г. Пермь |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А60-27646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.
при участии:
от истца ТФОМС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика ГАУЗ СО "ОСЦМР "ОЗЕРО ЧУСОВСКОЕ" - Гринемаер Е.А. - представитель по доверенности от 17.11.2016 г.
от третьего лица Министерства финансов Свердловской области - Овсянников А.Н. - представитель по доверенности от 13.01.2016 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца ТФОМС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчика ГАУЗ СО "ОСЦМР "ОЗЕРО ЧУСОВСКОЕ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2016 года
по делу N А60-27646/2016,
принятое судьей А.С.Воротилкиным
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)
к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской
области "Областной специализированный центр медицинской реабилитации "Озеро Чусовское" (ИНН 6658342646, ОГРН 1096658006785)
третье лицо: Министерство финансов Свердловской области
о взыскании 949 876 руб. 23 коп.,
установил:
Истец, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Областной специализированный центр медицинской реабилитации "Озеро Чусовское" о взыскании 949 876 руб. 23 коп., в том числе 828 452 руб. 68 коп. - средства, использованные не по целевому назначению, 82 845 руб. 27 коп. - штраф, 38 578 руб. 28 коп. - пени.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2016 года по делу N А60-27646/2016 иск удовлетворен частично. Взыскано с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областной специализированный центр медицинской реабилитации "Озеро Чусовское" (ИНН 6658342646, ОГРН 1096658006785) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) штраф в сумме 82 845 (восемьдесят две тысячи восемьсот сорок пять) руб. 27 (двадцать семь) коп. В остальной части в иске отказано.
Истец и ответчик, не согласившись с решением суда в части, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда изменить и принять новый судебный акт.
Истец ТФОМС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ просит в апелляционной жалобе отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтена позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 15.12.2015 г. о том, что медицинские организации не имеют право вместо возврата в бюджет средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на своем счете. При этом, медицинская организация должна вернуть в фонд денежные средства, использованные по нецелевому назначению, в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Ответчик ГАУЗ СО "ОСЦМР "ОЗЕРО ЧУСОВСКОЕ" просит в апелляционной жалобе отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью. В обоснование доводов жалобы указывает, что основания для взыскания с ответчика штрафа не имеется, поскольку организация не допускала нецелевого использования средств фонда. Материалами дела подтверждено, что средства, выделенные в 2014 году, были использованы по целевому назначению в 2014-2015 годах, за счет корректировки расходов на питание застрахованных лиц в Плане финансово-хозяйственной деятельности ответчика на 2015 год. Такие действия ответчика соответствуют положениям п.3.15 статьи 2 ФЗ N 174-ФЗ от 03.11.2006 г. о том, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств поступающих автономному учреждению в рамках ОМС, используются в очередном финансовом году на те же цели. При этом не имеет значения, что они израсходованы именно в том году, в котором они выделены. Суд не учел, что фактически остаток средств ОМС (продуктов питания) на 31 декабря 2014 года был значительно больше, чем 90 594,03 руб., была допущена бухгалтерская ошибка. Фондом не были установлены факты нарушения учреждением нецелевого использования денежных средств, что подтверждается актом от 30.04.2015 г. Проверка, выявившая нарушения, была проведена Министерством финансов РФ в отношении фонда, а не учреждения.
Третье лицо согласно с доводами апелляционной жалобы истца и возражает против жалобы ответчика. В отзыве на жалобу указывает, что материалами дела подтвержден факт нецелевого использования ответчиком средств фонда, в связи с чем денежные средства должны быть взысканы с учреждения и восстановлены в бюджете.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Свердловской области в период с 17.08.2015 по 16.09.2015, 21.10.2015 г. по 30.10.2015 г. в ТФОМС на основании приказа Министерства финансов Свердловской области от 12.08.2015 г. N 303 была проведена плановая проверка использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета, предоставленных в 2014 году, в том числе использования целевых средств по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, в рамках которой на основании приказа Министерства финансов Свердловской области от 14.09.2015 г., N 351 была проведена проверка Ответчика. В ходе проверки Комиссией Минфина СО в проверяемом периоде было установлено допущенное Ответчиком нарушение действующего законодательства, заключающееся в нецелевом использовании средств ОМС на приобретение продуктов (мяса) для организации питания пациентов при оказании им медицинской помощи за рамками Территориальной программы ОМС, а именно по договорам на оказание платных медицинских услуг.
