступила лишь одна заявка от ООО "Клининг-Саха", результаты конкурса никем не оспаривались, поэтому действия Администрации, исполнявшей требования бюджетного законодательства в соответствии со своей компетенцией по проведении соответствующего конкурсного отбора, а затем заключению и исполнению соглашения на предоставление субсидии, не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В отзыве от 20 сентября 2016 года на апелляционную жалобу Якутское УФАС выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы третьи лица извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, возвращенными почтовыми конвертами, а также отчетами о публикации 3 августа 2016 года на официальном сайте (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей Окружной администрации и Якутского УФАС, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2014 года Окружной администрацией принято постановление N 366п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" (т. 1, л.д. 50-61).
Согласно пункту 1.1 Порядка N 366п настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса, статьей 16 Закона N 131-ФЗ и определяет категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии в целях возмещения затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 366п субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
К затратам в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", относятся затраты на виды работ, указанные в приложении N 1 к настоящему Порядку (пункт 1.4 Порядка N 366п).
В целях обеспечения проведения отбора претендентов, имеющих право на получение субсидии, главный распорядитель не позднее чем за 5 дней до дня начала приема заявок на участие в отборе обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении отбора в сети Интернет на официальном сайте Окружной администрации (пункт 3.2 Порядка N 366п).
15 декабря 2014 года на официальном сайте Окружной администрации в сети Интернет www.якутск.рф (т. 2, л.д. 67) и 16 декабря 2014 года в газете "Эхо столицы" N 143(2368) (т. 2, л.д. 58-66) размещено информационное сообщение о проведении отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск".
В названном сообщении указано, что отбор проводит Окружная администрация.
Дата начала подачи заявок - с 22 декабря 2014 года с 09-00.
Дата окончания подачи заявок - 24 декабря 2014 года до 18-00.
Согласно протоколу N 1 от 26 декабря 2014 года Комиссией по проведению отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" заявка ООО "Клининг-Саха" признана соответствующей требованиям отбора и принято решение о предоставлении данному обществу субсидии по 23 лотам (т. 1, л.д. 101-105).
Распоряжением Окружной администрации от 31 декабря 2014 года N 2401р (т. 1, л.д. 106-108) получателями субсидий из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", определены: Управление делами, МКУ "Автодорожный округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Губинский округ", МКУ "Октябрьского округа", МКУ "Промышленный округ", МКУ "Сайсарский округ", МКУ "Строительный округ", МКУ "Центральный округ", Администрация мкр. Кангалассы, Администрация с. Маган, Администрация мкр. Марха, Администрация с. Пригородный, Администрация с. Табага, Администрация с. Хатассы, Администрация с. Тулагино-Кильдямцы, Департамент финансов, Аппарат по обеспечению деятельности, МКУ "СЭГХ", Главстрой, Департамент жилищных отношений, МКУ "Окружной центр народного творчества", МКУ "ЦБС" и ООО "Клининг-Саха".
Руководителям Управления делами, МКУ "Автодорожный округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Губинский округ", МКУ "Октябрьского округа", МКУ "Промышленный округ", МКУ "Сайсарский округ", МКУ "Строительный округ", МКУ "Центральный округ", Администрации мкр. Кангалассы, Администрация с. Маган, Администрации мкр. Марха, Администрации с. Пригородный, Администрации с. Табага, Администрации с. Хатассы, Администрации с. Тулагино-Кильдямцы, Департамента финансов, Аппарата по обеспечению деятельности, МКУ "СЭГХ", Главстрой, Департамента жилищных отношений, МКУ "Окружной центр народного творчества", МКУ "ЦБС" поручено заключить с ООО "Клининг-Саха" соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", всего на сумму 27 254 891,49 рублей.
Распоряжением Окружной администрации от 10 февраля 2015 года N 152р в связи с уточнением объемов финансирования и получателей субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по уборке офисов и служебных помещений, в распоряжение от 31 декабря 2014 года N 2401р внесены изменения: сумма субсидии составила 26 424 995,49 рублей (т. 1, л.д. 109-110).
