г. Саратов |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А12-31864/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича (ОГРН 304344311800025, ИНН 344300427147)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2016 года по делу N А12-31864/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича (ОГРН 304344311800025, ИНН 344300427147)
к Администрации Дзержинского района Волгограда, Администрации Волгограда,
заинтересованные лица: Департамент экономического развития Администрации Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
- представителя индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича - Дмитриева С.С., действующего на основании доверенности от 08.05.2016, б/н;
- представителя Администрации Дзержинского района Волгограда - Пчелина А.И., действующего на основании доверенности от 20.06.2016 N Д/8-16,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Джалалян Роман Рубенович (далее - заявитель, ИП Джалалян Р.Р.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Администрации Дзержинского района Волгограда, Администрации Волгограда, выразившегося в не включении места для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 1678 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. Маршала Г.К. Жукова, учетный номер 3-0-229, в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811; об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Джалалян Р.Р., не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель ИП Джалаляна Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации Дзержинского района Волгограда в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В обоснование заявления ИП Джалалян Р.Р. ссылается на неправомерное бездействие Администрации Дзержинского района Волгограда, Администрации Волгограда по невключению нестационарного торгового объекта заявителя в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Волгограда от 09.10.2006 N 2604 ИП Джалаляну Р.Р. предоставлен земельный участок на праве аренды по пр. Маршала Г.К. Жукова в Дзержинском районе г. Волгограда, площадью 1678 кв.м. для эксплуатации торгово-остановочного комплекса (мобильного временного сооружения некапитального характера).
24.10.2006 между Джалаляном Р.Р. (арендатор) и Администрацией Волгограда (арендодатель) заключен договор N 6964 аренды указанного земельного участка, срок действия которого (с учетом дополнительного соглашения от 02.08.2013 N 1) - до 04.06.2016.
Письмом от 18.04.2016 N 7073 орган местного самоуправления уведомил предпринимателя о невозможности продления договорных отношений (т. 1 л.д. 87). В письме указано, что в соответствии с пунктом 8.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.08.2013 N 1) договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон; с 04.06.2016 договор прекращает свое действие и на новый срок заключаться не будет.
Полагая, что бездействие Администрации Дзержинского района Волгограда, Администрации Волгограда, выразившееся в не включении места для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 1678 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. Маршала Г.К. Жукова, учетный номер 3-0-229, в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, не соответствуют закону, предприниматель обратился в арбитражный суд за защитой своих прав в порядке Главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое бездействие соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской, экономической и иной хозяйственной деятельности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В апелляционной жалобе ИП Джалалян P.P. указывает, что бездействие Администрации Волгограда заключается в том, что данный орган должен был самостоятельно включить торговый объект в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы, вне зависимости от заявления предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что не включение торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы не соответствует положением части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с нормой части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой, в случае размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Вопреки мнению предпринимателя, частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Поскольку подобная обязанность законом не предусмотрена, бездействие администрации не противоречит закону.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии постановления от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы" Администрация Волгограда руководствовалась теми сведениями о размещении объектов, которые ранее были закреплены в решении Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда".
Однако место, предлагаемое заявителем, в этой Схеме также отсутствовало. При этом следует учитывать, что данная Схема формировалась в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда". Пунктом 3.1. этого решения закреплен принцип включения в схему на основании заявления юридического или физического лица.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденный постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, также не предусматривал обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Апелляционной коллегией установлено, что заявитель не обращался ранее в органы местного самоуправления с вопросом о включении объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов и данного объекта ранее в ней не было.
После прекращения договорных отношений ИП Джалалян P.P. 08.06.2016 обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о включении земельного участка в действующую Схему.
Как следует из материалов дела, письмом от 18.04.2016 N 7073 орган местного самоуправления уведомил предпринимателя о невозможности продления договорных отношений и прекращении действия договора с 04.06.2016.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах дела имеются почтовая квитанция от 21.04.2016 N 04779 и список внутренних почтовых отправлений от 20.04.2016 N 66, подтверждающие направление в адрес ИП Джалаляна Р.Р. данного письма. Согласно сведениям с сайта "Почта России" указанное почтовое отправление вручено адресату 23.04.2016.
Доказательств, подтверждающих продолжение использования земельного участка, в том числе внесения арендной платы, предпринимателем не представлено.
Кроме того, вывод о прекращении действия договора аренды от 24.10.2006 N 6964 содержится в решениях Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2016 по делу N А12-39244/2016, от 07.12.2016 по делу N А12-56035/2016, от 12.12.2016 по делу А12-55784/2016.
По указанным основаниям апелляционный суд отклоняет возражения предпринимателя относительно неправомерности вывода суда первой инстанции о расторжении договора аренды от 24.10.2006 N 6964.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303 утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и без оформления земельно-правовых отношений на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона.
В силу положений пункта 2.7 Приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы, могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов. Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. Предложения, указанные в названном пункте Порядка, могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы. Предложения, поданные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 названного Порядка, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8 указанного Порядка).
В соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" администрации районов Волгограда осуществляют разработку проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, а также согласовывают эти проекты схем, проекты изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области в порядке, установленном Приказом.
Из материалов дела следует, что предприниматель обращался в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлениями от 19.08.2016 о включении в действующую Схему, а также в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места для размещения нестационарного торгового объекта заявителя.
Как пояснил представитель Администрации Дзержинского района Волгограда, данные заявления были оставлены без рассмотрения, в связи с их несоответствием необходимым требованиям.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Администрацией Дзержинского района Волгограда, Администрацией Волгограда не допущено незаконного бездействия по не включению в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, места для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 1678 кв.м. для эксплуатации торгово-остановочного комплекса (мобильного временного сооружения некапитального характера) по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. Маршала Г.К. Жукова, учетный номер 3-0-229.
Не установив нарушений норм и прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2016 года по делу N А12-31864/2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31864/2016
Истец: Джалалян Роман Рубенович, ИП Джалалян Р.Р.
Ответчик: Администрация Волгограда, АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Департамент экономического развития администрации Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области