По результатам проведенной проверки, на основании акта от 23.11.2015 г. N 111, Фондом получено представление N 05-38-04/12316 от 28.12.2015 г. об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее-Представление), согласно которому Минфин СО требует от Фонда рассмотреть информацию об указанных нарушениях и принять меры по возврату Ответчиком, использованных не по целевому назначению средств.
Согласившись с выводами Минфина СО об имеющемся факте нецелевого использования средств ОМС со стороны Ответчика, во исполнение вышеназванного Представления, Фонд направил 13.01.2016 г. в адрес последнего письмо с предложением рассмотрения информации о выявленном
нарушении и исполнении предъявленных требований по возврату в бюджет ТФОМС Свердловской области средств в сумме 828 452,68 рублей с приложением Представления. Ответчик с доводами, изложенными в письме ТФОМС, не согласился и предоставил в письме за исх. N 017 от 14.01.2016 г. возражения. Полученную от Ответчика информацию о его несогласии с фактом
нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставил в Минфин СО, который при повторном рассмотрении счел доводы Ответчика не аргументированными.
04.02.2016 г. за исх. N 24-01-01/281 Фондом в адрес Ответчика было повторно направлено предложение об исполнении требования по возврату в бюджет ТФОМС средств в сумме 828 452, 68 и штрафа, предусмотренного п. 9
ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 326-ФЗ).
Учитывая, что требования Фонда по возврату в бюджет ТФОМС СО денежных средств, уплате штрафа Ответчиком не были исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части взыскания штрафа и отказывая во взыскании средств, использованных не по целевому назначению, пришел к выводу, что поскольку спорные средства в 2014 году были использованы не по целевому назначению, то имеются основания для взыскания штрафа; учитывая, в следующем финансовом году (2015 г.) спорные средства были использованы по целевому назначению без их востребования на эти цели из внебюджетного фонда, то основания для их взыскания с ответчика в бюджет фонда не имеется.
Истец и ответчик, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда изменить и принять новый судебный акт.
Истец в обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтена позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 15.12.2015 г. о том, что медицинские организации не имеют право вместо возврата в бюджет средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на своем счете. При этом, медицинская организация должна вернуть в фонд денежные средства, использованные по нецелевому назначению, в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Ответчик в обоснование доводов жалобы указывает, что основания для взыскания с ответчика штрафа не имеется, поскольку организация не допускала нецелевого использования средств фонда. Материалами дела подтверждено, что средства, выделенные в 2014 году, были использованы по целевому назначению в 2014-2015 годах, за счет корректировки расходов на питание застрахованных лиц в Плане финансово-хозяйственной деятельности ответчика на 2015 год, что соответствует положениям п.3.15 статьи 2 ФЗ N 174-ФЗ от 03.11.2006 г. Кроме того, указывает на то, что фактически остаток средств ОМС (продуктов питания) на 31 декабря 2014 года был значительно больше, чем 90 594,03 руб., была допущена бухгалтерская ошибка. Фондом не были установлены факты нарушения учреждением нецелевого использования денежных средств, что подтверждается актом от 30.04.2015 г. Проверка, выявившая нарушения, была проведена Министерством финансов РФ в отношении фонда, а не учреждения.
Третье лицо указывает на то, что материалами дела подтвержден факт нецелевого использования ответчиком средств фонда, в связи с чем денежные средства должны быть взысканы с учреждения и восстановлены в бюджете.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч.2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч.6 ст.14, ч.2 ст.28, ч.1 ст.38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховыми медицинскими организациями, являются целевыми.
В соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона N 326 ФЗ структура тарифа на оплату
медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных
запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской
организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на
арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских
организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие
расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно п. 26 Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2013 г. N 1604-ПП структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает в себя расходы на заработную плату начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов,
продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории
и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением расходов на капитальный ремонт), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного
обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских
организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие
расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тыс. рублей
за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Свердловской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций).
Использование средств обязательного медицинского страхования осуществляется медицинскими организациями на виды расходов, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную Программой ОМС.