В процессе проведения мониторинга по соблюдению антимонопольного законодательства Якутским УФАС обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в постановлении Окружной администрации от 15 декабря 2014 года N 366п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", в связи с чем приказом от 13 ноября 2015 года N 143 (т. 2, л.д. 18) в отношении Окружной администрации и ООО "Клининг-Саха" возбуждено дело N 02-95/15А.
31 декабря 2015 года Якутским УФАС принято решение по делу N 02-95/15А (т. 1, л.д. 25-39; т. 2, л.д. 80-94) о прекращении рассмотрения дела в отношении Окружной администрации, Администрации мкр. Марха, Администрации пос. Хатассы, Администрации Тулагино-Кильдямского наслега, Управления культуры и духовного развития, МКУ "Центральный округ", Администрации пос. Маган, МКУ "Октябрьский округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Промышленный округ", Администрации пос. Табага, Администрации с. Пригородный, МКУ "Управа Строительного округа", МКУ "Губинский округ", МКУ "Автодорожный округ", Администрации мкр. Кангалассы, МКУ "Сайсарский округ", МКУ "СЭГХ", Главстрой, МКУ "ЦБС", Аппарата по обеспечению деятельности, Департамента финансов, Департамента жилищных отношений, Управления делами и ООО "Клининг-Саха" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции (пункт 1); о признании Окружной администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 2); о выдаче предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (пункт 3); о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Окружной администрации к административной ответственности в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 4).
На основании названного решения 31 декабря 2015 года антимонопольным органом Окружной администрации выдано предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания представить в Якутское УФАС документы, подтверждающие осуществление действий, направленных на отмену постановления от 15 декабря 2014 года N 366п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" (т. 1, л.д. 40-41; т. 2, л.д. 95-96).
Не согласившись с решением в части признания нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и предписанием антимонопольного органа, Окружная администрация оспорила их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Окружной администрацией требования ввиду следующего.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования Окружной администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решения и предписания Якутского УФАС закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Окружной администрации такими решением и предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Окружной администрации удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).
В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Так, частью 1 названной статьи введен прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом данный перечень не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства и в иных действиях, не поименованных в указанном перечне.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 30), при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Следовательно, антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 8799/11.
В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.
Антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
При квалификации нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом должно быть указано на соответствующие признаки ограничения конкуренции, поименованные в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции и имевшие (могущие иметь) место быть в результате действия органа власти (или организации).
В частности, к таким признакам относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Доводы Окружной администрации о том, что Порядок N 366п разработан ею в рамках статьи 16 Закона N 131-ФЗ и статьи 78 Бюджетного кодекса, в связи с чем правоотношения, возникшие между Окружной администрацией и ООО "Клининг-Саха", не подпадают под действие законодательства о контрактной системе, суд апелляционной инстанции признает необоснованными и отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу статьи 54 Закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В свою очередь, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 части 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2); закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3); муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6).
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Следовательно, потребности муниципальных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций и полномочий по решению вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
Иными словами, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Как уже отмечалось выше, 15 декабря 2014 года Окружной администрацией принято постановление N 366п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск".
Согласно пункту 1.1 Порядка N 366п настоящий Порядок определяет категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии в целях возмещения затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе (пункт 1.3 Порядка N 366п).
К затратам в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", относятся затраты на виды работ, указанные в приложении N 1 к настоящему Порядку (пункт 1.4 Порядка N 366п).
В пункте 1.5 Порядка N 366п приведены основные понятия.
Так, под помещениями понимаются собственные нежилые помещения учреждений или помещения, переданные в безвозмездное пользование или в оперативное управление муниципальным учреждениям городского округа "город Якутск"; главным распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления городского округа "город Якутск", или орган местно самоуправлению, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель субсидии - это юридическое лицо (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальный предприниматель, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии и которому в соответствии с условиями настоящего Порядка предоставлена субсидия; получателем бюджетных средств является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск", имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени городского округа "город Якутск" за счет средств бюджета городского округа "город Якутск".
