Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2017 г. N Ф10-5765/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
05 октября 2016 г. |
Дело N А14-2648/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Росреестра по Воронежской области:
от Администрации Тимирязевского сельского поселения:
от ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО": |
Захарова С.В., представитель по доверенности от 30.12.2015 N 164-д,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2016 по делу N А14-2648/2016 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению Администрации Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600938547, ИНН 3616001342, поселок Тимирязево Новоусманского района Воронежской области), общества с ограниченной ответственностью "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (ОГРН 1063667218218, ИНН 3666132767, город Воронеж) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3663057705, город Воронеж) о признании незаконным решения по отказу в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400016:106, содержащегося в сообщении от 29.02.2016 N36/001/024/2016-13,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация Тимирязевского сельского поселения или заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (далее - ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" или заявитель) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области или заинтересованное лицо) о признании незаконным решения по отказу в государственной регистрации права собственности ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400016:106, содержащегося в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2016 по делу N А14-2648/2016 требования заявителей удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение по отказу в государственной регистрации права собственности ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400016:106, содержащееся в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13. На Управление Росреестра по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО".
С Управления Росреестра по Воронежской области в пользу ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителей отказать в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд не учел, что ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" не отвечает признакам сельскохозяйственной организации. Согласно представленной бухгалтерской отчетности основной вид деятельности: "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом". МИ ФНС России N 1 по Воронежской области не располагает сведениями об осуществлении организацией деятельности как сельхозпроизводитель.
Также податель жалобы указывает, что решение собрания в связи с отсутствием кворума ничтожно полностью, а не только в части наделения Попова Р.В. соответствующими полномочиями.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
13.09.2015 между участниками общей долевой собственности (арендодатели) в лице Попова Р.В., действующего на основании решения собрания собственников земельных долей - участников общей долевой собственности на бывшие земельные участки СХП "Юбилейное" Новоусманского района от 16.09.2013, и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 3 (далее - договор аренды, л.д. 23-25).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатели передают, а арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 85 668 м2, кадастровый номер 36:16:5400016:106, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Тимирязевское сельское поселение, в границах ООО "Тимирязевское" (далее - спорный земельный участок).
В соответствии с актом приема-передачи от 13.09.2015 спорный земельный участок передан арендатору (л.д. 26).
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 01.08.2013, вступившим в законную силу 03.09.2013, признано право муниципальной собственности Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области на спорный земельный участок.
28.09.2015 Управление Росреестра по Воронежской области зарегистрировало право собственности Тимирязевского сельского поселения на спорный земельный участок, о чем сделана запись регистрации N 36-36/017-36/017/009/2015-2729/1 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2015 (л.д. 35).
Администрация Тимирязевского сельского поселения в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель), разместила 13.10.2015 в газете "Воронежский курьер" информационное сообщение о возможности приобретения без торгов спорного земельного участка в собственность по цене, составляющей 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими находящийся в муниципальной собственности вышеуказанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного использования (л.д. 117 об.).
27.10.2015 ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" обратилось к главе Тимирязевского сельского поселения с заявлением N 71 о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Постановлением Администрации Тимирязевского сельского поселения от 12.11.2015 N 184 спорный земельный участок предоставлен ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" в собственность за плату (л.д. 115).
13.11.2015 между Тимирязевским сельским поселением (продавец) и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (покупатель) заключен договор N 1 купли-продажи спорного земельного участка (далее - договор купли-продажи, л.д. 17-18).
В соответствии с актом приема-передачи от 13.11.2015 спорный земельный участок передан покупателю (л.д. 19).
Платежным поручением от 13.11.2015 N 130 подтверждается факт оплаты по договору купли-продажи в размере 71 310 рублей 90 копеек (л.д. 21).
12.01.2016 Администрация Тимирязевского сельского поселения и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" обратились в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на спорный земельный участок (л.д. 94-96).
На государственную регистрацию Администрация Тимирязевского сельского поселения представила, в том числе, договор купли-продажи с актом приема-передачи от 13.11.2015. Дополнительно было представлено письмо от 03.02.2016 N 20, в котором Администрация Тимирязевского сельского поселения подтверждает факт использования ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" спорного земельного участка в период регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок и на момент обращения ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" с заявлением о его продаже.