Согласно ст. 2.4. Тарифного соглашения по обязательному медицинскому
страхованию на территории Свердловской области на 2014 г. от 30.12.2015 г. (далее-Тарифное соглашение) тарифы на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) и подушевые нормативы финансирования включают расходы в рамках Программы ОМС по следующим статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в том
числе: "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение" (статья КОСГУ 340) включает расходы на приобретение: - медикаментов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы ОМС;
- перевязочных средств; - медицинского инструментария со сроком службы до 2 месяцев; - продуктов питания (в части расходов на приобретение продуктов
питания для организации питания пациентов в стационарах круглосуточного пребывания (включая лиц, находящихся в соответствии с законодательством РФ в стационаре по уходу за ребенком); - реактивов и химикатов, стекла и химпосуды; - мягкого инвентаря и обмундирования; - изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы ОМС; - горюче - смазочных материалов; - в части расходов по оплате медицинских услуг и санитарно-эпидемиологических работ и услуг; - в части других расходов медицинских организаций по оплате иных работ и услуг в целях обеспечения собственных нужд.
В силу ч. 9 ст. 39 Закона N 326 -ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору
на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого
использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей
на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального
фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно ч. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
В соответствии с ч. 1 ст. 266.1 БК РФ органы управления государственными внебюджетными фондами, юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля).
Согласно ст.269.2 БК РФ полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению
внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что ГАУЗ СО "Озеро Чусовское" оказывает медицинскую помощь двум категориям пациентов - проходящим лечение за счет средств ОМС (далее - застрахованные лица) и проходящим лечение за счет собственных средств (далее - платные пациенты).
В связи с этим в 2014 году доходы Учреждения сформированы за счет двух источников - средств ОМС (24 459 657,70 руб.) и доходов от предпринимательской деятельности (235 079 753,38 рублей).
Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год предусмотрено приобретение продуктов питания за счет средств ОМС на сумму 1 455 078,21 руб., за счет средств предпринимательской деятельности
-на сумму 23 798 185,00 руб. (строка 22 страницы 7 плана ФХД).
Расходы на приобретение продуктов для организации питания пациентов, проходящих лечение по договорам на оказание платных медицинских услуг, не включены в тариф на оплату медицинской помощи по ОМС.
В течение 2014 года учреждением за счет средств ОМС осуществлялись ежемесячные расходы на приобретение мяса говядины и свинины, которые произведены в общей сумме 1 455 078,21 рублей. Остальные продукты на питание всех пациентов (застрахованных лиц и платных пациентов) приобретены за счет средств предпринимательской деятельности.
По результатам контрольных действий Министерства финансов в ГАУЗ СО "Озеро Чусовское" установлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в том, что продукты питания на сумму 828 452,68 руб., приобретенные за счет средств ОМС, фактически израсходованы в 2014 году на питание пациентов, проходящих лечение по договорам на оказание платных медицинских услуг.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что в нарушение действующего законодательства и тарифного соглашения, Учреждение допустило в 2014 году нецелевое использование бюджетных средств, направив средства ОМС в нарушение и вопреки законным правам пациентов, застрахованных по системе ОМС, на приобретение продуктов для питания платных пациентов.
Доводы ответчика о том, что материалами дела подтверждено, что средства, выделенные в 2014 году, были использованы по целевому назначению в 2014-2015 годах, за счет корректировки расходов на питание застрахованных лиц в Плане финансово-хозяйственной деятельности ответчика на 2015 год, при этом согласно представленной бухгалтерской справке фактически остаток средств ОМС (продуктов питания) на 31 декабря 2014 года был значительно больше, чем 90 594,03 руб., были предметом исследования судом и обоснованно им отклонены.
Суд верно указал, что факт нецелевого использования учреждением средств фонда в 2014 году подтвержден совокупностью материалов дела - материалами плановой выездной проверки Министерства финансов Свердловской области, в которых содержится вывод о расхождениях между кассовыми расходами (полученными средствами) в 2014 году за счет средств обязательного медицинского страхования на продукты питания и фактическими расходами согласно отчету по стоимости питания пациентов по ОМС, составившими за 2014 год 536 031 руб. 50 коп. В денежном выражении данное расхождение составляет, по данным Министерства здравоохранения Свердловской области, 828 452 руб. 68 коп., что соответствует как данным истца, так и данным третьего лица.
Кроме того, суд первой инстанции критически отнесся к доводу ответчика о наличии технической ошибки, допущенной бухгалтером ответчика при списании продукта (мяса) со счета 7.105 32 (продукты питания по ОМС), поскольку достоверных доказательств того, когда именно было произведено формальное (в регистрах бухгалтерского учета ответчика) исправление указанной ошибки (до или после выявленного нарушения в ходе проверки Министерства финансов Свердловской области), материалы дела не содержат, и ответчик таких доказательств не представил.
