г. Чита |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А58-4485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Закрытого акционерного общества "Стройтрансгаз" Вороновой М.А. (доверенность от 11.10.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2016 года по делу N А58-4485/2016 (суд первой инстанции - Собардахова В.Э.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Стройтрансгаз" (ОГРН 1047796994046, ИНН 7714572888, место нахождения: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, 39, стр. 80), далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480, место нахождения: 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 35, далее - ответчик, Управление Росприроднадзора) о признании незаконным решения от 19.04.2016 N И/1/19.04.2016/11 о приостановлении рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период строительных работ по объекту капитального строительства "Магистральный газопровод "Сила Сибири" Этап 2.1. Участок "Ленск-КС- 1 "Салдыкельская".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2016 года по делу N А58-4485/2016 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 09.11.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 19.04.2016 N И/1/19.04.2016/11 обратилось в Росприроднадзор по РС(Я) с заявлением о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства "Участок строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" Этап 2.1. Участок "Ленск - КС-1 "Салдыкельская" км 207,7 - км 301.1 в Ленском районе "Республики Саха (Якутия)".
К заявлению были приложены следующие документы:
1) проектная документация;
2) предложение по нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам;
3) предложения по перечню и количеству вредных )загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;
4) СD-диск с материалами в электронном виде.
Письмом от 26.04.2016 N 07-35/1898 Управление уведомило Общество о приостановлении рассмотрения материалов по заявлению от 19.04.2016 N И/1/19.04.2016/11, указав на необходимость представить документы, подготовленные в соответствии с п. 10 Регламента.
Не согласившись с указанным решением Росприроднадзора по РС (Я), Общество обратилось в Арбитражный суд РС(Я).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления рассмотрения материалов заявителя является обнаружившаяся после принятия заявления некомплектность документов, а именно, по мнению Управления, Обществом не представлены утвержденные в установленном порядке нормативы ПДВ, так как приложенные к заявлению нормативы в составе проектной документации не были утверждены территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Общество обратилось в Росприроднадзор по РС(Я) с сопроводительным письмом от 19.04.2016 N И\1/19.04.2016/11 с заявлением о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства "Участок строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" Этап 2.1. Участок "Ленск - КС-1 "Салдыкельская" км 207,7 - км 301.1 в Ленском районе "Республики Саха (Якутия)" с приложением нормативов ПДВ в составе проектной документации строительства, а именно, раздела 7 "Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 7.1. Мероприятия по охране окружающей среды по объектам линейной части. Книга 7.1.1. Республика Саха (Якутия)" шифр 457П2.00.П.03.00С11.П3(2), предложения по нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам", предложений по перечню и количеству вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух. К сопроводительному письму 19.04.2016 N И\1/19.04.2016/11 заявителем также было приложено решение ООО "Газпром трансгаз Томск" N 0140-05/02 от 10.12.2015 об утверждении проектной документации, копии доверенности представителя.
В письме от 19.04.2016 N И/1/19.04.2016/11 Общество также сообщило что проектная документация получила положительное заключение главной государственной экспертизы от 26.11.2015 N 1581-15/ГГЭ-8684/02 (N в реестре 00-1-4-4161-15).
Письмом от 26.04.2016 Управление уведомило Общество о приостановлении рассмотрения материалов по заявлению в связи с непредставлением действующих нормативов ПДВ, разработанных и утвержденных в соответствии с постановлением Правительства России от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" и административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов", утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) - в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей (юридических и физических лиц) устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 7-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 названного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96- ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон N 96-ФЗ) выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 закона N 96-ФЗ).
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 14 Закона N 96-ФЗ).
Порядок, сроки и последовательность оказания государственной услуги по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Административным регламентом утвержденным Приказом Минприроды России N 650 от 25.07.2011 (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.1 Административного регламента, - количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения в соответствии с его ОКАТО с обобщением в целом по хозяйствующему субъекту) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ВСВ).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.
Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.
Из пункта 21.1. Административного регламента N 650 следует, что основанием для приостановления рассмотрения материалов заявителя является их некомплектность.
Пунктом 10 Административного регламента N 650 установлен следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок,
в качестве приложения к заявлению утвержденные в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
в качестве приложения к заявлению утвержденный в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к Регламенту.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ, приведенный в п. 10 Административного регламента, является исчерпывающим.
Согласно пункту 7.1. Административного регламента конечным результатом исполнения государственной услуги является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 2 к Регламенту (далее - разрешения на выбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, приостановление, аннулирование, возобновление действия разрешения на выбросы, оформление дубликата Разрешения.
В силу условий пп. 8 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, помимо прочего, перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение N 87).
Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, к которым относятся, в том числе, нормативы ПДВ.
В соответствии с п. 8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Пунктом 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87), установлено, что раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать:
а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;
б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам.
Согласно пункту 5 статьи 49 Градостроительного кодекса России предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (пункт 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов настоящего дела следует, что федеральным государственным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России"), являющимся уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий, выдано соответствующее положительное экспертное заключение от 26.11.2015 N 1581 -15/ГГЭ- 9694/02 по проектной документации объекта государственной экспертизы: этапы 2.1.-2.8. Магистральный газопровод "Сила Сибири".
В соответствии с пунктом 8 Порядка разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утв. Постановлением Правительства России N 183 от 02.03.2000, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
При этом юридическое лицо предоставляет в Росприроднадзор нормативы ПДВ, установленные на период ведения строительных работ в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов (п. 1.1 Административного регламента).
Таким образом, суд первой инстанции при системном толковании приведенного правового регулирования правильно исходил из того, что применительно к спорным правоотношениям оно применяется в отношении существующих объектов и объектов, вводимых в эксплуатацию, тогда как в рассматриваемой ситуации отсутствуют правоотношения, связанные с разработкой ПДВ, относительно вводимого в эксплуатацию нового и (или) реконструированного объекта хозяйственной и иной деятельности, а имеются правоотношения, связанные с ПДВ на период строительства.
Поскольку в пункте 1.1 Административного регламента подчеркивается разграничение между установленными и утвержденными нормативами ПДВ, применительно к данной ситуации утверждением нормативов ПДВ будет являться факт их установления на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов.
У арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется оснований ставить под сомнение результаты положительной экспертизы проектной документации, поскольку они не вступают в противоречие с условиями п. п. 6 - 8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 545.
При этом судом апелляционной инстанции отмечается, что в составе проектной документации строительства содержится проектная документация с приложением нормативов ПДВ, а именно - Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 7.1. Мероприятия по охране окружающей среды по объектам линейной части. Книга 7.1.1. Республика Саха (Якутия) (шифр 4570П2.00.П.03.ООС11.ПЗ(2) Том 7.1.1.1. Изм. 2, Том 7.1.1.2 Изм. 2, Том 7.1.1.3 Изм. 2).
Таким образом, у Росприроднадзора по РС(Я) не имелось оснований для приостановления рассмотрения материалов Общества по причине непредставления им нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденных в установленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2016 года по делу N А40-180097/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2016 г. по делу N А12-57950/2015.
Доводы Росприроднадзора по РС (Я), приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, все указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2016 года по делу N А58-4485/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4485/2016
Истец: ЗАО "Стройтрансгаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия)