Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф04-6848/16 настоящее постановление отменено
г. Томск |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А45-12879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Сбитнева А. Ю., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Полевый В. Н.,
при участии:
от заявителя: Пыклик О. О., доверенность от 18.11.2016 N 11/2 года, Киргизова А. А., доверенность от 18.11.2016 N 11/4, Дубровского В. А., доверенность от 18.11.2016 N 11/3, Девицина Д. В., доверенность от 18.11.2016 N 11/1,
от заинтересованного лица: Миклашевича А. С., доверенность от 24.10.2016 N 06-05/17027,
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 сентября 2016 года по делу N А45-12879/2016 (судья Векшенков Д. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" (ОГРН 1115476165078, ИНН 5407472006, 630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 15, 130)
к Новосибирской таможне (630015, г. Новосибирск, ул. Королева, 40)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" (далее - ООО "Даксмед Импорт", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Новосибирской таможни (далее - заинтересованное лицо) по отказу в выпуске товара без уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.09.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Новосибирская таможня в отзыве на апелляционную жалобу просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.03.2016 ООО "Даксмед Импорт" на Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новосибирской таможни была подана декларация на товары N 10609050/119316/0003640 для проведения таможенного декларирования: товара N 1 - устройства для проведения эндоваскулярных манипуляций - стенты, спирали, система защиты от дистальной эмболии Spyder, всего 89 штук, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) 943600, в графе 33 ДТ код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 909009, для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", таможенной стоимостью 5 266 379, 40 рублей.
Поставка осуществлена в рамках внешнеторгового контракта от 17.03.2015 N 2015-1, заключенного между обществом (покупатель) и продавцом - иностранной компанией.
В отношении товара N 1 Обществом была заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость "ОООО-ХТ" - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию важнейших и жизненно необходимых изделий.
По результатам таможенного контроля декларации на товары 16.03.2016 заинтересованным лицом в связи с несоблюдением условий выпуска товаров, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - неуплата суммы НДС в установленные сроки, было отказано в выпуске товара N 1 без уплаты НДС, начислена сумма НДС к оплате.
18.03.2016 после уплаты НДС указанный товар был выпущен таможней на основании декларации на товары N 10609050/170316/0003965.
Несогласие Общества с действиями заинтересованного лица по отказу в выпуске товара без уплаты НДС явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что товар N 1 по декларации на товары N 10609050/119316/0003640, имеющий классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 909009 и код ОКП 943600, не подпадает под действие Постановления Правительства от 12.10.2015 N 1042 и не освобождается от уплаты НДС.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт, исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту пункта 2 статьи 149 НК РФ положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Постановление N 1042, Перечень медицинских товаров).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Перечень содержит наименование групп (подгрупп или вида) медицинской техники и соответствующие им коды по классификации ОК 005-93 (ОКП).
В силу пункта 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий, Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
При разрешении вопроса о предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, необходимо учитывать, что Перечень (медицинских товаров) ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения РФ (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301). На первой ступени классификации данного классификатора указаны классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).
В разъяснениях указывается, что принадлежность какой-либо медицинской техники к соответствующей группе Перечня медицинских товаров, должна определяться на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Содержащиеся в самих регистрационных удостоверениях и приложениях к ним сведения о подклассе и наименованиях групп продукции позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованным в Перечне медицинских товаров и являются самодостаточными для подтверждения льготы и не требуют дополнительного обоснования освобождения от налогообложения, как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Согласно нормам части 5 статьи 24 и части 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" как сертификат, так и декларация соответствия должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия. Формы декларации о соответствии и сертификата соответствия в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень (товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС), кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Согласно части 5 статьи 24 и части 2 статьи 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" как сертификат, так и декларация соответствия должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия.
Из материалов дела следует, что Формы декларации о соответствии и сертификата соответствия в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимых медицинских изделий (техники) по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень (товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС), кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Представленная ООО "Даксмед Импорт" декларация о соответствии оформлена в установленном порядке, выдана и зарегистрирована уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями РУ (регистрационного удостоверения), содержит коды групп медицинских изделий, соответствующие кодам групп, указанным в Перечне медицинских товаров.