При этом суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве достоверного доказательства бухгалтерскую справку к документу "Операция (бухгалтерская)" от 12.01.2015 N 00000001 об осуществлении исправлений в отношении фактически расходов пациентов по ОМС, поскольку данная справка является противоречивой по своему содержанию. Так, в ней указано, что она выдана 12.01.2015, но в ней речь идет об исправлении фактических расходов на пациентов по ОМС за период с 1 по Х1 (т.е. с января по ноябрь) 2015 года. В свою очередь, акт по результатам проверки Министерства финансов Свердловской области факта использования ответчиком средств ОМС, был составлен в ноябре 2015 года (от 23.11.2015 N 111). Поэтому указанное противоречие в содержании бухгалтерской справки ответчика не является простой ошибкой или опечаткой. Обстоятельства дела, которые установил суд, являются достаточным основанием для вывода о том, что в действительности бухгалтерская справка была составлена по истечении 11 месяцев 2015 года и после получения ответчиком в начале декабря 2015 года заключения по результатам выездной проверки Министерства финансов Свердловской области, на которое им были подготовлены возражения от 08.12.2015 N 666 (приложены к исковому заявлению).
При указанных обстоятельствах подтверждаются выводы суда первой инстанции, что в 2014 году ответчиком средства обязательного медицинского страхования в сумме 828 452 руб. 68 коп., подлежащие расходованию на продукты питания для пациентов по ОМС, фактически были использованы для других целей, в связи с чем исковые требования в части взыскания штрафа в сумме 82 845 руб. 27 коп., предъявленного на основании ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, обоснованно удовлетворены судом.
Ссылка учреждения на п.3.15 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в котором указано, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках ОМС, используются в очередном финансовом году на те же цели, подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждено, что средства ОМС по состоянию на 31.12.2014 г. были фактически израсходованы на иные цели и остаток средств отсутствовал.
Довод о том, что проверка, выявившая нарушения, была фактически проведена Министерством финансов РФ в отношении фонда, а не учреждения, в связи с чем истец был не вправе предъявлять исковые требования к ответчику, был правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку полномочия Фонда на предъявление исковых требований на основании акта финансового органа, выявившего факт нецелевого использования средств ОМС, следуют из совокупности положений ч.9 ст.39 Закона N 326-ФЗ, ч.3 ст.265, ч.1 ст.266.1, ст.269.2, ст.270.2 БК РФ, а также подп.15 п.9 Положения о Фонде.
В удовлетворении требования истца о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, судом первой инстанции обоснованно отказано.
Как установил суд первой инстанции, фактически денежные средства в размере их нецелевого использования в 2014 году были учтены ответчиком в 2015 году при планировании расходов на продукты питания пациентов по ОМС и последующем расходовании средств ОМС. В частности, в 2015 году кассовые расходы ответчика на продукты питания по ОМС были меньше фактических.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что при том же уровне госпитализаций и койко-дней по системе ОМС в 2015 году ответчиком было запрошено и израсходовано средств ОМС меньше на сумму средств, в отношении которых было допущено нецелевое использование. Следовательно, фактически в 2015 году спорные средства были использованы по целевому назначению без их востребования на эти цели из внебюджетного фонда.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что для возврата данных средств в 2016 году отсутствуют основания.
При этом истцом и третьим лицом не представлено каких-либо доказательств, опровергающих данные выводы суда первой инстанции.
В связи с этим суд отказал в удовлетворении иска как в части основной суммы, так и в части пеней, начисленных за период с 28.01.2016 по 02.06.2016 а просрочку возврата в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области средств, использованных ранее не по целевому назначению.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не учтена позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 15.12.2015 г. о том, что медицинские организации не имеют право вместо возврата в бюджет средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на своем счете, подлежит отклонению, поскольку по настоящему делу судом первой инстанции установлены иные обстоятельства по делу. В частности судом установлено, что спорная сумма была использована по целевому назначению в 2015 году без их востребования на эти цели из внебюджетного фонда.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2016 года по делу N А60-27646/2016 следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2016 года по делу N А60-27646/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27646/2016
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ "ОЗЕРО ЧУСОВСКОЕ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