Тула |
|
5 декабря 2016 г. |
Дело N А68-5134/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" (г. Тула, ИНН 7123500510, ОГРН 1087154038333) - Буравцовой М.В. (доверенность от 03.09.2015), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования Веневский район (г. Венев, Тульская область, ИНН 7123003491, ОГРН 1027101589536) - Халиловой Т.Р. (доверенность от 01.02.2016), в отсутствие третьего лица - Государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016 по делу N А68-5134/2016 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Грицовский коммунальщик" (далее - общество, заявитель, ЗАО "Грицовский коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации муниципального образования Веневский район (далее - администрация) от 27.04.2016 N 232-р "О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения жилищного законодательства", предписаний от 05.05.2016 N 31/ВП-АС/1, N 31/ВП-АС/2, N 31/ВП-АС/3, N 31/ВП-АС/4, N 31/ВП-АС/5, N 31/ВП-АС/6.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 20.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Тульской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Грицовский коммунальщик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Общество указывает на то, что органом муниципального жилищного контроля не исследовался вопрос о принадлежности проверяемого жилищного фонда к муниципальной собственности.
По мнению заявителя жалобы, администрация не представила в материалы дела доказательства наличия у нее права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме N 9 по ул. Первомайской в п. Грицовский Веневского района, а выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования Грицовское Веневского района от 12.01.2016 не может подтверждать названные обстоятельства.
Кроме того, ЗАО "Грицовский коммунальщик" считает, что к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общество также ссылается на то, что осуществляет свою деятельность на основании лицензии, в связи с чем в соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность проведения в отношении заявителя государственного жилищного надзора исключена.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения первого заместителя главы администрации муниципального образования Веневский район от 27.04.2016 N 232-р в отношении ЗАО "Грицовский коммунальщик" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении граждан, проживающих по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, д. 9, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома управляющей компанией ЗАО "Грицовский коммунальщик".
При проверке фактов, изложенных в обращении, администрацией установлено, что в соответствии с договором управления от 01.05.2012, заключенного между собственниками многоквартирного дома и ЗАО "Грицовский коммунальщик", 5-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, д. 9, находится в управлении общества.
Администрацией при визуальном осмотре 5-ти этажного жилого многоквартирного дома N 9 установлено, что в подъездах частично нарушено остекление, на 5 этаже в подъезде N 3 имеются следы протечки кровли, на входной двери в подвальное помещение подъезда N 3 отсутствует замок, нет специальной надписи о месте хранения ключа, в подвальном помещении, нарушен гидро-теплоизоляционный слой на внутренних трубопроводах, трубопровод имеет следы коррозии, также поверхностное ржавление, при осмотре стояков трубопровода выявлена течь задвижек, идет подтопление подвального помещения, в подвальном помещении отсутствует освещение, отсутствуют решетки на продухах в фундаменте, что является нарушением пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.7, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 5.8.3, подпункта "в" пункта 5.8.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 05.05.2016 N 31/ВП-АС и выданы предписания от 05.05.2016 N 31/ВП-АС/1, N 31/ВП-АС/2, N 31/ВП-АС/3, N 31/ВП-АС/4, N 31/ВП-АС/5, N 31/ВП-АС/6, которыми обществу предписано устранить выявленные нарушения, в срок до 17.06.2016.
Не согласившись с распоряжением о проведении проверки, вынесенными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что между собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома 9 по ул. Первомайская п. Грицовский Веневского района, и ЗАО "Грицовский коммунальщик" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заключив договор управления, общество приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и, как управляющая организация, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В пункте 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Таким образом, положения Правил являются обязательными для исполнения, в том числе управляющими организациями и лицами, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Пунктом 2 Правил N 170 предусмотрено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем; текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 3.4.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
В соответствии с пунктом 3.4.5 Правил N 170 входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.
Согласно пункту 3.4.7 Правил N 170 на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.1.9 Правил N 170 предусмотрено, что организациям по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Пунктом 4.1.14 Правил N 170 предусмотрено, что входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи должны храниться в объединенной диспетчерской службе (ОДС) или в организации по обслуживанию жилищного фонда и у жителей близлежащей квартиры (о чем должна быть соответствующая надпись), двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается:
подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
захламлять и загрязнять подвальные помещения;
устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта;
рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения;
подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см;
использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В пункте 4.7.1 Правил N 170 указано, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;
нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;
периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с подпунктом "в" пунктом 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать, в том числе, устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Пунктом 5.8.5 Правил N 170 предусмотрено, что помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град. С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается.
