г. Владимир |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А79-6779/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.12.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу коммерческого банка "Бизнес для бизнеса (общество с ограниченной ответственностью) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.09.2016 по делу N А79-6779/2016.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике - Сорокина Е.В. по доверенности от 20.02.2016 N 01-20/00833 сроком действия до 31.12.2016, Шибаева М.А. по доверенности от 13.12.2016 N 01-20/06580.
Коммерческий банк "Бизнес для бизнеса (общество с ограниченной ответственностью) - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (конверт N 02619), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной коммерческим Банком "Бизнес для Бизнеса" (далее по тексту - Банк) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2015 года.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 04.02.2016 N 07-06/13175 и принято решение от 25.03.2016 N 07-06/1548 об отказе в привлечении Банка к налоговой ответственности. Данным решением Банку предложено уменьшить убыток на сумму 297 985 334 рубля и внести необходимые исправления в документы налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 06.06.2016 N 157 апелляционная жалоба Банка оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Банк обратился в Арбитражный суд Чувашской Республике с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 30.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Банк ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Считает, что отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности не отменяет обязанности заёмщиков погашать задолженность в соответствии с условиями кредитных договоров, а временной администрации по управлению кредитной организации - создавать резервы на возможные потери по ссудной задолженности.
Указывает, что согласно пункту 3 статьи 266 налогового кодекса Российской Федерации он также вправе создавать резервы по сомнительным долгам.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием для уменьшения убытка на сумму 297 985 333 рубля 69 копеек послужил вывод налогового органа о неправомерном включении Банком после отзыва у него лицензии на осуществление банковской деятельности во внереализационные расходы суммы созданного резерва на возможные потери по ссудам.
Как следует из материалов дела, приказом Банка России от 27.08.2015 N ОД-2270 у Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций с 27.08.2015.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 02.11.2015 по делу N А79-8396/2015 Банк признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в налоговом учете Банка за девять месяцев 2015 года отражено создание резерва на возможные потери по ссудам в сумме 473 205 581 рубля 40 копеек, в том числе 175 243 213 рублей 08 копеек за период с 01.01.2015 по 26.08.2015 и 297 985 333 рубля 69 копеек за период с 27.08.2015 по 30.09.2015.
Банк при исчислении налога на прибыль организаций за девять месяцев 2015 года отнес указанные суммы в состав внереализационных расходов.
Согласно статье 24 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах. Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 291 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к расходам банка, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 291 Налогового кодекса Российской Федерации в состав расходов включаются суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации банки кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе создавать резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) в порядке, предусмотренном статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации датой признания расходов в виде сумм отчислений в резервы, формируемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, признается дата начисления резерва в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России 26.03.2004 N 254-П; классификация ссуд и формирование резерва осуществляются банками самостоятельно, оценка ссуды и определение размера расчетного резерва осуществляются на основе профессионального суждения, на комплексной основе, исходя из всей совокупности обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 189.26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 189.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации
Статьей 22.15 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России 09.11.2005 N 279-П, временная администрация обязана провести обследование кредитной организации с целью выявления наличия у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", с учетом требований, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства".
Обследование кредитной организации проводится временной администрацией на дату отзыва у кредитной организации лицензии.
В случае если в ходе обследования временной администрацией выявлено, что при оценке стоимости активов резервы, формируемые в соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением Банка России N 283-П, были недосозданы, временная администрация обязана доформировать данные резервы в порядке, установленном указанными нормативными актами Банка России.
С учетом изложенного, временная администрация кредитной организации с момента отзыва лицензии вправе доформировать резерв по ссудной задолженности при проведении обследования кредитной организации с целью оформления заключения о финансовом состоянии кредитной организации, формирования баланса на дату отзыва лицензии, выявления у нее признаков несостоятельности (банкротства).
Однако, в целях налогообложения с момента отзыва лицензии банк не вправе относить на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, резервы на возможные потери по ссудам.
Банк с момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций утрачивает специальную правоспособность осуществлять банковские операции.
Для целей Налогового кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства о налогах и сборах банки (банк) это коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах, вывод налогового органа и суда первой инстанции о том, что с момента отзыва лицензии Банк не вправе относить на расходы, учитываемые в целях налогообложения, резерв на возможные потери по ссудам, сформированный в период с 27.08.2015 по 30.09.2015, является обоснованным и соответствует материалам дела.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Банк.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.09.2016 по делу N А79-6779/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу коммерческого банка "Бизнес для бизнеса (общество с ограниченной ответственностью) оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6779/2016
Истец: ООО Коммерческий Банк "Бизнес для Бизнеса"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Чувашской Республике
Третье лицо: ГК "Агентство по страхованию вкладов"