В соответствии с приложением N 1 к Порядку N 366п к работам, связанным с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений, относятся: уборка служебных помещений; электромонтажные работы; сантехнические работы; услуги цветоводства; услуги гардеробщика; услуги рабочего.
26 декабря 2014 года комиссией по проведению отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" принято решение (протокол N 1) о предоставлении ООО "Клининг-Саха" субсидии по 23 лотам (т. 1, л.д. 101-105).
Распоряжением Окружной администрации от 31 декабря 2014 года N 2401р (т. 1, л.д. 106-108) получателями субсидий из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" были определены: Управление делами, МКУ "Автодорожный округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Губинский округ", МКУ "Октябрьского округа", МКУ "Промышленный округ", МКУ "Сайсарский округ", МКУ "Строительный округ", МКУ "Центральный округ", Администрация мкр. Кангалассы, Администрация с. Маган, Администрация мкр. Марха, Администрация с. Пригородный, Администрация с. Табага, Администрация с. Хатассы, Администрация с. Тулагино-Кильдямцы, Департамент финансов, Аппарат по обеспечению деятельности, МКУ "СЭГХ", Главстрой, Департамент жилищных отношений, МКУ "Окружной центр народного творчества", МКУ "ЦБС", ООО "Клининг-Саха".
Руководителям Управления делами, МКУ "Автодорожный округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Губинский округ", МКУ "Октябрьского округа", МКУ "Промышленный округ", МКУ "Сайсарский округ", МКУ "Строительный округ", МКУ "Центральный округ", Администрации мкр. Кангалассы, Администрация с. Маган, Администрации мкр. Марха, Администрации с. Пригородный, Администрации с. Табага, Администрации с. Хатассы, Администрации с. Тулагино-Кильдямцы, Департамента финансов, Аппарата по обеспечению деятельности, МКУ "СЭГХ", Главстрой, Департамента жилищных отношений, МКУ "Окружной центр народного творчества", МКУ "ЦБС" поручено заключить соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" с ООО "Клининг-Саха" на общую сумму 27 254 891,49 рублей.
Распоряжением Окружной администрации от 10 февраля 2015 года N 152р в связи с уточнением объемов финансирования и получателей субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по уборке офисов и служебных помещений, в распоряжение от 31 декабря 2014 года N 2401р внесены изменения: сумма субсидии составила 26 424 995,49 рублей (т. 1, л.д. 109-110).
Относительно распоряжения Окружной администрации от 31 декабря 2014 года N 2401р суд апелляционной инстанции отмечает, что Окружной администрацией не учтено, что муниципальные учреждения и муниципальные органы получателями субсидии по смыслу положений пункта 1.5 Порядка N 366п быть не могут, названные лица являются лишь получателями бюджетных средств, в связи с чем данное распоряжение в части определения получателями субсидий Управления делами, МКУ "Автодорожный округ", МКУ "Гагаринский округ", МКУ "Губинский округ", МКУ "Октябрьского округа", МКУ "Промышленный округ", МКУ "Сайсарский округ", МКУ "Строительный округ", МКУ "Центральный округ", Администрации мкр. Кангалассы, Администрации с. Маган, Администрации мкр. Марха, Администрации с. Пригородный, Администрации с. Табага, Администрации с. Хатассы, Администрации с. Тулагино-Кильдямцы, Департамента финансов, Аппарата по обеспечению деятельности, МКУ "СЭГХ", Главстроя, Департамента жилищных отношений, МКУ "Окружной центр народного творчества" и МКУ "ЦБС" противоречит Порядку N 366п.
Представитель Окружной администрации не смогла пояснить суду апелляционной инстанции причину подобного противоречия (протокол и аудиозапись судебного заседания от 22 сентября 2016 года).
В рассматриваемом случае, как следует из вышеприведенных обстоятельств, Окружная администрация посредством издания указанных актов о выделении субсидии определила в качестве организации, которая уполномочена на выполнение работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", - ООО "Клининг-Саха".