На государственную регистрацию ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" представило, в том числе, следующие документы (л.д. 128, 129):
- протокол собрания собственников земельных долей - участников общей долевой собственности на бывшие земельные участки СХП "Юбилейное" Новоусманского района от 16.09.2013;
- договор аренды;
- публикацию в газете "Воронежский курьер" от 13.10.2015;
- постановление Администрации Тимирязевского сельского поселения от 12.11.2015 N 184;
- договор купли-продажи;
- платежное поручение от 13.11.2015 N 130;
- кадастровый паспорт спорного земельного участка от 03.09.2015.
29.02.2016 Управление Росреестра по Воронежской области сообщением N 36/001/024/2016-13 (л.д. 14-16) отказало заявителям в государственной регистрации перехода права собственности и в государственной регистрации права собственности ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на спорный земельный участок со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации, содержащимся в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации Тимирязевского сельского поселения и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО", заявители обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что решение об отказе в государственной регистрации, содержащееся в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти и проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Законом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 1 Закона об обороте земель приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Пунктом 5.1. статьи 10 Закона об обороте земель предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Как видно из материалов дела, Управление Росреестра по Воронежской области сообщением N 36/001/024/2016-13 отказало заявителям в государственной регистрации со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
По мнению Управления Росреестра по Воронежской области, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Управление Росреестра по Воронежской области указывает, что договор аренды заключен до 28.09.2015, то есть до момента возникновения права собственности на спорный земельный участок у муниципального образования - Тимирязевское сельское поселение, с ненадлежащей стороной (арендодателями) после его выдела указанным муниципальным образованием. Соответственно, данный документ не может быть рассмотрен как договор, заключенный с надлежащим лицом (стороной по договору в отношении спорного земельного участка должно быть муниципальное образование).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Управлением Росреестра по Воронежской области не учтено следующее.
Тимирязевским сельским поселением соблюден предусмотренный пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель порядок передачи спорного земельного участка в собственность без проведения торгов сельскохозяйственной организации, использующей его до момента возникновения права муниципальной собственности на земельный участок.
Представленный на государственную регистрацию договор аренды от 03.09.2015 является доказательством использования ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" испрашиваемого земельного участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него (до 28.09.2015).
Довод Управления Росреестра по Воронежской области о том, что данный договор подписан неуполномоченным лицом, правомерно отклонен судом первой инстанции. Администрация Тимирязевского сельского поселения, действующая от имени собственника спорного земельного участка, совершила действия, свидетельствующие об одобрении сделки, в том числе, путем заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, а также путем подачи настоящего заявления в арбитражный суд о признании незаконным решения Управления Росреестра по Воронежской области.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено, что договор аренды спорного земельного участка, постановление Администрации Тимирязевского сельского поселения от 12.11.2015 N 184 о продаже спорного земельного участка, а также договор купли-продажи спорного земельного участка в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Фактическое использование ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" спорного земельного участка в период регистрации права муниципальной собственности и на момент обращения ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" с заявлением о его продаже также подтверждается письмом главы Тимирязевского сельского поселения от 03.02.2016 N 20.
Оставшиеся доводы Управления Росреестра по Воронежской области суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку они не являлись основанием для отказа в государственной регистрации, не были указаны в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13.
При этом апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц.
Контроль за соблюдением порядка предоставления спорного земельного участка в аренду, предшествовавшего подписанию договора купли-продажи, не входит в предмет проверки, проводимой регистрирующим органом в рамках правовой экспертизы.
Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в том числе судебные, в случае если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено к их компетенции.
Названный вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 08.02.2011 N Ф10-6324/2010 по делу N А14-4012/2010.
Таким образом, за пределами полномочий Управления Росреестра по Воронежской области находится вопрос наличия или отсутствия кворума у собрания, которое наделило Попова Р.В. правом заключить договор аренды, а также вопрос о том, отвечало ли ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" признакам сельскохозяйственной организации на момент обращения с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Суд первой инстанции верно указал, что заявителями были представлены все необходимые для государственной регистрации документы. При этом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Управление Росреестра по Воронежской области не представило доказательств, подтверждающих, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что решение об отказе в государственной регистрации, содержащееся в сообщении от 29.02.2016 N 36/001/024/2016-13, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования Администрации Тимирязевского сельского поселения и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" в полном объеме.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Управления Росреестра по Воронежской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2016 по делу N А14-2648/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2648/2016
Истец: Администрация Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района ВО, ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2018 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2648/16
08.12.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 299-ПЭК17
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5765/16
05.10.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5438/16
18.07.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2648/16