Требование: о взыскании долга по договору поставки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А71-5731/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Н.М.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь",- Коровина К.В., представитель по доверенности от 02.09.2016;
от ответчика, федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории при федеральном агентстве специального строительства",- не явились;
от третьих лиц, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", Федерального государственного унитарного предприятия "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства", - не явились;
лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории при федеральном агентстве специального строительства",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 сентября 2016 года
по делу N А71-5731/2016,
принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз
Пермь" (ОГРН 1025902403196, ИНН 5948022406)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории при федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", Федеральное государственное унитарное предприятие "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства"
о взыскании задолженности в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки газа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории при федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", ответчик) о взыскании 2 454 256 руб. 42 коп. основного долга по договору поставки газа N 1314187385222090942000000-41-4-4321/16 от 29.01.2016.
Определением суда от 30.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 АПК РФ привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", Федеральное государственное унитарное предприятие "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.09.2016 (резолютивная часть от 15.09.2016) исковые требования удовлетворены в полном объеме, с отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что спорный договор на оказание услуг заключен в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в связи с чем, на основании п.7 ч.1 ст.8 Федерального закона N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) расчеты должны осуществляться посредством специальных счетов, открытых исполнителям. В связи с отсутствием у ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" специального счета, отсутствовала возможность надлежащим образом исполнить обязательство по оплате услуг.
Также указывает, что судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы предприятия об отсутствии у него оснований для оплаты поставленного в спорном периоде газа в суммах, превышающих предусмотренные в составе твердой цены государственного контракта (пункт 3.3) расходы на производство пуско-наладочных работ и технологическое подключение к сетям газоснабжения в размере 817 546 руб. без НДС, или 964 704 руб. с НДС.
Явившийся в судебное заседание апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая на безосновательность приведенных в ней доводов, решение арбитражного суда просил оставить без изменения.
Третьи лица письменных отзывов на жалобу не направили.
В судебное заседание апелляционного суда представители ответчика и третьих лиц стороны не явились.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки газа N 1314187385222090942000000-41-4-4321/16 от 29.01.2016, по условиям которого, поставщик обязуется поставить газ, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными структурами с 01.01.2016, а покупатель обязуется оплачивать стоимость газа и принимать (отбирать) газ в объеме, пропорционально платежам, предусмотренным разделом 5 договора, но не более установленного месячного договорного объема (п. 2.1 договора).
Пунктом 5.6 определен следующий порядок оплаты газа:
- покупатель производит платеж в размере 35% стоимости месячного договорного объема поставки газа не позднее 18 числа текущего месяца поставки газа;
- покупатель производит платеж в размере 50% стоимости месячного договорного объема поставки газа не позднее последнего числа текущего месяца поставки газа;
- покупатель производит окончательный расчет за поставленный в течение месяца поставки газ не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Во исполнение условий договора поставки газа N 1314187385222090942000000-41-4-4321/16 от 29.01.2016 ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" в феврале-марте 2016 года поставило ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" газ на общую сумму 2 454 256 руб. 42 коп., что подтверждается счет-фактурами N 6214 от 31.03.2016 и N 3193 от 29.02.2016, которые ответчиком не оплачены.
В нарушение требований действующего законодательства (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ) и условий договора обязательство по оплате поставленного в спорный период газа ответчиком не исполнено.
Ненадлежащее исполнение ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" обязанности по оплате поставленного в спорный период газа; наличие задолженности в сумме 2 454 256 руб. 42 коп. послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки истцом ответчику в спорном периоде газа, его объема и стоимости; ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по ее оплате; наличия задолженности в сумме 2 454 256 руб. 42 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, а также заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями, независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 21 и 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
В разделе 5 договора от 29.01.2016 указано, что стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям от границы сетей Трансгаза до границы сетей покупателя, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ по газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги. Стороны устанавливают оптовую цену на газ с 01.01.2016 на ГРС Трансгаза в размере 3920 руб. за 1000 куб.м. газа при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/м.куб. (п. 5.1, 5.2. договора).
С учетом изложенного истцом определена стоимость поставленного в спорном периоде газа в общей сумме 2454256 руб. 42 коп.
Ссылка жалобы на невозможность своевременно оплатить стоимость поставленного газа в связи с отсутствием у истца отдельного банковского счета, как то предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета.
Указанная норма подлежит применению с 01.09.2015 в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 01.09.2015 и расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 01.09.2015 (часть 2 статья 8 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации).
Вместе с тем, в соответствии с подпункта "б" пункта 1 статьи 8.3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях, в числе прочего, оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Согласно условиям договора N 1314187385222090942000000-41-4-4321/16 от 29.01.2016 покупатель производит окончательный расчет за поставленный в течение месяца поставки газ не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа (пункт 5.6.3 договора).
Учитывая то, что при заключении договора от 29.01.2016 в тексте его отсутствуют сведения о том, что договор заключается во исполнение государственного контракта N 1314187385222090942000000/ДГЗ-БЗ-7-пм, истец не является стороной указанного контракта, а также отсутствуют доказательства того, что ответчик обращался к истцу с требованиями открыть специальный счет и произвести по нему оплату, оснований для выводов об обязанности использования для расчетов по договору только отдельного счета, открытого в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном оборонном заказе", не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствующим правильно установленным по делу обстоятельствам и объему представленных доказательств.
Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2016 года по делу N А71-5731/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.В.Дружинина |
Судьи |
М.В.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5731/2016
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"
Ответчик: ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России")
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГУП "Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства", федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16926/16