город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2016 г. |
дело N А32-30881/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 г. по делу N А32-30881/2016 по заявлению крестьянского хозяйства "Цемдолинское" к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным отказа в выдаче разрешения а ввод в эксплуатацию, принятое в составе судьи Гордюка А.В.,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Цемдолинское" (далее - КХ "Цемдолинское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Реконструкция бытовых помещений тепличного комплекса КХ "Цемдолинское" с надстройкой второго этажа", расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. В. Вишневского, 18, обязании администрации выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Реконструкция бытовых помещений тепличного комплекса КХ "Цемдолинское" с надстройкой второго этажа", расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. В. Вишневского, 18, в течение 10 дней после вступления в законную силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованным лицом при выдаче заявителю разрешения на строительство (реконструкцию) необоснованно сокращен срок его действия. Администрацией не представлено доказательств несоответствия построенного объекта выданному разрешению на строительство и несоответствия параметров построенного объекта проектной документации.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 10.10.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что заявитель не обращался в администрацию за внесение изменений в разрешение на строительство в части срока или за продлением разрешения на строительство. Заявителем не представлен необходимый перечень документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство "Цемдолинское" является собственником земельного участка площадью 7 695 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0111002:148, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Вишневского, 18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N АА 939578.
На вышеуказанном земельном участке расположено принадлежащее заявителю на праве собственности административно-бытовое нежилое здание общей площадью 454,3 кв.м, инвентарный номер 34207, литер А, этажность 1, подземная этажность 0, кадастровый номер 23:47:0111002:0:35.
Глава крестьянского хозяйства 24.11.2011 обратился к администрации с заявлением N 251 о выдаче разрешения на реконструкцию данного объекта недвижимости.
Однако разрешение на реконструкцию заявителю не было выдано, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации по выдаче разрешения на реконструкцию.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2012 по делу N А32-4883/2012 суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новороссийск, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению крестьянского хозяйства о выдаче разрешения на реконструкцию и в невыдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего крестьянскому хозяйству "Цемдолинское" на праве собственности административно-бытового нежилого здания общей площадью 454,3 кв.м, инвентарный номер 34207, литер А, этажность 1, подземная этажность 0, кадастровый номер 23:47:0111002:0:35, расположенного по адресу: г.Новороссийск, ул.В.Вишневского, дом 18, на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0111002:0219 площадью 8977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного производства, имеющем адрес: г.Новороссийск, ул.В.Вишневского, 18 и обязал администрацию выдать крестьянскому хозяйству разрешение на реконструкцию административно-бытового нежилого здания.
Во исполнение указанного судебного акта 17.10.2014 администрацией выдано разрешение N RU 23308000-1428-14 на реконструкцию вышеуказанного административно-бытового здания.
14.06.2016 заявитель обратился в администрацию с заявлением о вводе реконструируемого объекта в эксплуатацию.
Решением администрации, изложенном в письме N 15-1-2-3826/16 от 15.06.2016, заявителю отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Основанием для отказа послужило факт истечения срока действия выданного заявителю разрешения на строительство 17.04.2015 и непредставление документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 и ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что отказ администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным, КХ "Цемдолинское" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Вопросы выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства регламентированы в статье 55 Градостроительного кодекса, в том числе перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 3), основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 6).
В части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Так, в силу указанной нормы к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заявитель представил: свидетельство о регистрации прав на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, топографическую съемку, проектную документацию, технический план здания (расписка о получении документов от 14.06.2016).
При этом в нарушение части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявителем не были представлены: документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию означает его готовность для использования по назначению.
Следовательно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов администрация не могла сделать вывод о выполнении строительства в соответствии с требованиями нормативных документов.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
С учетом приведенных норм, при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта - "Реконструкция бытовых помещений тепличного комплекса КХ "Цемдолинское" с надстройкой второго этажа" в эксплуатацию крестьянское хозяйство не выполнило требования части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса, в связи с чем у администрации имелись законные основания для отказа в выдаче заявителю такого разрешения.
Кроме того, срок действия выданного обществу разрешения на строительство (реконструкцию) N RU 23308000-1428-14 истек 17.04.2015. Следовательно, после указанной даты строительство велось в отсутствие действующего разрешения на строительство. Следовательно, проверка построенного в отсутствие разрешения на строительство объекта на предмет соответствия требований нормативной документации в области строительства и проектной документации является обязательной, а в отсутствие документов, подтверждающих такое соответствие, разрешение на ввод объекта в эксплуатации не могло быть выдано.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что отказ администрации мотивирован только истечением срока разрешения на строительство, не принимается апелляционным судом.
В письме от 15.06.2016 N 15-1-2-3826/16 администрация разъяснила заявителю, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - "Реконструкция бытовых помещений тепличного комплекса КХ "Цемдолинское" с надстройкой второго этажа", расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. В. Вишневского, 18, возможна после представления недостающих документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 г. по делу N А32-30881/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30881/2016
Истец: КФХ "ЦЕМДОЛИНСКОЕ", КХ "Цемдолинское"
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования город Новороссийск