Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2017 г. N Ф10-5481/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
22 сентября 2016 г. |
Дело N А14-350/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Позднякова Ю.В., доверенность N 03-17/17083 от 16.11.2015, Ильина С.В., доверенность N 03-17/13253 от 10.03.2016,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева": Давыдова Г.В., доверенность N 309/616 от 30.12.2015, Иванова К.А., доверенность N 599/13 от 19.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2016 по делу N А14-350/2016 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (ОГРН 1027739198090, ИНН 7730052050) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа (ОГРН 1043600195847, ИНН 3665047950) о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании пункта 3.2 резолютивной части решения от 29.09.2015 N 175 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2016 по делу N А14-350/2016 требования Предприятия удовлетворены в полном объеме, спорный ненормативный правовой акт Инспекции признан недействительным в оспариваемой части.
С решением суда первой инстанции Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 23.06.2016, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция, ссылается, что согласно редакции п. 15 ст. 381 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, освобождается от налогообложения имущество организаций, которым статус государственных научных центров был присвоен в установленном положениями Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ N 939) порядке.
Также, по мнению налогового органа, поскольку Предприятие в реестре государственных научных центров не значится, а представленные им документы не доказывают факта придания ему статуса, позволяющего применить льготу по пункту 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то данная льгота необоснованно применена Предприятием.
ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразило против отмены вынесенного судебного решения, указывая на присвоение о правового статуса федерального научно-производственного центра Постановлением Правительства РФ от 09.01.1994 N 5 при создании Предприятия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 27.04.2015 ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа представило налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2015 года, в которой Предприятие заявило льготу на основании пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой 10.08.2015 составлен акт N 1980 и вынесено решение N 175 от 29.09.2015 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Предприятию было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 5 666 292 руб., пени за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 236 556,62 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием вынесения оспариваемых решений, послужили выводы Инспекции о том, что представленные ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" документы, представленные Обществом в подтверждение права на применение льготы (копии Распоряжений Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р и от 26.04.2012 N 659-р) не доказывают факт наличия у предприятия статуса государственного научного центра в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 в проверяемых периодах.
При этом налоговый орган пришел к выводу о том, что государственным научным центром может быть не каждая организация, осуществляющая научную или научно-техническую деятельность, а только научная организация, которой такой статус присвоен в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939. Осуществление ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" научной и научно-технической деятельности в качестве основной в контексте Указа Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 и постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах", по мнению налогового органа, не может расцениваться в качестве обстоятельства, позволяющего отнести его к государственным научным центрам.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 24.11.2015 N 15-2-18/22684 решение налогового органа N 175 от 29.09.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Предприятия - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области.
Удовлетворяя требования Предприятия, суд первой инстанции руководствовался выводом о правомерном применении ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" льготы по налогу на имущество на основании пункта 15 статьи 381 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 15 статьи 381 НК РФ от налога на имущество освобождается имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров ( в ред. Федерального закона N 347-ФЗ от 04.11.2014).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ статус государственного научного центра может присваиваться Правительством Российской Федерации научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ N 939 от 22.06.1993, которым установлено, что присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанного порядка, статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах" (далее - Постановление N 983) установлено, что отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним, может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.
Присвоение статуса центра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации.
В рассматриваемом случае ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева создано в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 7 июня 1993 года N 421-рп и постановлением Правительства РФ от 9 января 1994 года N 5.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5 о создании Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева следует, что Предприятие является федеральным научно-производственным центром и указанный статус им приобретен при его создании. Согласно Постановлению Правительства РФ N 5 основными видами деятельности научно-производственного центра, в том числе, являются: проведение фундаментальных, поисковых и системных исследований по развитию ракетно-космической техники; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; разработка, изготовление и поставка космических аппаратов, ракет-носителей, орбитальных станций и других ракетно-космических систем; внешнеэкономическая деятельность. В Государственном космическом центре предусмотрено создание научно-технического совета.
Кроме того, в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации космической отрасли, развития научного потенциала страны в интересах реализации Федеральной космической программы России и государственного оборонного заказа в качестве государственной поддержки указанным Постановлением предусмотрено, начиная с 1994 года, приоритетное выделение отдельной строкой Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева централизованных капитальных вложений, а также право на гарантированное возмещение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации убытков в случае прекращения контрактов с зарубежными организациями и фирмами, заключенных по решениям Правительства Российской федерации.
Таким образом, в понимании пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева является научной организацией, имеет на балансе уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, осуществляет деятельность в соответствующей сфере.
При оценке указанных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно учтено, что согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда, изложенным в пункте 5 информационного письма от 17.11.2011 N 148, льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 НК РФ, распространяется также на имущество федеральных научно-производственных центров.
Применяя данную льготу к федеральным научно-производственным центрам, Высший Арбитражный Суд исходил из того, что положения пункта 15 статьи 381 НК РФ не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом N 939.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, данная льгота может быть установлена и другими нормативно-правовыми актами, например, Постановлением Правительства от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, обладая статусом федерального научно-производственного центра с 1993 года, являясь научно-производственной организацией, ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" имеет право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии Общества в реестре государственных научных центров, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства в смысле, придаваемой им сложившейся правоприменительной практикой в целях применения установленной данной нормой льготы доказыванию подлежит не включение предприятия в перечень государственных научных или федеральных научно-производственных центров, составленных в порядке и по правилам какого-то определенного правового акта, а наличие собственно статуса государственного научного или федерального научно-производственного центра, который может быть присвоен любыми нормативно-правовыми актами, принятыми в законном порядке.
Инспекцией не оспаривается то обстоятельство, что Предприятие является федеральным научно-производственным центром и соответствующий статус приобретен им на законных основаниях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5.
Довод налогового органа, что согласно редакции п. 15 ст. 381 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, освобождается от налогообложения имущество организаций, которым статус государственных научных центров в установленном положениями Федерального закона N 127-ФЗ и Указа N 939) порядке был присвоен а особом отдельном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку внесение в п. 15 ст. 381 НК РФ дополнения о "присвоении" статуса государственного научного центра не может изменить правовое регулирование рассматриваемой льготы. Уточненная формулировка п. 15 ст. 381 НК РФ конкретизирует существующую ситуацию - государственный научный центр не может считаться таковым без присвоения (наделения) статуса государственного научного центра. Данная поправка носит технико-юридический характер и направлена на уточнение формулировки закона, не изменяя при этом существующий порядок налогообложения.
Следовательно, ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", наделенное статусом федерального научно-производственного центра, имеет право на применение льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему налога на имущество организаций за 1 квартал 2015 года в сумме 5 666 292 руб.
По результатам рассмотрения дела апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны. Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2016 по делу N А14-350/2016 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 201, 258, 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2016 по делу N А14-350/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-350/2016
Истец: ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева"
Ответчик: ИФНС России по Советскому району г. Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 335-ПЭК17
25.01.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5481/16
22.09.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4917/16
23.06.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-350/16