Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2016 г. N Ф10-5231/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А68-2912/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ращепкиной О.А., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Кучерова Александра Игоревича (город Тула, ОГРН 310715424900065, ИНН 710304761147) - Миронова А.В. (доверенность от 18.02.2016 серии 71 ТО 0982756) и от ответчика - Министерства экономического развития Тульской области (город Тула, ОГРН 1147154011730, ИНН 7107548681) - Наумова О.А. (доверенность от 14.06.2016 N 1801-28/10205), в отсутствие третьего лица - Администрации города Тулы (город Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кучерова Александра Игоревича на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.08.2016 по делу N А68-2912/2016 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кучеров Александр Игоревич обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Министерству экономического развития Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа от 04.03.2016 N 18-01-28/3404 в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:30:060303:5 (т. 1, л. д. 5 - 12).
Определением суда от 11.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Тулы (далее - администрация) (т. 1, л. д. 109 - 110).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.08.2016 в удовлетворении требований отказано. Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя (т. 2, л. д. 68 - 72).
Не согласившись с судебным актом, ИП Кучеров А.И. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования (т. 2, л. д. 78 - 84).
По мнению заявителя жалобы, для разрешения вопроса о возможности либо невозможности предоставления в собственность земельных участков юридическое значение имеет не факт отображения в градостроительной документации красных линий, а правовой режим земель, в составе которого находится испрошенный земельный участок. Заявитель полагает, что факт отображения красных линий в документах планировки территории сам по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Считает, что в данном случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей к территориям общего пользования; утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Заявитель жалобы выразил мнение о том, что запрет на приватизацию распространяется только на те участки, которые фактически относятся к землям общего пользования, то есть уже заняты площадями, скверами, пляжами и прочее; если же на участке расположен объект, принадлежащий частному лицу, такой участок территорией общего пользования не является.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 2, л. д. 108 - 111).
Ответчик указал на то, что нахождение земельного участка в границах красных линий не позволяет компетентному органу осуществлять распоряжение данным земельным участком путем передачи его в собственность, поскольку это повлечет нарушение требований закона, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Отметил, что действующее земельное законодательство не содержит требования об обязательном резервировании земельных участков в границах красных линий для государственных и муниципальных нужд.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 25.08.2016 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Кучеров А.И. является собственником нежилого здания (станция техобслуживания) площадью 724,4 кв. м, расположенного по адресу: город Тула, Зареченский район, поселок Горелки, улица Большая, дом 1а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2015 (т. 1, л. д. 17).
В соответствии с соглашением от 08.12.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 24.11.2014 N 1433546 ИП Кучерову А.И. в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 71:30:060303:5 площадью 1 766 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: город Тула, Зареченский район, по Московскому шоссе в районе улицы Большой (т. 1, л. д. 24 - 26).
29.02.2016 Кучеров А.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении в собственность для строительства здания автомойки со станцией техобслуживания и магазином земельного участка с кадастровым номером 71:30:060303:5 (т. 1, л. д. 30).
Письмом от 04.03.2016 N 18-01-28/3404 министерство отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка, указав на расположение части земельного участка за красной линией (т. 1, л. д. 15 - 16). Кроме того, министерство указало на то, что вид разрешенного использования земельного участка - для строительства здания автомойки со станцией техобслуживания и магазином не соответствует объекту права - нежилое здание (станция техобслуживания).
Ссылаясь на то, что отказ министерства, выраженный в письме от 04.03.2016 N 18-01-28/3404, не соответствует закону, нарушает права и интересы заявителя, ИП Кучеров А.И. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд (т. 1, л. д. 5 - 12).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно статье 26 Правил землепользования и застройки населенного пункта город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, зона многофункциональной общественно-деловой примагистральной застройки О-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования застройки вдоль магистральных улиц с широким спектром коммерческих, общественно-деловых и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения, как местного, так и приезжающего.
К основным видам разрешенного использования в зоне О-3 относятся объекты предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств.
Исходя из пункта 35 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок расположен в зоне многофункциональной общественно-деловой примагистральной застройки.
На спорном земельном участке располагается нежилое здание (станция техобслуживания), что соответствует основному виду разрешенного использования, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции правомерно не признал обоснованным основанием для отказа в предоставлении земельного участка указание на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:060303:5 - для строительства здания автомойки со станцией техобслуживания и магазином не соответствует объекту права - нежилое здание (станция техобслуживания).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Так, одним из оснований для принятия министерством оспариваемого отказа послужило изменение условий территориального планирования, с учетом которых испрашиваемый ИП Кучеровым А.И. земельный участок частично расположен за красной линией.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города. В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий определены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В силу пункта 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. Согласно пункту 4.1 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
В соответствии со Сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула часть земельного участка с кадастровым номером 71:30:060303:5 расположена за красной линией (т. 1, л. д. 129 - 135).
Отклоняя доводы заявителя о том, что выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не является надлежащим доказательством по делу, поскольку включенные в нее сведения носят производный характер и отсутствуют в соответствующей градостроительной документации, обоснованно отклонены арбитражный судом первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 56, частей 1, 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке создания и ведения дополнительных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением администрации от 06.07.2011 N 1699, информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования город Тула.
Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности на территории города Тулы. Отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, уполномоченным осуществлять ведение Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, является управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (пункты 1.6, 1.9 Положения).
Постановлением администрации от 29.08.2013 N 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле, которое определяет порядок установления, изменения или отмены линий градостроительного регулирования, в том числе порядок разработки, согласования и утверждения проектов линий градостроительного регулирования, порядок формирования и актуализации сводного плана линий градостроительного регулирования, а также порядок предоставления информации по линиям градостроительного регулирования субъектам градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений (пункт 1.1).
Постановлением администрации от 13.10.2014 N 3204 "Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле" утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (приложение в составе: проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Зареченский район); проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Привокзальный и Советский районы), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Пролетарский район), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Центральный район).
Таким образом, информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии с проектом линий градостроительного регулирования в городе Туле, утвержденным постановлением администрации от 13.10.2014 N 3204 и генеральным планом.
В силу пункта 4.5 Инструкции после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно счел Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (Раздел Х-8.01.09 "Дежурный план красных линий") от 23.05.2016 надлежащим доказательством наличия красных линий.
Из указанных документов (т. 1, л. д. 130 - 131), усматривается, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 71:30:060303:5 находится за красной линией. При этом не имеет правового значения, являются ли красные линии установленными, либо планируемыми.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Таким образом, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов, нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (в том числе планируемых) является законным препятствием для приобретения его в собственность.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2016 N 301-КГ16-8303, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1315/2015.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заявителю было правомерно отказано в приватизации спорного земельного участка, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относится на заявителя - ИП Кучерова А.И.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.08.2016 по делу N А68-2912/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кучерова Александра Игоревича (г. Тула, ОГРН 310715424900065, ИНН 710304761147) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2912/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2016 г. N Ф10-5231/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Кучеров Александр Игоревич, Кучеров Александр Игоревич
Ответчик: Министерство экономического развития Тульской области
Третье лицо: Администрация г. Тулы