Как следует из материалов дела, администрацией при проверке фактов, изложенных в обращении граждан, проживающих по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, д. 9, установлено, что в подъездах частично нарушено остекление, на 5 этаже в подъезде N 3 имеются следы протечки кровли, на входной двери в подвальное помещение подъезда N 3 отсутствует замок, нет специальной надписи о месте хранения ключа, в подвальном помещении, нарушен гидро-теплоизоляционный слой на внутренних трубопроводах, трубопровод имеет следы коррозии, также поверхностное ржавление, при осмотре стояков трубопровода выявлена течь задвижек, идет подтопление подвального помещения, в подвальном помещении отсутствует освещение, отсутствуют решетки на продухах в фундаменте, что является нарушением пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.7, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 5.8.3, подпункт "в" пункта 5.8.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, судом первой инстанции справедливо указано на то, что нарушение указанных Правил находится в причинной связи с действиями именно заявителя.
При этом проверка проведена в присутствии генерального директора ЗАО "Грицовский коммунальщик".
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела основанием для проведения в отношении ЗАО "Грицовский коммунальщик" внеплановой выездной проверки явилось поступление в администрацию жалобы граждан.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Из положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В пункте 2 указанной статьи определены основные сведения, подлежащие отражению в распоряжении.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В силу части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний, как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации Тульской городской Думой от 07.02.2013 принят Закон Тульской области N 1871-ЗТО "О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Тульской области", пунктом 1 которого определено, что органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Тульской области осуществляют взаимодействие с уполномоченным правительством области органом исполнительной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории области.
Так, между инспекцией и администрацией 12.11.2013 заключено соглашение о взаимодействии между государственной жилищной инспекцией Тульской области и органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществлением муниципального жилищного контроля, которое заключено в целях взаимодействия сторон, повышения его эффективности при организации осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных пунктом 1, пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1.1).
Как отмечалось выше, внеплановая проверка проводилась администрацией на основании распоряжения первого заместителя главы администрации муниципального образования Веневский район от 27.04.2016 N 232-р. В отношении ЗАО "Грицовский коммунальщик" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении граждан, проживающих по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, д. 9.
При этом нормами действующего законодательства не предусмотрено, что при проведении проверки на основании обращения граждан административный орган ограничен доводами жалобы и вправе проверять только факты, изложенные в соответствующем обращении. При непосредственном обнаружении в ходе такой проверки иных нарушений административный орган вправе в пределах предоставленных ему полномочий предпринять соответствующие меры реагирования.
Таким образом, фактически проверка проведена при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а также частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что общество на момент проведения проверки осуществляло управление указанным многоквартирным домом, суд первой инстанции правомерно заключил, что у администрации имелись основания для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении организации, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием жилого дома N 9 по ул. Первомайской п. Грицовский Веневского района, и вынесения соответствующего распоряжения, которое соответствует требованиям пункта 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Довод подателя жалобы о неправомерности проведения проверки в отношении не только муниципального жилого фонда, но и в отношении частного жилого фонда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено, что в доме N 9 по ул. Первомайской п. Грицовский Веневского района имеется квартира, находящаяся в муниципальной собственности, вследствие чего администрация муниципального образования Веневский район имеет долю в праве собственности на общее имущество указанного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившим проверку, в пределах полномочий предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлены нарушения требований жилищного законодательства, допущенные ЗАО "Грицовский коммунальщик", в связи с чем администрацией правомерно были выданы последнему предписания об устранении выявленных нарушений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на имеющихся в деле доказательствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого распоряжения и оспариваемых предписаний и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов общества, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод ЗАО "Грицовский коммунальщик" о том, что к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку основан на неправильном применении данной нормы права.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие допустимых доказательств наличия у муниципального образования права собственности на жилые помещения в спорном доме опровергается наличием в материалах дела акта приема-передачи жилищного фонда от 21.06.2007, выписки из реестра муниципального имущества от 12.07.2016.
Более того, полномочия, возложенные на органы местного самоуправления частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Утверждение подателя жалобы об отсутствии у администрации полномочий на выдачу предписаний по результатам спорной проверки, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку возможность выдачи предписаний по результатам проверки предусмотрена пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 17 Закона N 294-ФЗ.
Ссылка общества на то, что оно осуществляет свою деятельность на основании лицензии, в связи с чем в соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность проведения в отношении заявителя государственного жилищного надзора исключена, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку на основании оспариваемого распоряжения в отношении заявителя была проведена внеплановая проверка по факту нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), в рамках муниципального жилищного контроля.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции, в связи с чем не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Грицовский коммунальщик" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей по платежному поручению от 30.09.2016 N 422.
В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), государственная пошлина для данной категории спора для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016 по делу N А68-5134/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Грицовский коммунальщик" (301318, Тульская область, Веневский район, п. Грицовский, ул. Школьная, д. 2, ИНН 7123500510, ОГРН 1087154038333) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 30.09.2016 N 422.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5134/2016
Истец: ЗАО "Грицовский коммунальщик"
Ответчик: Администрация МО Веневский район, Администрация МО Веневский район Тульской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2017 Определение Верховного Суда России N 310-КГ17-10374
20.04.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-700/17
05.12.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6985/16
21.09.2016 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5134/16