город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2016 г. |
дело N А32-23486/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2016 г. по делу N А32-23486/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 000372 от 02.06.2016 г. о привлечении к административной ответственности по чт. 7.23 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 07.09.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества имеется состав вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без составления протокола, административным органом не проведена комплексная проверка внутридомовой системы жилых домов, на момент вынесения постановления срок давности привлечения к ответственности истек.
Государственная жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители сторон не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара с привлечением специалистов Инспекции проведена проверка публикации "Жители Краснодара пожаловались на отсутствие отопления и бездействие местных властей", размещенной в сети интернет по вопросам соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой в деятельности ОАО "АТЭК" выявлены нарушения указанного законодательства.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом N 9/2 по ул. Сормовской осуществляется ТСЖ "Надежда-2003" на основании решения собственников помещений, которое выбирает ресурсоснабжающие организации и заключает с ними договоры от имени и за счет потребителей, а также производит начисление за жилищно-коммунальные услуги собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Поставка тепла и горячего водоснабжения в жилой дом, обслуживаемый ТСЖ "Надежда-2003" осуществляется на основании договора на отпуск тепловой энергии от 01.03.2006 N 105, заключенного между ОАО "АТЭК" и ТСЖ "Надежда-2003".
Проверкой установлено, что из ЦТП-138, расположенного возле дома N 9 по ул. Сормовской теплоноситель по трубопроводам, проложенным последовательно по подвалам домов NN 9, 9/1 и 9/2 поступает во внутренние системы отопления вышеуказанных домов.
В ходе выборочного инструментального замера (поверенным термометром ТК-5.04, поверка 13.11.2015 действительна до 13.11.2016) температуры воздуха в жилых помещениях квартир N N 32, 7 многоквартирного дома N 9/2 установлено, что температура воздуха составила от +19С до +21С, что соответствует требованиям Правил N 354.
Кроме того, произведен инструментальный замер температуры горячей воды в точках водоразбора квартир N 32 и 7 многоквартирного дома N 9/2 по ул. Сормовской в г. Краснодаре после 3-х минут слития горячей воды. Установлено, что температура горячей воды в квартире N 32 составила +32С, а в квартире N 7 +44С, что является нарушением требований п.5 раздела 2 Приложения N 1 Правил N 354.
Также проверкой установлено, что значение температуры горячей воды на вводном трубопроводе в многоквартирный дом составила +46С, что не позволяет исполнителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению обеспечить температуру горячей воды в точке водоразбора не менее 60С и является нарушением требований п.5 Приложения N 1 Правил N354.
По результатам проверки прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.04.2016 в отношении ОАО "АТЭК".
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Госжилинспекции края вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.06.2016 N 372, которым ОАО "АТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и ненадлежащего исполнения таких договоров.
В силу подпункта "е" пункта 19 правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг).
В соответствие с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Общество "АТЭК", как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, изложенным в письме N 01/12157-9-32 от 24.08.2009, температура теплоносителя ниже 60°C способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, в связи с чем поддержание в точках водоразбора температуры воды не ниже 60°C является надежной противоэпидемической мерой, препятствующей росту инфекционной заболеваемости населения.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность АО "АТЭК" поставлять горячую воду температурой не ниже 60°C, установлена требованиями вышеназванных нормативных актов.
Нарушение обществом данных требований в отношении жилого дома N 9/2 по ул. Сормовской также подтверждено материалами дела, в связи с чем вывод суда о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, является обоснованным.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В настоящем случае совершенное обществом "АТЭК" правонарушение выявлено контролирующим органом 29.03.2016 г., что подтверждается справкой Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края по результатам проверки (л.д. 23).
На основании данной справки прокурор Карасунского административного округа постановлением от 04.04.2016 г. возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении.
Однако учитывая, что Государственная жилищная инспекция является уполномоченным органом на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ, и принимая во внимание, что непосредственно прокурором, возбудившим дело об административном правонарушении, проверка не проводилась, а дело возбуждено на основании выявленных жилищной инспекцией и отраженных в справке от 29.03.2016 г. нарушений, суд апелляционной инстанции считает, что срок давности привлечения общества к ответственности необходимо исчислять с 29.03.2016 г.
Следовательно, на момент вынесения инспекцией постановления от 02.06.2016 г. установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности истек.
Данное обстоятельство исключает возможность привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2016 г. по делу N А32-23486/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 02.06.2016 г. N 000372 по делу о привлечении открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23486/2016
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция КК
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17714/17
30.10.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 276-ПЭК17
20.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17584/16
07.09.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23486/16