Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18218/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
03 ноября 2016 г. |
Дело N А57-410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Панфиловой Ольги Павловны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2016 года по делу N А57-410/2015 (судья Заграничный И.М.,)
по исковому заявлению Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне, г. Саратов
третьи лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов
об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
по заявлению Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" о взыскании судебных расходов,
при участии в судебном заседании:
индивидуальный предприниматель Панфилова Ольга Павловна, представитель Идиатуллина Эльмира Искандеровна по доверенности от 24.04.2015 года, выданной сроком на три года, представитель Жогло Светлана Ивановна по доверенности от 07.03.2016 года, выданной сроком на один год,
от Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" представитель Миронова Татьяна Петровна по доверенности N 01-29-23/365, выданной сроком до 31.12.2016 года,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" представитель Мартынец Ксения Валерьевна по доверенности N 01-04/86 от 14.09.2016 года, выданной сроком на один год,
от Комитета по управлению имуществом города Саратова представитель Одинцова Татьяна Васильевна по доверенности N 15-14/14087 от 01.06.2016 года, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация, истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне (далее ИП Панфилова О.П., предприниматель, ответчик) об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 70 000 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:2288 по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа", путем демонтажа и вывоза за счет ответчика в течение месяца с момента вступления решения в законную силу объектов: киоск-касса (2,73 кв.м); деревянное строение-киоск (9,46 кв.м); вольер с животными (56,95 кв.м); тентованное строение для проведения детских развлекательных игр (28 кв.м); киоск-касса (7,99 кв.м); тентованное строение (планетарий) (36 кв.м); беседка (10,67 кв.м); аттракцион паутина (16,81 кв.м); водный аттракцион (96 кв.м); деревянное строение-туалет (10,70 кв.м); карусель (21,16 кв.м.).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.12.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2016 года иск удовлетворен.
Предприниматель, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2016 года по делу N А57-410/2015 отменить.
Заявитель жалобы полагает, что размещение аттракционов без предоставления земельного участка не нарушает требований земельного законодательства. Кроме того, по мнению заявителя, им оказываются услуги в сфере торговли.
Заявитель полагает, что права Администрации не нарушены, поскольку размещение аттракционов произведено на основании постановления Администрации города Саратова от 10.02.2009 N 57.
В судебном заседании предприниматель, представители предпринимателя, представители Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова поддержали свои правовые позиции, дали пояснения.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции судебное разбирательство неоднократно откладывалось для возможности урегулирования сторонами спора мирным путем. При этом судом апелляционной инстанции предприняты необходимые и достаточные меры к созданию условий для мирного урегулирования сторонами спора.
Между тем стороны не воспользовались предоставленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правом на заключение мирового соглашения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В обоснование заявленного иска Администрацией указано, что постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.02.2015 N 668 ей в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 65 979 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:2288 по адресу: г. Саратов, Ленинский район, сквер "Победа", при этом право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2015, запись регистрации N 64-64/001-64/001/185/20152015-340/1, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015 года 64-АД 507117.
Сотрудниками Администрации и Комитета по управлению имуществом города Саратова установлено, что ИП Панфилова О.П. использует спорный земельный участок для размещения принадлежащих ей объектов - аттракционов без каких-либо разрешительных и правоустанавливающих документов, ни одним из предусмотренных земельным законодательством видов прав на спорный земельный участок ответчик не обладает. Не имея в установленном порядке оформленных документов на земельный участок, ИП Панфилова О.П. не уплачивает платежи в бюджет за пользование землей, нарушая тем самым, законодательство Российской Федерации.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, удовлетворяя иск, правомерно руководствовался следующим.
Пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города, которую составляют: Саратовская городская Дума (представительный орган); глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы; администрация муниципального образования "Город Саратов" (исполнительно-распорядительный орган); контрольно-счетная палата (контрольный орган).
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в силу закона наделена правами собственника в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов".
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), постоянное (бессрочное) пользование (статья 20), пожизненное наследуемое владение (статья 21), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (статья 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (статья 24).
Пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу правил, установленных статьей 76 частями 2, 3 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право предъявить негаторный иск принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором.
Лицо, обратившееся в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом (в данном случае - земельным участком), по правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно подтвердить принадлежность ему этого имущества (вещи), а также совершение ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем прав в отношении имущества.
Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник претерпевает нарушения своего права. Такое требование может быть удовлетворено при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании имуществом, не соединенные с лишением владения собственника.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве), фактического владения данным имуществом и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В силу пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования является органом, который выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Согласно акту от 12.01.2015 в ходе обследования территории Ленинского района г. Саратова сотрудниками администрации района и консультантом муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом города Саратова установлено, что по адресу: г. Саратов, ул. им. Лебедева-Кумача, д. 70, сквер "Победа", на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов", размещены некапитальные нестационарные сооружения и капитальные сооружения.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции назначена судебная строительно-техническая экспертиза для определения капитальности объектов, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победы", производство которой поручено ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз".
Согласно заключению эксперта N 1263 от 18.03.2015 созданные объекты: киоск-касса размерами 1,65х1,65 м площадью 2,73 кв.м, киоск размерами 3,07х3,08 м площадью 9,46 кв.м, вольер с животными размерами 6,15х9,26 м площадью 56,95 кв.м, тентованное строение для проведения детских развлекательных игр размерами 4,0х7,0 м площадью 28,0 кв.м, киоск-касса размерами 3,4х2,35 м площадью 7,99 кв.м, каркасно-тентованное строение "Планетарий" размерами 6,0х6,0 м площадью 36,0 кв.м, беседка размерами 3,03х3,52 м площадью 10,67 кв.м, аттракцион "Паутина" размерами 4,1х4,1 м площадью 16,81 кв.м, водный аттракцион размерами 12,0х8,0 м площадью 96,0 кв.м, туалет размерами 3,24х3,30 м площадью 10,7 кв.м представляют собой легкие сборно-разборные сооружения, что свидетельствует об отсутствии прочной связи объектов с землей и возможности их перемещения без существенного ущерба их назначению. Снос данных объектов технически возможен, по технологии производства работ конструкции данных строений можно разбирать без нарушения их целостности и функционального назначения, что предусмотрено самими конструктивными схемами. Соответственно, объекты могут быть отнесены к мобильным зданиям-сооружениям и не могут быть отнесены к объектам недвижимости.
По вопросу определения капитальности здания площадью 22 кв.м эксперт указал, что, учитывая имеющиеся строительные материалы для ограждающих конструкций данного строения с заданным сроком службы (железобетонные стеновые панели, сборные железобетонные плиты перекрытия, бетонные полы и, предположительно, наличие заглубленного лестничного фундамента), а также исходя из условий, что капитальное строительство - строительство объектов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, по возведению несущих и ограждающих конструкций, по подводке инженерных коммуникаций, возможно отнести данное строение (трансформаторное, складское) размерами 4,65х4,73 м площадью 22,0 кв.м к капитальному. Снос данного объекта технически возможен, но совокупные затраты на демонтаж, погрузо-разгрузочные операции, перевозку, ревизию, закупку запчастей, работу квалифицированных специалистов превысят остаточную стоимость упомянутых объектов.
Эксперт указал, что сооружение - карусель размерами 4,6х4,6 м площадью 21,16 кв.м относится к уличному оборудованию для детских игровых площадок и не является объектом капитального строительства; демонтаж данного объекта технически возможен.
Суд первой инстанции, исследовав указанное заключение эксперта в части определения капитальности объектов, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победы", в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности.
Доказательства, свидетельствующие об иных характеристиках спорных построек или недостоверности данных, определенных в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Нахождение на земельном участке спорных объектов ответчика в отсутствие надлежащим образом оформленных документов создало препятствие в осуществлении истцом права пользования данным земельным участком.
Нормами действующего Земельного кодекса Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации предусмотрено исключительное право владения, пользования и распоряжения за собственником имущества - земельного участка. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Судом первой инстанции установлено отсутствие доказательств оформления в установленном порядке договора аренды в отношении земельного участка площадью 70 000 кв.м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа", либо предоставления ИП Панфиловой О.П. спорного земельного участка для размещения вышеуказанных объектов.
В силу положений пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно нормам пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством изложен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли представляет собой самовольное занятие земельного участка.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства", отсылающего к толкованию понятия "самовольное занятие земель", к приложению 1 Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
К самовольному занятию относится пользование земельным участком: до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка; до заключения договора купли - продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю; до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли; до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде или арбитражном суде.
Как следует из материалов дела на момент обращения предпринимателя в 2009 году в уполномоченный орган действовало постановление главы администрации г. Саратова от 18.03.2008 N 263 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории города на 2008 год", предусматривающее процедуру размещения нестационарных торговых объектов в месте, определенном Схемой, решение о предоставлении права размещения объекта оформлялось протоколом заседания соответствующей комиссии, решение которой являлось основанием для заключения договора аренды.
