Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф09-957/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А47-2286/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 октября 2016 года по делу N А47-2286/2016 (судья Александров А.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем" (далее - истец, ООО "НИПИЭП", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области (далее - ответчик, администрация) о внесении изменений в муниципальный контракт от 11.08.2015 N 0153300051415000007-0148644-014.
Администрация обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к ООО "НИПИЭП" со встречным исковым заявлением о расторжении муниципального контракта от 11.08.2015 N 0153300051415000007-0148644-014 и взыскании авансового платежа в размере 178 037,35 руб., штрафа в размере 59 345,79 руб.
Решением суда первой инстанции от 14.10.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований истцу отказано. Встречные исковые требования администрация удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом истец обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований и об отказе в удовлетворении встречного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, некорректность технического задания, наличие угрозы для жизни и здоровья населения в случае исполнения муниципальных контрактов в первоначальной редакции. Исполнение контракта на первоначальных условиях приведет к возникновению угрозы жизни и здоровья населения, поскольку нижнее расположение аэраторов влечет повышенную коррозию основания башни Рожновского, что создает угрозу для ее обрушения. Использование первоначальной технологической схемы приведет к значительному повышению расходов на электроэнергию, а также на расходные материалы для обслуживания оборудования. Корректность предложенной институтом технологической съемы подтверждается протоколами лабораторного анализа воды, фактом приемки и работы оборудования с указанными характеристиками по ряду аналогичных муниципальных контрактов, а также самим фактом включения этой схемы в условия тех муниципальных контрактов. В спорном муниципальном контракте отсутствует условие, что истечение срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Следовательно, все вытекающие из контракта обязательства сторон не прекратились и действуют в настоящее время, а значит после корректировки технического задания обязательства муниципальных заказчиков по приемке поставленного оборудования и выполненных работ по его установке, а также по оплате - подлежат выполнению. Монтаж оборудования не произведен по вине самих муниципальных заказчиков. Независимо от того, было ли оборудование поставлено в установленный срок, обязательства по муниципальному контракту не могли быть исполнены институтом. Условия муниципального контракта предполагают не только поставку оборудования, но и его монтаж. В адрес муниципального заказчика направлялось письмо том, что на момент поставки оборудования башня Рожновского находилась в нерабочем состоянии и не позволяла выполнить работы по монтажу. Оборудование для очистки питьевой воды предполагает подключение к электросетям, что подтверждается в частности условиями технического задания, в котором указаны параметры электродвигателя. Однако, у администрации не имеется подведенной электрической сети, что подтверждается и перепиской сторон. Поэтому подрядчик по независящим от него обстоятельствам не имел возможности выполнить работы по монтажу оборудования, независимо от того, соответствовало ли оно требованиям технического задания. При невозможности исполнения муниципального контракта, возникшей по вине заказчика, отказ последнего от исполнения муниципального контракта является неправомерным. В случае внесения соответствующих изменений, отпадут основания для непринятия уже поставленного оборудования.
Отзыв на апелляционную жалобу администрацией в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.08.2015 между администрацией (покупателем) и ООО "НИПИЭП" (поставщиком) был заключен муниципальный контракт N 0153300051415000007-0148644-014, согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется поставить покупателю и установить оборудование для аэрации питьевой воды (далее - товар) с техническими характеристиками и в комплектации согласно спецификации (приложение N 1 к контракту) в количестве 2 шт. в порядке и сроки, определенные настоящим контрактом, а покупатель обязуется принять и оплатить стоимость товара.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта цена товара является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3. контракта.
Цена контракта составляет 593 457,85 руб. (пункт 4.1 контракта).
Согласно пункту 2.1 контракта срок поставки товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта. Поставщик обязуется поставить (своими силами и за свой счет) товар до места поставки, указанного в пункте 2.3 контракта.