Судом первой инстанции установлено, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, что собственником помещений, переданных в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям, является муниципальное образование городской округ "Городя Якутск" в лице Окружной администрации. Следовательно, именно Администрация несет бремя содержания этого имущества.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выполнение работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" является потребностью данного органа местного самоуправления, обеспечивается за счет средств муниципального бюджета, в связи с чем такие работы следует признать муниципальной нуждой, для удовлетворения которой (оплата соответствующих услуг) используются бюджетные средства.
Следовательно, обязательным условием является применение положений Закона о контрактной системе.
Более того, по мнению суда апелляционной инстанции, предоставление ООО "Клининг-Саха" бюджетных средств в качестве оплаты работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" собственно субсидией не является.
Так, статьей 69 Бюджетного кодекса предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений).
Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (статья 70 Бюджетного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Анализ статей 69, 69.1, 70, 72 и 78 Бюджетного кодекса позволяет сделать вывод о том, что Бюджетный кодекс разделяет бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, которые являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований, каждый из них имеет собственную цель использования. При этом подмена одного вида ассигнований другим недопустима, поскольку от этого зависит порядок финансирования.
В рамках настоящего дела установлено, что предметом соглашения на предоставление субсидий, заключенного с ООО "Клининг-Саха" на основании Порядка N 366п, является предоставление бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск".
При этом надлежащее содержание помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" является обязанностью соответствующего муниципального образования (городского округа "город Якутск"), ООО "Клиниг-Саха" предоставляет результаты своей деятельности (работы по комплексному обслуживанию помещений) органу местного самоуправления (Окружной администрации).
Соответственно, такие обязательства носят возмездный характер - Общество выполняет соответствующие работы (услуги), а орган местного самоуправления их оплачивает. Данные отношения являются возмездными и носят гражданско-правовой характер, а полученные по ним от органа местного самоуправления суммы фактически являются оплатой за выполненные работы (оказанные услуги), в то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
В свою очередь, выполнение подобного рода работ (оказание таких услуг) для органов местного самоуправления (то есть для удовлетворения муниципальных нужд) попадает под действие Закона о контрактной системе.
При этом нормы Бюджетного кодекса не исключают необходимости соблюдения законодательства о конкуренции, в частности, достижение целей поддержания и стимулирования конкуренции. Это означает, что выделение субсидий не может иметь своей целью подавление конкуренции или предоставление каким-либо субъектам конкурентных преимуществ. Кроме того, не могут выделяться субсидии хотя и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы, но на цели, не соответствующие действующему законодательству.
Исходя из перечисленных норм Бюджетного кодекса и Закона о контрактной системе, выполнение работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" является потребностью муниципального образования (городского округа), поскольку эти работы необходимы для реализации (решения) органом местного самоуправления его полномочий, что предполагает определение подрядчиков конкурентными способами в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Из пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации; краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования; ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом; используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); срок, место и порядок подачи заявок участников закупки; размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом в пункте 9 статьи 3 Закона о контрактной системе под единой информационной системой в сфере закупок понимается совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Согласно пункту 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913, официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Положениями Закона о контрактной системе также предусмотрены отдельные особенности каждого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63).
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 63).
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 3 статьи 63).
При этом на основании части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
В утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) включены услуги по общей уборке зданий, услуги по мытью окон, услуги по чистке и уборке специализированные.
До 21 марта 2016 года услуги по мытью окон, услуги по чистке и уборке общего назначения, услуги специализированные по чистке и уборке были включены в аналогичный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Таким образом, закупка для государственных и муниципальных нужд подобных услуг должна осуществляться исключительно в форме электронного аукциона.
В то же время в пункте 3.2 Порядка N 366п указано, что в целях обеспечения проведения отбора претендентов, имеющих право на получение субсидии, главный распорядитель не позднее, чем за 5 дней до дня начала приема заявок на участие в отборе, обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении отбора в сети Интернет на официальном сайте Окружной администрации.
Согласно пункту 3.7 Порядка N 366п главный распорядитель производит прием документов в течение 3 (трех) рабочих дней со дня начала приема заявок на участие в отборе и направляет поступившие заявки, соответствующие настоящему постановлению, в Комиссию Окружной администрации для осуществления отбора претендентов на получение субсидии.