Постановлением администрации от 02.03.2009 N 89 предусмотрены адресные ориентиры земельного участка (сквер Победы) для размещения нестационарных детских аттракционов, в связи с чем предпринимателю был выдан паспорт N 426/1 о возможности размещения таких объектов общей площадью 150 кв. м.
Пунктом 1.2. постановления от 08.07.2009 N 378 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02.03.2009 N 89 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории города на 2008 год" в схему размещения объектов мелкорозничной сети на территории города на 2009 год внесены дополнения согласно приложению N 4: детские аттракционы, сквер Победы (6 квартал), 2 объекта.
Согласно постановлению главы администрации г. Саратова от 10.02.2009 N 57 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации города от 6 ноября 2008 г. N 1348 "Об утверждении положений об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города и о комиссии по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (п.3) заявления о размещении объектов мелкорозничной сети на территории города в 2009 году, принятые от хозяйствующих субъектов до вступления в силу постановления (16.02.2009), являлись действительными.
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: 1) торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; 2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; 3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; 4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; 5) стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения; 6) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение; 7) площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей; 8) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации; 9) продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
В соответствии с "Общероссийским классификатором услуг населению" ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, аттракционы являются услугами учреждений культуры, оказываемыми парками культуры и отдыха (код 052312), и не относятся к бытовым услугам, услугам торговли и общественного питания.
В соответствии с "ГОСТ Р53130-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 552-ст) аттракцион - это устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Детский аттракцион - это аттракцион, специально разработанный для развлечения детей ростом от 90 до 160 см.
Понятие аттракциона содержится, также, в законе Саратовской области от 16.05.2013 N 81-ЗСО "О региональном государственном надзоре за техническим состоянием аттракционной техники на территории Саратовской области" (принят Саратовской областной Думой 15.05.2013), который устанавливает, что к объектам надзора, в отношении которых применяется настоящий Закон, относятся временно устанавливаемые (перевозимые) и стационарные (смонтированные на фундаментах) аттракционы, в которых предусмотрено использование указанных в статье 3 настоящего Закона параметров биомеханических воздействий на пассажиров аттракционов, следующих видов: механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, в том числе аттракционы водные и надувные игровые аттракционы; а также вспомогательные устройства для развлечений, используемые в парках аттракционов или совместно с аттракционами, устанавливаемые в парках, торгово-развлекательных центрах, на ярмарках и других общественных местах.
Понятие аттракциона содержится и в постановлении администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 июня 2015 г. N 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с которым, под аттракционом понимается техническое устройство (оборудование, приспособление) для коллективного или индивидуального пользования в развлекательных целях, отвечающее установленным требованиям и нормативам, а также спортивные тренажеры, детские игровые площадки, живые уголки, лошади (пони) или иные вьючные или верховые животные, гужевые повозки (сани).
Основные термины в области услуг по приобретению и продаже товаров обозначены в положениях ГОСТ Р 51303-99, в которых указывается, что: услуга торговли - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле- продаже товаров; торговое обслуживание - деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги; торговым объектом обозначено имущество, используемое для заключения торговых соглашений и оказания услуг торговли.
Виды торговых объектов отражены в положениях ГОСТ 51303-99: торговое предприятие - имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли, который включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.; магазин со смешанным ассортиментом товаров - предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров; торговое объединение - добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией (о правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций в торговле см. комментарий к ст. 7 Закона); магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже; павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас; палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли; - рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи и др.
В соответствии с классификацией зданий ГОСТ 25957-83 нестационарные торговые объекты (мобильные (инвентарные) здания и сооружения) классифицируются по следующим признакам: 1) типу мобильности: контейнерное здание (состоит из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемое на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части); сборно-разборное здание (состоит из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации); соответствию климатическим воздействиям и нагрузкам (подразделяются по исполнению в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, снеговой и ветровой нагрузок); функциональному назначению (подразделяются на виды и разновидности (номенклатуру)): производственные; складские; вспомогательные; жилые; общественные.
С учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что аттракционы, предназначенные для развлечения людей, не могут приравниваться к торговым объектам, деятельность которых, направлена на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и не подпадает под деятельность Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 указанного Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Частью 6 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствовали правовые основания для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (утв. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.07.2010 N 1635) и схему, утвержденную на 2011-2015 годы.
Как следует из материалов дела, Схема размещения нестационарных объектов на 2010 год не предусматривала размещение на территории города нестационарных временных аттракционов. В действующей схеме размещения на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации от 16.03.2011 N 516, также не предусмотрены указанные адресные ориентиры для размещения нестационарных объектов.
Постановлением главы Администрации г. Саратова от 06.11.2008 N 1348 утверждено Положение об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения для эксплуатации объектов мелкорозничной сети на территории города устанавливаются следующие периоды: по реализации кваса, мороженого, газированной воды с использованием открытых площадок и открытого оборудования, по оказанию услуг общественного питания летними кафе - с 15 апреля по 31 октября; по реализации бахчевых культур - с 1 июня по 31 октября; по реализации хвойных деревьев (новогодних елок) - с 10 по 31 декабря; по реализации продовольственной продукции, печатной, табачной, аудио-видео, сувенирной продукции, книг, цветов, рассады, саженцев, строительных материалов, дачного инвентаря и другой продукции, оказанию бытовых услуг, услуг общественного питания, площадок для организации отдыха, спортивных игр (картинг, батуты, аттракционы, тиры и т.д.) - с 1 января по 31 декабря.
Согласно пункту 1.5. Положения размещение стационарных объектов мелкорозничной сети на территории города допускается при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Оформление прав на земельные участки для размещения объектов мелкорозничной сети осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством.
Пунктом 3.10. Положения установлено, что паспорт выдается на срок, соответствующий периоду, установленному в п. 1.4 настоящего Положения для работы объектов мелкорозничной сети, по окончании срока Паспорт считается утратившим силу.
Согласно пункту 4.2. Положения эксплуатация объектов мелкорозничной сети осуществляется при наличии на объекте мелкорозничной сети правоустанавливающих документов на осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, на занимаемый земельный участок, Паспорта на объект мелкорозничной сети, договора на вывоз и утилизацию ТБО и других документов, предусмотренных действующим законодательством.
Хозяйствующие субъекты обязаны произвести демонтаж объектов не позднее дня окончания эксплуатации, установленного в Паспорте на объект мелкорозничной сети (пункт 4.15. Положения).
Вместе с тем по окончании срока действия паспорта он считается утратившим силу и с этого момента на хозяйствующем субъекте лежит обязанность по демонтажу объекта.
Как следует из материалов дела, на момент принятия указанного федерального закона срок действия выданного предпринимателю паспорта на объект мелкорозничной сети истек, законные основания занятия земельного участка у ответчика отсутствовали.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 N 1411 утверждено Положение о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 1.3 данного Положения размещение аттракционов на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляется на период проведения массовых мероприятий по результатам отбора. Порядок и последовательность проведения отбора участников установлен разделом 2 данного Положения.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается предпринимателем, что ответчик заявки на участие в отборе не подавал.
Установив, что у ИП Панфиловой О.П. отсутствуют правовые основания для размещения вышеуказанных объектов на спорном земельном участке, ее действия по размещению указанных объектов обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как самовольное занятие земель.
На основании пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Материалами дела подтвержден факт нахождения принадлежащих ответчику объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также факт отсутствия у ответчиков каких-либо согласований с органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования "Город Саратов" относительно размещения на спорном земельном участке данных объектов.
Таким образом, своими действиями ответчик лишает истца возможности в пользовании и распоряжении принадлежащем ему имуществом - земельным участком площадью 65 979 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа".
Из пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, и освобождению земельного участка.
По аналогии изложенное положение закона применяется и к другим законным владельцам земельных участков, в данном случае - органу, уполномоченному на распоряжение спорным земельным участком (истцу).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, которые, в том числе, заключаются в том, что стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, дают объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Процессуальная обязанность ответчика - доказать обоснованность заявленных возражений - не исполнена. Ответчиком не оспорены вышеприведенные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по заявленному требованию, а именно, факт нахождения принадлежащих ответчику объектов на земельном участке истца, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, без получения согласования с собственником земельного участка.
Суд первой инстанции с учетом указаний кассационной инстанции исследования вопроса предоставления в установленном порядке земельного участка предпринимателю в 2009 году для размещения спорных объектов; оснований для включения нестационарного объекта в Схему размещения, утвержденную постановлением от 02.03.2009 N 89, а также не включения в Схему размещения на 2011-2015 годы, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчик не представил суду доказательств, опровергающих изложенные в исковом заявлении доводы истца о размещении спорных объектов на земельном участке площадью 65 979 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа", пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленного требования и его удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судебной коллегией как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, установленным по делу судом первой инстанции обстоятельствам и действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2016 года по делу N А57-410/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-410/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18218/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: ИП Панфилова О. П., ИП Панфилова Ольга Павловна
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7284/17
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18218/17
03.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9081/16
07.07.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4167/15
10.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7949/15
25.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15