Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора подряда, по договору поставки, по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А23-2425/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.08.2016 по делу N А23-2425/2016 (судья Кретова И.А.), установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (город Калуга, ОГРН 1024001188969, ИНН 4027022792) (далее - ГБУЗ "Калужская областная детская больница", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (город Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) (далее - управление) о признании недействительным решения от 20.01.2016 в части (т. 1, л. д. 4 - 9).
Определением суда от 08.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Криоген" (город Рязань, ОГРН 1026201103851, ИНН 6230024663), общество с ограниченной ответственностью "Открытые системы" (город Москва, ОГРН 1087746689117, ИНН 7720619622), Министерство конкурентной политики Калужской области (город Калуга, ОГРН 1074027003434, ИНН 4027078890) (далее - министерство) (т. 2, л. д. 97 - 98).
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просил признать недействительным пункт 2 резолютивной части решения управления от 20.01.2016 (т. 2, л. д. 114 - 117).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.08.2016 в удовлетворении заявления отказано (т. 3, л. д. 49 - 60).
Не согласившись с судебным актом, ГБУЗ "Калужская областная детская больница" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения управления от 20.01.2016 (т. 3, л. д. 66 - 72).
Заявитель жалобы указал на то, что нарушение, выразившееся в установлении в документации о закупке требования к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, о соответствии Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" или Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" было допущено уполномоченным органом на стадии разработки документации. Полагает, что отсутствие у уполномоченного органа полномочий по утверждению документации не освобождает Министерство конкурентной политики Калужской области от обязанности по рассмотрению заявки заказчика на предмет соответствия ее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и ее возврату заказчику для устранения недостатков в случае выявления последних, а также от обязанности уполномоченного органа по разработке документации о закупке соответствующей требованиям закона о контрактной системе. По мнению заявителя, несмотря на то, что полномочия на определение условий контракта, подписание контракта, составление и подачу заявки на закупку осуществляет заказчик, и заказчик несет ответственность за полноту и достоверность информации и документов, представленных в составе заявки, именно уполномоченный орган обеспечивает соответствие заявки требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, а также обеспечивает соответствие требованиям указанного Федерального закона документации о закупке, как орган, составляющий данную документацию. Считает, что отсутствие в решении антимонопольного органа правовой оценки действиям уполномоченного органа в части возложенных на него полномочий заказчика по разработке документации свидетельствует о том, что антимонопольный орган при проведении проверки и вынесении обжалуемого решения не применил положения статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712, в связи с чем неверно установил фактические данные и пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях заказчика при составлении аукционной документации на поставку кислорода жидкого медицинского нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 2, л. д. 109 - 114).
Ответчик указал на то, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712 именно заказчик несет ответственность за составление документации об аукционе, соответствующей законодательству о контрактной системе в части установления требований к участникам закупки и составу заявки. Отметил, что согласно информации, размещенной в ЕИС, изменения в документацию электронного аукциона в срок со дня размещения извещения 04.12.2015 до окончания подачи заявок 21.12.2015 не вносились, что, по мнению ответчика, свидетельствует о полном согласии заказчика с содержанием документации электронного аукциона.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, на основании статей 123, 158, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 22.08.2016 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 04.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 0137200001215006485 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка кислорода жидкого медицинского.
Заказчиком по указанному аукциону выступало ГБУЗ "Калужская областная детская больница".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.12.2015 N 0137200001215006485-1 на участие в электронном аукционе поступили и были допущены до участия 3 заявки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2015 N 137200001215006485-3 победителем электронного аукциона признано ООО "Открытые системы" (т. 2, л. д. 62).
31.12.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области поступила жалоба ООО "Криоген" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при проведении электронного аукциона (т. 2, л. д. 73 - 75).
Комиссией управления принято решение от 20.01.2016 по результатам рассмотрения жалобы N 374-03з/2016 ООО "Криоген", которым антимонопольный орган пришел к выводу, что комиссия уполномоченного органа, руководствуясь требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, правомерно приняла решение о признании победителем электронного аукциона ООО "Открытые системы". Жалоба признана необоснованной (т. 1, л. д. 17 - 23).
Однако, в ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ управление пришло к выводу о том, что документацией о закупке в части установления требований к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, установлено требование о соответствии Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" или Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", что не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку предмета настоящего аукциона.
Антимонопольный орган усмотрел в действиях заказчика при составлении аукционной документации на поставку кислорода жидкого медицинского нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, выразившихся в отсутствии в документации об аукционе требований к участникам иметь лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами и отсутствие в документации требований представить в составе второй части заявки копии лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами.
Заказчику - ГБУЗ "Калужская областная детская больница" выдано предписание от 20.01.2016 об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона N 137200001215006485, предметом которого является поставка кислорода жидкого медицинского; оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность аннулирования электронного аукциона N 137200001215006485, предметом которого является поставка кислорода жидкого медицинского (т. 1, л. д. 24).
Ссылаясь на то, что указанное решение управления в оспариваемой части является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, ГБУЗ "Калужская областная детская больница" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л. д. 4 - 9; т. 2, л. д. 114 - 117).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым в том числе относится аукцион.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
Частями 10, 11 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В силу частей 3, 10 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712 "Об органе исполнительной власти Калужской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти, казенных и бюджетных учреждений Калужской области" (далее - постановление Правительства Калужской области N 712) на Министерство конкурентной политики Калужской области возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти, казенных и бюджетных учреждений Калужской области (далее - заказчики).
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что в заявке на осуществление закупки, поданной в электронном виде заказчиком - учреждением на поставку кислорода жидкого медицинского, указан способ определения поставщика - электронный аукцион. В заявке указаны требования к участникам закупки, в том числе наличие действующей лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности - для поставщиков или на производство лекарственных средств - для производителей.
В том числе, в заявке имеется следующий текст: преимущества, запреты и ограничения: субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ: Да (т. 2, л. д. 137 - 139). На основании указанной заявки уполномоченным органом разработана документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку кислорода жидкого медицинского. На титульном листе указано, что аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 18 раздела 1 Информационной карты указаны ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (т. 2, л. д. 141 - 144).
В пункте 19 раздела 1 Информационной карты установлены преимущества субъектам малого предпринимательства либо социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 22.1 раздела 1 установлено требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" или частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В пункте 21.3.2 раздела 1 Информационной карты перечислены документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки - копия лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности - для поставщиков или копия лицензии на производство лекарственных средств - для производителей (т. 2, л. д. 141 - 144).
Указанная документация об электронном аукционе утверждена 04.12.2015 главным врачом ГБУЗ "Калужская областная детская больница" Михайловым В.М., что подтверждено его подписью и печатью учреждения (т. 2, л. д. 140).
Установив изложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что заказчик утвердил, то есть согласовал данный текст документации, в том числе, утвердил требования к участникам закупки. При этом заказчик до утверждения документации должен проверять и оценивать ее соответствие своим потребностям и требованиям действующего законодательства.
Постановлением Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с Министерством конкурентной политики Калужской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок взаимодействия). Согласно пункту 1 Порядка взаимодействия уполномоченный орган на основании представленных заказчиком заявок на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов в электронной форме, запросов предложений в случае, установленном пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляет следующие функции:
- устанавливает форму и порядок подачи заявки на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (подпункт 1);
- осуществляет размещение в единой информационной системе извещений о закупке, документации о закупке и проектов контрактов (подпункт 2);
- принимает заявки на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом (подпункт 3);
- разрабатывает документацию о закупках, извещение о закупке на основании и в соответствии с заявкой на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и иными представленными заказчиком документами, необходимыми для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт 5);
- размещает извещение о закупке, документацию о закупках, а также проекты контрактов и иную информацию о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе (подпункт 6);
- по предложению или по согласованию с заказчиком вносит изменения в извещение о закупке и (или) документацию о закупке (подпункт 7);
- на основании принятого заказчиком решения формирует и размещает в единой информационной системе информацию о внесении изменений в извещение о закупке, документацию о закупках, извещение об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом (подпункт 12).
В соответствии с пунктом 2 Порядка взаимодействия заказчик при осуществлении взаимодействия с уполномоченным органом:
- подает в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), комплект документов, а также иные документы, отражающие решения заказчика по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе о внесении изменений в извещение о закупке и (или) документацию о закупке, об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт 1);
- осуществляет функции и полномочия, предусмотренные Федеральным законом и не переданные уполномоченному органу (подпункт 3).
Пунктом 4 Порядка взаимодействия установлено, что при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченный орган и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренных настоящим порядком.
Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 17.01.2014 N 20 утверждена форма и порядок подачи заявки на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в министерство (т. 2, л. д. 129 - 133).
Пунктом 18 приложения N 1а "Заявка на проведение электронного аукциона" к указанному приказу предусмотрено, что заказчик должен указать в заявке установленные им требования к участнику закупки.
На основании Приказа Министра конкурентной политики Калужской области от 29.10.2014 N 279-м в период с 01.01.2015 организация приема заявок на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), комплекта документов, а также иных документов, отражающих решения заказчика по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе о внесении изменений в извещение о закупке и (или) документацию о закупке, об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в форме электронного документа посредством функционала сайта в сети Интернет (т. 2, л. д. 136 - 139).
Судом установлено, что заказчик не обращался в Министерство конкурентной политики Калужской области с предложением о внесении изменений в извещение о закупке, документацию об электронном аукционе, в том числе, в части требований установленных к участникам закупки. Документация об электронном аукционе была утверждена заказчиком в лице главного врача учреждения (т. 2, л. д. 140), что подтверждает его согласие с требованиями, изложенными в документации.
Таким образом, подготовка документов об электронном аукционе на поставку кислорода жидкого медицинского состояла из подачи заявки заказчиком в уполномоченный орган, разработки уполномоченным на основании заявки заказчика документации об электронном аукционе и утверждение документации заказчиком без замечаний.
Как верно указал суд первой инстанции, при таких обстоятельствах доводы ГБУЗ "Калужской областной детской больницы" о том, что пунктом 2 оспариваемого решения управления действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме незаконно признаны нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, являются необоснованными.
В силу части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении аукциона в электронной форме информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из положений статей 31, 42, 59, 63 Федерального закона N 44-ФЗ, именно заказчик определяет требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В том числе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 64).
В соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, как правомерно отметил арбитражный суд первой инстанции, учитывая нормы Порядка взаимодействия заказчиков с Министерством конкурентной политики Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712, министерство не уполномочено принимать решения от имени заказчика по вопросам, отнесенным к компетенции заказчика, в том числе по вопросам установления требований к участникам закупки, на министерство не возложено полномочие по утверждению документации о закупке заказчика, министерство лишь разрабатывает документацию в соответствии с заявкой, поданной заказчиком.
Из материалов дела усматривается, что согласно заявке, поданной ГБУЗ "Калужская областная детская больница" в министерство на проведение электронного аукциона на поставку кислорода жидкого медицинского, в пункте "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" установлено требование "Наличие действующей лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности - для поставщиков или на производство лекарственных средств - для производителей" (т. 2, л. д. 139).
Таким образом, требование о наличии именно вышеуказанной лицензии было установлено заказчиком в поданной заявке, разработанная документация утверждена главным врачом учреждения, что не оспаривается заявителем.
В нарушение требований Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности в документации об электронном аукционе отсутствовали требования о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность с приложением видов деятельности оптовая торговля, перевозка лекарственных средств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что решение управления от 20.01.2016 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Арбитражный суд Калужской области правомерно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемое решение принято без учета положений статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ, постановления Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712 и пункта 3.30 Административного регламента, поскольку не учтено разграничение полномочий заказчика и уполномоченного органа, так как уполномоченный орган - Министерство конкурентной политики Калужской области не наделен правами самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции заказчика, в том числе по вопросу установления требований к участникам закупки. Факт утверждения заказчиком документации об электронном аукционе свидетельствует о волеизъявлении заказчика по всем вопросам, отраженным в документации.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей относится на заявителя - ГБУЗ "Калужская областная детская больница".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.08.2016 по делу N А23-2425/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (город Калуга, ОГРН 1024001188969, ИНН 4027022792) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2425/2016
Истец: ГБУЗ Калужской области "Калужская областная детская больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области Калужская областная детская больница
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, УФАС по Калужской области
Третье лицо: Министерство конкурентной политики Калужской области, ООО "Криоген", ООО "Открытые Системы"