Согласно части 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Совет Евразийской экономической комиссии решением от 16 июля 2012 г. N 54 утвердил единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по кодам ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4), исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация по ТН ВЭД ЕАЭС производится для целей таможенного декларирования, которое осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в отношении ввозимых товаров, решение об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе медицинских товаров в Российскую Федерацию принимается с учетом примечаний к Перечню, а также при выполнении иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, Правительство Российской Федерации с учетом действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства в сфере охраны здоровья установило наименование товаров по кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, определив, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
В рассматриваемой ситуации задекларированный заявителем товар, имеющий классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 909009 и код ОКП 943600 относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям и в силу указания всех своих кодов в разделе 1 Перечня подпадает под действие Постановления N 1042, поскольку в Примечании N 1 указано, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, тогда как для целей применения раздела II настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификации ОК 005-93 (ОКП), так и наименованием товара.
В подтверждении заявленных сведений о применении льготы по уплате НДС Обществом предоставлены - декларация о соответствии от 04.12.2015 N РОСС US.МН08.Д01583; регистрационное удостоверение от 07.07.2015 N РЗН 2015/2741 с ссылкой в 44 графе ДТ на пункт 2 статьи 150 НК РФ и Постановление N 1042.
Из содержания регистрационного удостоверения следует, что товар - устройства для проведения эндоваскулярных манипуляций относится к медицинским изделиям производства компании "ев3 Инк.", США, входит в ОК 005-93 и имеет код ОКП 94 3600.
Доказательств того, что эти товары неправильно классифицированы по коду ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, не представлено.
Таким образом, задекларированный заявителем товар, имеющий классификационный код ТН ВЭД ЕАС 9021 909009 и код ОКП 943600, относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям и в силу указания все своих кодов в разделе 1 перечня подпадает по действие Постановления N 1042, поскольку из Примечания N 1 к Перечню следует, что достаточно лишь одной ссылки на код ОКР в отношении медицинских товаров, классифицированных в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАС в пределах одной группы.
При изложенных обстоятельствах, действия Новосибирской таможни, выразившиеся в отказе в выпуске товара N 1 (декларация на товары N 10609050/110316/0003640) "устройства для проведения эндоваскулярных манипуляций - стенты, спирали, система защиты от дистальной эмболии Spyder, всего 89 штук", без уплаты налога на добавленную стоимость, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 11 ГК РФ и статье 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, перечень которых не является исчерпывающим.
При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются установленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
Следовательно, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Суд, установив, что решение либо действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
По смыслу приведенной нормы процессуального права такое указание является процессуальной обязанностью суда в случаях признания оспариваемых ненормативных актов, действий (бездействия) незаконными и при наличии объективных предпосылок для избрания конкретного способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на основе установленных по делу обстоятельств и полномочий соответствующего государственного органа.
Из правового анализа вышеуказанных положений следует, что вопрос об устранении допущенных нарушений путем возложения на соответствующие органы обязанности совершения определенных действий должен быть разрешен судом в любом случае удовлетворения требования заявителя о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что в качестве способа восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов ООО "Даксимед Импорт" следует возложить на Новосибирскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Даксимед Импорт" путем возврата излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 500 918 руб. 58 коп. по декларации на товары N 10609050/170316/0003965.
При изложенных обстоятельствах на основании пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные ООО "Даксимед Импорт" требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с удовлетворением заявленных требований относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 сентября 2016 года по делу N А45-12879/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Новосибирской таможни, выразившиеся в отказе в выпуске товара N 1 (декларация на товары N 10609050/110316/0003640) "устройства для проведения эндоваскулярных манипуляций - стенты, спирали, система защиты от дистальной эмболии Spyder, всего 89 штук", без уплаты налога на добавленную стоимость.
Обязать Новосибирскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" путем возврата излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 500 918 руб. 58 коп. по декларации на товары N 10609050/170316/0003965.
Взыскать с Новосибирской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12879/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф04-6848/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "ДАКСМЕД ИМПОРТ"
Ответчик: Новосибирская таможня