Пунктом 2.2 контракта установлено, что поставляемый товар должен являться новым, не ранее 2015 года выпуска (ранее не находившимся в использовании у поставщика и (или) у третьих лиц), быть не подвергавшимся ранее ремонту, не должен находится в залоге, под арестом или под иным обременением. Поставляемый товар должен соответствовать комплектности завода - изготовителя и требованиям настоящей документации. Поставщик обязан выполнить комплекс работ по предпродажной подготовке в объеме, установленном заводом - изготовителем.
Согласно пункту 2.3 контракта место поставки товара: Оренбургская область, Кваркенский район, п. Красноярский, ул. Строителей, 6 (востояная сторона поселка) - 1 шт., с. Екатериновка, ул. Центральная, 1а - 1 шт.
Приемка по качеству и комплектности производиться в месте поставки.
В соответствии с пунктом 5.9 контракта поставка товара оформляется путем подписания сторонами товарной накладной.
Поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный к использованию по его прямому назначению, в комплектности и срок, согласно условиям контракта, свободным от прав третьих лиц, со всеми необходимыми документами (пункт 6.1 контракта).
В соответствии с пунктом 7.5 муниципального контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафов.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно: 10 % цены контракта, что составляет 59 345,76 руб.
Согласно пункту 10.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом покупателя от исполнения контракта настоящий контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления покупателем поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 10.2 контракта).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2015 (пункт 11.2 контракта).
Сторонами подписана спецификация к муниципальному контракту (л.д. 15, 16), согласной которой поставке подлежит установка компрессорная винтовая, тип двигателя асинхронный трехфазный, мощность двигателя 3,9 кВт.
В соответствии с пунктом 4.2 муниципального контракта поставщику покупателем платежным поручением от 29.09.2015 N 711 было произведено перечисление авансового платежа в размере 30 % от цены контракта в размере 178 037,35 руб.
Обусловленный муниципальным контрактом товар был поставлен обществом только 19.10.2015.
Представителями заказчика и поставщика был составлен акт приема - передачи товара, согласно которому при осмотре было установлено, что оборудование не соответствует заявленным требованиям, указанным в контракте, в частности, поставлены электродвигатели мощностью 2,2 кВт вместо заявленных не менее 3,9 кВт.
Кроме того, установке оборудования для аэрации питьевой воды произведена с грубыми технологическими нарушениями, в частности поплавковая система аэрации воды в летнее время при большом разборе воды не позволит осуществлять аэрацию питьевой воды в полном объеме.
В связи с неисполнением истцом обязательств по контракту в части поставки товара в соответствии с условиями контракта, администрацией в адрес ООО "НИПИЭП" была направлена претензия от 27.01.2016 N 35 с требованием о возврате денежных средств в сумме 178 037,35 руб. и согласовании расторжения муниципального контракта (л.д. 82, 83).
Данная претензия оставлена обществом без ответа.
В адрес администрации 16.02.2016 от ООО "НИПИЭП" поступило письмо и проект соглашения о внесении изменений в контракт и замене оборудования на аналогичное, качество, технические и функциональные характеристики которого, как следует из письма, являются улучшенными по сравнению с оборудованием, указанном в приложении к контракту путем заключения дополнительного соглашения (л.д. 17 - 20).
В связи с не подписанием администрацией соглашения и не внесение изменений в муниципальный контракт общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Администрацией в свою очередь заявлено встречное исковое заявление о расторжении муниципального контракта от 11.08.2015 N 0153300051415000007-0148644-014 и взыскании авансового платежа в размере 178 037,35 руб., штрафа в размере 59 345,79 руб.
Отказывая в удовлетворении требований истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требование общества о внесении изменений в муниципальный контракт от 27.08.2015 N 0153300003315000002-0171933-01 не основано на действующих нормах законодательства, заявлено без учета ограничений и специфики поставки товара для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, предполагающих безусловное выполнение условий по предмету (характеристикам) поставляемого товара и срокам поставки.
Удовлетворяя встречные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из обоснованности требований администрации, в связи с существенными нарушениями условий муниципального контракта со стороны ООО "НИПИЭП".
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки указанных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Купля-продажа", с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
В силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Исходя из положений, закрепленных в частях 1, 2 статьи 34, статьи 54 Закона N 44-ФЗ, лицо, представляя заявку, выражает свое согласие на поставку товара в соответствии с условиями муниципального контракта, в том числе и с условием, содержащим предмет договора поставки.
Администрация, как муниципальный заказчик, известило участников аукциона об условиях поставки оборудования (товара), а общество, подав заявку на участие в аукционе, выразило свое согласие исполнить обязательства по поставке и установке оборудования в порядке и сроки, предусмотренные конкурсной документацией.
На условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, стороны заключили спорный контракт, во исполнение которого истцом поставлен товар не соответствующий требованиям муниципального контракта.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Изменение договора возможно только при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Истцом, по существу, заявлено требование об изменении предмета контракта (поставка товара отличного по своим характеристикам (потребительским свойствам) от товара согласованного в конкурсной документации), что по общему правилу в силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не допускается.
Вместе с тем, на основании части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Исходя из изложенного, поставщик при намерении поставить оборудование с улучшенными техническими характеристиками (потребительскими свойствами) должен был обратиться к заказчику с предложением внести изменения в договор, изменив спецификацию к договору.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, поставку спорного товара, имеющего иные характеристики в сравнении с определенными контрактом, заказчик в период действия срока контракта не согласовывал, соответствующие изменения в контракт и реестр не вносились.
Предложение о внесении изменений в контракт направлено обществом уже после отказа ответчика от исполнения муниципального контракта.
Кроме того, заявленные к поставке нового оборудования технические характеристики (в частности по такому показателю как мощность электродвигателя) не являются улучшенными по сравнению с техническим характеристиками товара согласованного контрактом.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения заявленные требования.
Обстоятельства, на которые ссылается истец (некорректность технического задания, наличие угрозы для жизни и здоровья населения в случае исполнения муниципальных контрактов в первоначальной редакции), в обоснование предложенных им изменений контракта, не относятся к числу тех, возникновение которых нельзя было предвидеть, следовательно, оснований для изменения контракта в порядке, предусмотренном статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.
Исходя из пункта 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В статье 470 Гражданского кодекса Российской Федерации оговорено, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе по правилам статьи 518 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить поставщику требования, оговоренные в статье 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, также в этой норме закона определены последствия передачи товара ненадлежащего качества.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе в силу положений пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
При этом к существенным нарушениям требований к качеству товара указанная норма права относит такие нарушения, которые влекут за собой неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт поставки истцом товара не соответствующего условиям контракта, отличного по техническим характеристикам от определенного в спецификации.
В претензии от 27.01.2016 N 35, направленной администрацией в адрес ООО "НИПИЭП", ответчиком изложено требование о возвращении суммы уплаченного аванса и согласовании истцом расторжения муниципального контракта.
Поскольку поставщик в нарушение норм действующего законодательства и условий контракта не осуществил поставку товара соответствующего требованиям, установленным в контракте, в результате чего администрация, безусловно, лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта, то есть на получение соответствующего товара в необходимый срок, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что муниципальный контракт подлежит расторжению в связи с существенным его нарушением со стороны ООО "НИПИЭП". Доказательств обратного, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, истцом не представлено.
Согласно нормам статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 7.5 муниципального контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафов.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно: 10 % цены контракта, что составляет 59 345,79 руб.
Поскольку материалами дела подтверждается факт ненадлежащего выполнения истцом принятых по муниципальному контракту обязательств, вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных администрацией требований о взыскании штрафных санкций в сумме 59 345,79 руб., является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, истцом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца. В связи с предоставлением ООО "НИПИЭП" отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 октября 2016 года по делу N А47-2285/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2286/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф09-957/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем"
Ответчик: Администрация муниципального образования Красноярский поссовет