Комиссия по результатам рассмотрения заявки принимает решение по бальной системе о признании претендента соответствующим требованиям настоящего Порядка и предоставлении субсидии или решение об отказе в предоставлении субсидии.
Срок принятия Комиссией решения составляет 2 (два) рабочих дня.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка N 366п после принятия решения Комиссией Главный распорядитель бюджетных средств в течение 5 (пяти) рабочих дней опубликовывает результаты проведенного отбора, уведомляет лиц, претендующих на получение субсидии, о принятом решении. Список получателей субсидии утверждается распоряжением Окружной администрации.
Из материалов настоящего дела следует, что информационное сообщение о проведении отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" размещено только 15 декабря 2014 года на официальном сайте Окружной администрации в сети Интернет www.якутск.рф (т. 2, л.д. 67) и 16 декабря 2014 года в газете "Эхо столицы" N 143(2368) (т. 2, л.д. 58-66).
При этом в таком сообщении указано, что отбор проводит Окружная администрация.
Дата начала подачи заявок - с 22 декабря 2014 года с 09-00.
Дата окончания подачи заявок - 24 декабря 2014 года до 18-00.
Согласно протоколу N 1 от 26 декабря 2014 года Комиссией N 1 по проведению отбора получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" заявка ООО "Клининг-Саха" (единственная поступившая) признана соответствующей требованиям отбора и принято решение о предоставлении Обществу субсидии по 23 лотам (т. 1, л.д. 101-105).
Распоряжением Окружной администрации от 31 декабря 2014 года N 2401р (т. 1, л.д. 106-108) получателем субсидий из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", определено ООО "Клининг-Саха".
Учитывая, что в рассматриваемом случае денежные средства, выделяемые из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса субсидиями не являются, поскольку носят возмездный характер и по существу представляют собой оплату за выполненные ООО "Клининг-Саха" работы (услуги) для обеспечения муниципальных нужд городского округа "город Якутск", то отбор кандидатов на выполнение соответствующих работ (услуг) необходимо было проводить конкурентным способом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Размещение информационного сообщения о проведении отбора лишь на официальном сайте Окружной администрации в сети Интернет www.якутск.рф и в газете "Эхо столицы", установление достаточно короткого срока для подачи заявок, а также определение исполнителя не путем проведения электронного аукциона, привели к тому, что хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на заключение муниципальных контрактов на выполнение работ (услуг) по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", были лишены возможности участвовать в таком отборе и претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемом товарном рынке.
Вопреки доводам Окружной администрации, поступление на рассмотрение Комиссии по отбору получателей субсидии единственной заявки от ООО "Клининг-Саха" и не оспаривание результатов отбора, правового значения в указанном случае не имеют, поскольку иные хозяйствующие субъекты могли и не знать о проведении отбора получателей денежных средств из бюджета городского округа "город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск" (принимая во внимание, что соответствующие извещения подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, чего не было сделано Окружной администрацией).
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на решение Якутского УФАС от 12 декабря 2014 года по делу N 02/73/14А (т. 1, л.д. 42-49), в рамках которого антимонопольным органом уже рассматривался порядок предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии для возмещения затрат, возникающих в связи с выполнением работ по уборке офисов и служебных помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", однако Якутское УФАС не установило, что предоставление субсидии без проведения торгов нарушает Закон о контрактной системе, суд апелляционной инстанции также признает необоснованной, поскольку непосредственно Порядок N 366п антимонопольным органом при рассмотрении дела N 02/73/14А не оценивался.
Так, решение по делу N 02/73/14А о нарушении антимонопольного законодательства было изготовлено Якутским УФАС в полном объеме 12 декабря 2014 года (резолютивная часть оглашена 1 декабря 2014 года), в то время как Порядок N 366п был утвержден постановлением Окружной администрации от 15 декабря 2014 года (то есть по истечении трех дней со дня вынесения решения по делу N 02/73/14А).
Следовательно, выводы Якутского УФАС относительно порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии для возмещения затрат, возникающих в связи с выполнением работ по уборке офисов и служебных помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск", изложенные в решении от 12 декабря 2014 года по делу N 02/73/14А, правого значения для настоящего дела не имеют.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции признает доказанным антимонопольным органом нарушение Окружной администрацией требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов) в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.
Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции также предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Согласно подпункту г) пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право выдавать органам местного самоуправления, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Предписанием о прекращении нарушения по результатам рассмотрения дела N 02-95/15А от 31 декабря 2015 года антимонопольный орган обязал Окружную администрацию прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания представить в Якутское УФАС документы, подтверждающие осуществление действий, направленных на отмену постановления Окружной администрации от 15.12.2014 N 366п "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по комплексному обслуживанию помещений муниципальных учреждений городского округа "город Якутск".
Названное предписание направлено на обеспечение конкуренции. Доказательств неразумности установленного в предписании Якутского УФАС срока исполнения, а также невозможности его исполнения, Окружной администрацией не представлено.
Кроме того, Окружная администрация в любом случае должна привести свои муниципальные правовые акты о предоставлении субсидий в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые Окружной администрацией ненормативные правовые акты Якутского УФАС соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, не нарушают права и законные интересы Окружной администрации, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2016 года по делу N А58-178/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2016 года по делу N А58-178/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-178/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2017 г. N Ф02-7434/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), Управлению ФАС по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: "Администрация микрорайона Марха" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск", "Администрация села Табага" Муниципальное казенное учреждение Городского округа "Город Якутск", "Управа Промышленного округа" Муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск", "Управа Сайсарского округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск", "Управа строительного округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск", Администрация Тулагино-Кильдямского наслега " Муниципальное казенное учреждение Городского округа "Город Якутск", Департамент финансов Окружной администрации г. Якутка, Департамент финансов Окружной администрации города Якутска, МКУ "Автодорожный округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация мкр. Кангалассы" городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация села Пригородный" городского округа "Город Якутск", МКУ "Аппарат по обеспечению деятельности Якуткой городской думы" городского округа "Город Якутск", МКУ "Ганаринский округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "Губинский округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "Департамент жилищных отношений", МКУ "Октябрьский округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "промышленный округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "Сайсарский округ" городского округа "Город Якутск", МКУ "Службы эксплуатации городского хозяйства" городского округа "Город Якутск", МКУ "Управа Октябрьского округа" ГО г. Якутск, 1435227721, МКУ "Управление делами" городского округа "город Якутск", МКУ "Централизоанная библиотечная система" городского округа "Город Якутск", МКУ "центральный округ" городского округа "город Якутск", МКУ "Автодорожный округ" Городского округа "Город Якутска", МКУ "Администрация мкр. Кангалассы" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация мкр. Марха" Городского округа"Город Якутск, МКУ "Администрация п.Маган" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация пос. Табага" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация пос. Хатассы" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация села Маган" городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация села Пригородный" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Администрация Тулагино-Кильдямского наслега" Городского округа "Город Якутска", МКУ "Аппарат по обеспечению деятельности Якутской городской Думы" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Гагаринский округ" Городского округа "Город Якутск, МКУ "Главстрой" Городского округа "Город Якутска", МКУ "Губинский округ" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Департамент жилищных отношений" Городского округа "Город Якутска", МКУ "Октябрьский округ" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Промышленный округ" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Сайсарский округ" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Службы эксплуатации городского хозяйства" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Управа Строительного округа" Городского округа "Город Якутск", МКУ "Управление делами" Городского округа "ГородЯкутск", МКУ "Централизованная библиотечная система" Городского округа "Город Якутска", МКУ "Центральный округ" Городского округа "Город Якутск", МКУ ГО г. Якутск "Управа автодорожного округа", МКУ ГО г. Якутск "Управа Губинского округа", МКУ ГО г. Якутск "Управа строительного округа", МУ "Администрация наслега Хатассы" Городского округа "Город Якутск", Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск", Муниципальное казенное учреждение "Управа Центрального округа", ООО "Клининг-Саха", Управа Гагаринского округа МКУ ГО "Город Якутск", Управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска