Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 августа 2004 г. N КА-А40/6720-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.11.2003 N 47/358 "Об отказе (полностью или частично) в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза, решения от 25.11.2003 N 47/358-1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования от 03.12.2003 N 58-1 об уплате налоговой санкций.
Решением от 15.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2004, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования Общества, подтвердившего документально право освобождения от уплаты акциза в соответствии с п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на отсутствие: отметок Центральной Энергетической таможни "Товар вывезен полностью" на представленных копиях ГТД N 10006002/300603/0000659, N 1000600/250703/0000759, подтверждающих вывоз товаров через территорию Республики Беларусь; отметок таможенного органа, подтверждающего вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, на копиях железнодорожных накладных к ГТД N 10006002/190603/0000618, N 10006002/260603/0000647, N 10006002/030703/0000677, N 10006002/030703/0000678; необходимых и предусмотренных договором субкомиссии от 18.06.2002 N ТД-62/2002/ТНК-1005/02 приложений к настоящему договору. Также налоговый орган считает, что ссылка суда на ст. 93 НК РФ необоснованна, поскольку право налогового органа на истребование в ходе проведения налоговых проверок у налогоплательщиков необходимых документов, не является его обязанностью.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражало против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
В соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров, в случае, если поставка на экспорт подакцизного товара осуществляется по договору комиссии налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии (копию указанного договора) и контракт (копию) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии), с контрагентом.
Как следует из материалов дела, в рамках договора комиссии от 18.06.2002 N ТД-63/2002, заключенного Обществом с ОАО "Торговый дом "ТНК" по маркетингу и продажам" (далее - комиссионер) осуществил экспорт товаров - автомобильного бензина и дизельного топлива, которые согласно подп. 8, 9 п. 1 ст. 181 НК РФ признаются подакцизными товарами (т. 1 л.д. 29-39). Во исполнение названного контракта комиссионером с ОАО "Тюменская нефтяная компания" заключен договор субкомиссии от 18.06.2002 N ТД-62/2002/ТНК-1005/02.
Налогоплательщиком представлены копии договора комиссии от 18.06.2002 N ТД-63/2002 с приложениями от 28.02.2003 N 10, N 10/1, а также копии договора субкомиссии от 18.06.2002 N ТД-62/2002/ТНК-1005/02 с изменением от 30.07.2002 N 1 (т. 1 л.д. 29-39).
Однако, Общество не представило Приложения к договору субкомиссии, согласно которому условия реализации каждой партии товара оговариваются в отдельных Приложениях к настоящему договору, которые являются его неотъемлемой частью, а также приемо-сдаточные акты, оформление которых предусмотрено договором субкомиссии.
При этом налоговый орган ссылается на нарушение последовательной цепочки движения нефтепродуктов на экспорт от комитента к комиссионеру и от комиссионера к субкомиссионеру и из представленных документов не видна. Инспекция ссылается на недобросовестность налогоплательщика, поскольку он ни в налоговый орган, ни в первую, ни в апелляционную, ни в кассационную инстанции не представил приложения к договору субкомиссии, а также приемо-сдаточные акты, которые подтверждают количество отгруженных на экспорт товаров в спорном периоде. При этом в ГТД отсутствуют ссылки на договоры комиссии и субкомиссии, которые могли бы подтвердить отгрузку нефтепродуктов в счет данных договоров. Ссылка представителя Общества в суде кассационной инстанции на сопроводительное письмо, согласно которому названные документы представлялись в налоговый орган, не подтверждена документально.
При таких обстоятельствах решение и постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в связи с необходимостью истребовать у налогоплательщика приложения к договору субкомиссии (копий) и приемо-сдаточных актов.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает обоснованными следующие выводы суда первой и апелляционной инстанций.
Согласно подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенной контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
В данном случае товары вывозились через границу с Белоруссией - государством-участником Таможенного союза.
Из материалов дела и представленных ГТД N ...0000659, N ...0000759 с проставленными отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление товара - Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", а также с указанием даты ее проставления, подписью сотрудника таможенного органа, производившее таможенное оформление товара, его личной номерной печатью, следует, что нефтепродукты вывозились в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.
Отсутствие на представленных ГТД N ...0000659, N ...0000759 отметок Центральной Энергетической таможни "Товар вывезен полностью" налогоплательщик объясняет тем, что согласно требованиям подп. 3 п. 6 ст. 198 НК РФ в спорных ГТД имеется отметка таможенного органа "Вывоз разрешен".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп. 3 п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда первой и апелляционной инстанций об оформлении представленных копий ГТД и железнорожных накладных с соблюдением требований налогового законодательства, поскольку на этих ГТД N ...0000659, N ...0000759 имеются все необходимые отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление, наличие которых предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ.
Ссылка налогового органа на нарушение Приказа ГТК России от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" не принимается судом кассационной инстанции, поскольку подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ не требует проставления таких отметок.
Согласно подп. 4 п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.
На представленных налогоплательщиком копиях железнодорожных накладных к ГТД N ...0000618, N ...0000647, N ...0000677, N ...0000678 имеются отметки таможенного органа, производившего оформление вывоза нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, что подтверждает факт экспорта товара по ним.
Суд кассационной инстанции согласен также с выводом суда первой и апелляционной инстанций о том, что в силу ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не только вправе, но и обязан истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако, доказательств того, что Инспекция воспользовалась данным ей правомочием не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2004 по делу N А40-54439/03-75-616 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка налогового органа на нарушение Приказа ГТК России от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" не принимается судом кассационной инстанции, поскольку подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ не требует проставления таких отметок.
Согласно подп. 4 п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.
...
Суд кассационной инстанции согласен также с выводом суда первой и апелляционной инстанций о том, что в силу ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не только вправе, но и обязан истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако, доказательств того, что Инспекция воспользовалась данным ей правомочием не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2004 г. N КА-А40/6720-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании