Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Воронеж |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А64-171/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов": Кузнецова Сергея Александровича, представителя по доверенности N 01-04/92 от 30.12.2015;
от федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод": Андреевой Екатерины Анатольевны, представителя по доверенности N 73 от 19.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2016 г. об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А64-171/2016 (судья Соловьева О.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409) к федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (ОГРН 1026801010994 ИНН 6825000757) о взыскании 26 513 312 руб. 43 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по государственному контакту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за декабрь 2015 г. в размере 26 513312 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.02.2016 г. исковые требования удовлетворены.
На основании указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N 006285506.
Ответчик 08.07.2016 обратился в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.02.2016 г.
Определением Арбитражного суда Тамбовкой области от 27.07.2016 г. Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (ОГРН 1026801010994, ИНН 6825000757) предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.02.2016 г. по делу N А64-171/2016 в срок до 01 октября 2016 года. Определение может быть обжаловано в течение
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2016 отменить.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое определение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считая обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а определение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2016 - без изменения, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Названные нормы права не определяют оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
По смыслу статьи 324 АПК РФ предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При оценке таких обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения интересов, как должника, так и взыскателя.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 19, п/п. 3, п. 1 ст. 20 ФЗ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2005 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
В соответствии п. 1, п. 4 Устава ФКП ТПЗ, утвержденного распоряжением Правительства от 25.08.2006 г. N 1189-Р (в ред. Распоряжений Правительства РФ от 23.03.2010 г. N 392-Р, от 28.12.2011 г. N 2407-Р), предприятие основано на праве оперативного управления, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Целью создания предприятия, определенной п. 9 того же Устава, является обеспечение производства боеприпасов, патронов к оружию и их составных частей, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность.
На основании Указа Президента РФ от 27.05.2007 г. N 664 ФКП ТПЗ отнесено к федеральным государственным унитарным предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности (п. 12 Устава предприятия).
Согласно п. 12, п. 17 раздела IV устава, предприятие организует свою финансово-хозяйственную деятельность исходя из необходимости выполнения работ и оказания услуг в соответствии с утвержденными, в установленном порядке, сметой доходов и расходов и программой деятельности предприятия.
Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 351 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2014-2016 г.г." субсидии предоставляются предприятиям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат этих предприятий при условии недостаточности доходов для покрытия их расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности предприятий на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов предприятий, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, ежеквартально по итогам отчетного периода, а также возмещения затрат, связанных с созданием этих предприятий. Предприятия представляют в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчеты об использовании субсидий по форме и в сроки, которые установлены Министерством. Контроль над целевым использованием субсидий осуществляют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Платежи ресурсоснабжающим организациям являются одними из приоритетных, обеспечивающих деятельность предприятия как стратегического объекта. Однако, в настоящее время в сложившихся условиях (произошедшие аварии 30.09.2015 и 11.03.2016 в результате взрывов на предприятии, повлекшие человеческие жертвы, разрушение строительных конструкций производственных зданий предприятия и уничтожение значительного количества готовой продукции), единовременное взыскание задолженности еще больше усугубит тяжелое финансовое положение предприятия.
Вопрос о погашении долгов ресурсоснабжающим организациям, в числе которых и взыскатель, может быть реально разрешён по мере становления нормального хода производственной деятельности, как за счёт средств, выделенных предприятию в качестве субсидий, так и за счёт доходов, полученных от реализации готовой продукции.
В рассматриваемом случае, в обоснование необходимости предоставления отсрочки исполнения судебного акта, должник ФКП ТПЗ находится в сложном финансовом положении, работает убыточно в связи с выполнением оборонного госзаказа, связанного с реконструкцией производства и выделением федеральных средств на выполнение этого госзаказа и поддержания мобилизационных мощностей предприятия; в настоящее время решается вопрос о погашении кредиторской задолженности ФКП "Тамбовский пороховой завод", в том числе задолженности перед ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", путем выделения единовременной субсидии и получения кредита, за счет которых будет оплачена взысканная по настоящему делу задолженность в полном объеме.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств должником в материалы настоящего дела представлены заявление ФКП "Тамбовский пороховой завод" о предоставлении субсидии в размере 112 505,0 тыс. руб. для возмещения затрат предприятии, отчёт о выполнении программы деятельности казенного ФКП ТПЗ, сведения о кредиторской задолженности, выписки операций по лицевым счетам.
Оценив указанные доводы должника, а также представленные в их обоснование доказательства, принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается должник, относятся к разряду затрудняющих исполнение судебного акта, в связи с чем, обоснованно предоставил ФКП "Тамбовский пороховой завод" отсрочку исполнения определения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.02.2016 г. по делу N А64-171/2016 сроком до 01.10.2016 г.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что должник не представил доказательств, подтверждающих наличие у него реальной возможности исполнить судебный акт, подлежит отклонению, поскольку опровергается материалами дела.
В частности, в период предоставления отсрочки исполнения судебного акта ФКП "Тамбовский пороховой завод" предпринимались меры по поиску денежных средств - из письма Минпромторга РФ N 57184/16 от 13/09/16 г. следует, что проводится рефинансирование ссудной задолженности с ПАО "Промсвязьбанк" на сумму 150 000 000 руб. с одновременной выдачей нового кредита на вышеуказанную сумму. Таким образом, погашение ФКП "Тамбовский пороховой завод" задолженности перед ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" будет осуществляться незамедлительно после получения кредитных средств.
Таким образом, оспариваемым судебным актом установлена отсрочка исполнения судебного акта ФКП "Тамбовский пороховой завод", который предпринимал меры по изысканию денежных средств в период отсрочки.
Фактическое отсутствие погашения задолженности в период отсрочки не влечёт отмену судебного акта.
Довод, заявленный в апелляционной жалобе о том, что должнику уже была предоставлена отсрочка при заключении мирового соглашения, нельзя признать обоснованным, поскольку не опровергает выводов арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта и не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
Доводы ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого определения арбитражный суд области правильно применил нормы процессуального права, нарушений норм законодательства, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта, допущено не было, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2016 не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, так как апелляционная жалоба на указанное определение не оплачивается государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2016 г. об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А64-171/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-171/2016
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов"
Ответчик: ФКП "Тамбовский пороховой завод" (ФКП ТПЗ)
Третье лицо: Котовский городской отдел УФССП по Тамбовской области