Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-18011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А57-7173/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Никольского С.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 августа 2016 года по делу N А57-7173/2016 (судья Ефимова Т.А.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Саратовэнерго" (г. Саратов, ОГРН 1026402199636, ИНН 6450014808)
к администрации Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области, (Саратовская область, Федоровский район, с. Долина, ОГРН 1066413000114, ИНН 6436903883)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (г. Саратов, ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977)
о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения,
при участии в судебном заседании: от истца - представитель Савельев Сергей Евгеньевич, действующий на основании доверенности от 1 января 2016 года N 16, от ответчика - представитель Сулейманов Руслан Рашидович, действующий на основании доверенности от 23 ноября 2016 года N 16, глава Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области Сорокина Елена Анатольевна, решение об избрании главы Долинского муниципального образования от 27.09.2016 N 31, от третьего лица - представитель Игнатова Юлия Владимировна, действующая на основании доверенности от 12 февраля 2016 года N Д/16-62,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Саратовэнерго" с исковым заявлением к администрации Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 1.01.2015 по 31.06.2015 в сумме 24 078 рублей 87 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2015 по 31.07.2015 в сумме 487 рублей 31 копейки.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 августа 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объёме. Суд взыскал с администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области в пользу публичного акционерного общества "Саратовэнерго" задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 1.01.2015 по 30.06.2015 в размере 24 078 рублей 87 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2015 по 31.07.2015 в размере 487 рублей 31 копейки, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, администрация Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области обратилась с жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 августа 2016 года и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель публичного акционерного общества "Саратовэнерго" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал правовую позицию истца, просил в удовлетворении апелляционной жалобы администрации отказать.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела в открытом судебном заседании, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Саратовэнерго" направило в адрес администрации Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области оферту договора энергоснабжения N 64090290000354 с приложениями, однако до настоящего времени администрация Долинского муниципального образования Федоровского района Саратовской области данный договор не подписало.
В Приложении N 7 к договору энергоснабжения N 64090290000354 от 28.12.2012 года значится одна точка поставки - ТП N 159 (точка присоединения - ПС Долина 35/10 ВЛ 10 кВ N 2 оп. 2-06/3).
Материалами дела установлено, что через трансформаторную подстанцию N 159 истец, являющийся гарантирующим поставщиком, осуществляет поставку электрической энергии потребителям, находящимся на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области.
В отношении данной подстанции отсутствует запись о правах в ЕГРП.
Из материалов дела усматривается, что ПАО "Саратовэнерго" произвело администрации Долинского муниципального образования поставку электрической энергии за период с января по июнь 2015 года - 4824 кВт/ч, на общую сумму 24 078 рублей 87 копеек.
Объём поставленной электрической энергии подтверждается актами снятия приборов учёта, представленных сетевой организацией ПАО "МРСК Волги", Федоровского РЭС и выставленными администрации Долинского муниципального образования счетами - фактурами.
ОАО "МРСК Волги" был произведен расчет потерь электроэнергии в границах балансовой принадлежности потребителя: потери в трансформаторной подстанции N 159 составили 804 кВт/ч.
Методика определения величины потерь электрической энергии, примененная ОАО "МРСК Волги", аттестована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Представленный ОАО "МРСК Волга" расчет потерь электроэнергии в границах балансовой принадлежности потребителя истцом и ответчиком не оспорен.
С учетом расчета потерь, произведенного ОАО "МРСК Волги", задолженность администрации Долинского МО за фактически потребленную электрическую энергию за период с 1.01.2015 по 31.06.2015 составила 24 078 рублей 87 копеек.
Поскольку обязательства ответчика произвести оплату задолженности не исполнено, ПАО "Саратовэнерго" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь положениями статей 309, 310, 395, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергии", положениями о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года N 580, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, придя к выводу, что отсутствие письменного договора с гарантирующим поставщиком (истцом) не освобождает ответчика от уплаты возникших в его сетях потерь, согласившись с расчётом задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворил заявленные исковые требования в полном объёме.
При этом, судом первой инстанции правомерно принято во внимание следующие обстоятельства.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области от 12.03.2014 по делу N А57-13279/2013 и N А57-13820/2013 установлено, что спорная трансформаторная подстанция, через которую истец осуществляет подачу электрической энергии потребителям, находящимся на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, фактически является бесхозяйной.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из системного толкования пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 статьи 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в спорный период времени ответчик указанную обязанность не исполнил, управление бесхозяйным объектом электросетевого хозяйства - трансформаторной подстанции N 159, расположенным на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, а также обслуживание и содержание данного объекта не обеспечил, на учет указанное имущество как бесхозяйное не поставил.
Бездействие Администрации Долинского МО, состоящее в длительном непринятии трансформаторной подстанции N 159 в муниципальную собственность, не освобождает ее от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанной подстанции. Обратное поставит в неблагоприятное положение энергоснабжающую организацию, которая поставляя электроэнергию потребителям, находящимся на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям электроэнергии на чужих сетях.
Согласно акта разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности от 22.11.2012, составленного между ПАО "МРСК Волги" и Администрацией Долинского МО в отношении присоединения - трансформаторная подстанция N 159, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является контактные соединения проводов на опорах: N 2-06/3 по ВЛ-10кВ Л-2 от ПС Долина 35/10кВ и N 1-00/1, N 2-00/1 по ВЛ-0,4 кВ Л-1, Л-2 от ЗТПа-159.
На балансе ПАО "МРСК Волги" находятся ВЛ-10кВ Л-2 от ПС "Долина" 35/10кВ до опоры N 2-06/3; ВЛ-0,4кВ Л-1, Л-2 от ЗТПа-159.
На балансе администрации Долинского МО находятся отпайка ВЛ-10кВ Л-2 от опоры 2-06/3 до ЗТПа-159; ТР-159; ЗТПа-159.
Представленный в материалы дела акт разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении спорной точки поставки подтверждает технологическое присоединение энергопринимающих устройств ответчика к сетям ПАО "МРСК Волги".
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что поскольку трансформаторная подстанция N 159 расположена на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области и посредством которой истец осуществляет подачу электрической энергии потребителям, находящимся на территории указанного муниципального образования, администрация Долинского МО, как орган местного самоуправления, обязана заключить договор на приобретение электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии и оплачивать фактические потери электрической энергии, возникающие в ее сетях при транзите этой энергии.
Обжалуя постановленный судебный акт, заявитель апелляционной жалобы, ссылается на то, что трансформаторная подстанция N 159 не является собственностью администрации Долинского МО.
Данный довод апелляционной жалобы был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку трансформаторная подстанция N 159, числящаяся как бесхозяйная, подлежала передаче в муниципальную собственность.
Поскольку не были приняты меры по определению лица, которое обеспечило бы эксплуатацию, содержание спорного имущества, то муниципальное образование обязано нести расходы по содержанию данного имущества.
Поскольку трансформаторная подстанция N 159 расположена на территории Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области и посредством которой истец осуществляет подачу электрической энергии потребителям, находящимся на территории указанного муниципального образования, Администрация Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, как орган местного самоуправления, обязана оплачивать фактические потери электрической энергии, возникающие в ее сетях при транзите этой энергии.
Кроме того, заявитель не опроверг выводов судов о неисполнении органом местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, действий по подаче заявления о принятии на учет такого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, как это предусмотрено в пункте 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка апеллянта на то, что в спорный период функции по организации в границах поселения электроснабжения относятся к полномочиям Федоровского муниципального района, несостоятельна в силу следующего.
Действительно, Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" вносятся изменения в Федеральный закон от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В данном законе применительно к вопросам местного значения говорится о населении как объекте деятельности, территории поселения и входящих в его состав населенных пунктов, применительно к вопросам местного значения муниципальных районов - о поселениях как объекте деятельности, территории района и входящих в его состав поселений и даже межселенных территорий. В данном случае, поселения занимаются организацией в границах поселения электроснабжения населения, муниципальные районы отвечают за организацию в границах муниципального района электроснабжения поселений.
Спорная подстанция находится в границах поселения с. Долина.
Таким образом, ответственным за организацию энергоснабжения в данном случае является администрация Долинского муниципального образования.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 августа 2016 года по делу N А57-7173/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7173/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-18011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Саратовэнерго"
Ответчик: Администрация Долинского МО Федоровского МР Саратовской области
Третье лицо: ПАО "МРСК Волги"