Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А55-18048/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Нова" - не явился, извещен,
от Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16 - Эллер Т.Б., доверенность от 28.07.2016, N 157/16,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N16
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2016 года по делу N А55-18048/2016 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нова" (ОГРН 10863300025492, ИНН 6330037352), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
о признании решений частично недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нова" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 82-86) о признании недействительными решений Государственного учреждения - Самарское регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.06.2016 N 11 и N 15 в лице филиала N 16 в части начисления страховых взносов на суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в следующих размерах: недоимка - 283 183,70 руб., пени - 63 720, 05 руб., штраф - 56 636,74 руб. (по решению N 11 от 27.06.2016); недоимка - 95 923,58 руб., пени - 1 895,50 руб., штраф - 19184,72 руб. (по решению N 15 от 27.06.2016).
Решением суда 1 инстанции от 19 октября 2016 года заявление удовлетворено частично.
Оспариваемые решения Фонда в лице филиала N 16 признаны недействительными в части начисления страховых взносов на суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в следующих размерах: недоимка - 283183,70 руб., пени в сумме 45182, 28 руб., штраф в сумме 56636,74 руб., (от 27.06.2016 решение N 11), недоимка в сумме 95466, 88 руб., штраф в сумме 19093,37 руб. (от 27.06.2016 решение N 15).
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Кроме того, с Государственного учреждения - Самарское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Нова" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16 просит решение суда 1 инстанции отменить.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы относится к мерам материальной ответственности работодателем за нарушение договорных обязательств перед работником и не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. Перечень, не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального Закона 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статье 20.2 Закона 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" является исчерпывающим. Специальной нормы о включении в указанный перечень денежных компенсаций работнику за нарушение организацией-работодателем установленного срока выплаты заработной платы в действующих законах не предусмотрено. В связи с этим данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
ООО "Нова" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель ООО "Нова" не явился, о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Фонда, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, филиалом N 16 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная проверка ООО "Нова" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком взносов, а также проверка страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой 23.05.2016 составлены акты N 5 и N 5 н/с (л.д.102-105, 110-112).
27.06.2016 заместителем директора филиала N 16 государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации А. Р. Ишаевым на основании актов выездной проверки N 5 и N 5н/с от 23.05.2016 были приняты решения N 11 и N 15 о привлечении плательщика страховых взносов ООО "Нова" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (л.д.107-109, 113-116).
В соответствии с решением N 11 от 27.06.2016 ООО "Нова" привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 57 715,54 руб.
Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 288 577,67 руб., а также пени по состоянию на 01.01.2016 в сумме 73 579,18 руб.
В соответствии с решением N 15 от 27.06.2016 Общество привлечено к ответственности по ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" виде взыскания штрафа в размере 21594,63 руб.
Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку в сумме 107 973,17 руб. и пени сумме 1 895,50 руб.
Не согласившись с решениями Фонда в части начисления страховых взносов на суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в следующих размерах (с учетом представленных расчетов - л.д.73-76): недоимка - 283 183,70 руб., пени - 63 720,05 руб., штраф - 56 636,74 руб. (по решению N 11 от 27.06.2016); недоимка 95 923,58 руб., пени - 1 895,50 руб., штраф - 19184,72 руб. (по решению N 15 от 27.06.2016) общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, считая, что у Фонда не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат.
В оспариваемой части решения от 27.06.2016 г. N 11 отражено, что ООО "Нова" допустило занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 в сумме 4 263 579,33 руб., за 2014 г. в сумме 3 224 433,44 руб., за 2015 г. в сумме 2 276 943,88 руб., а всего в сумме 9 764 956,65 руб. по причине того, что не начисляло страховые взносы на суммы выплат работникам денежной компенсации за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы.
Недоимка по уплате страховых взносов составила 283 183,7 руб.
В оспариваемой части решения от 27.06.2016 г. N 15 отражено, что по аналогичной причине общество занизило базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2013-2015 г.г. в общей сумме 10 409 012,09 руб.
Недоимка по уплате страховых взносов составила 95 466,88 руб.
По мнению Фонда, в соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона. Выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы относится к мерам материальной ответственности работодателя за нарушение договорных обязательств перед работником и не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. Перечень, не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 9 Федерального закона 212-ФЗ является исчерпывающим. Специальной нормы о включении указанный перечень денежных компенсаций работнику нарушение организацией-работодателем установленного срока выплаты заработной платы в статье 9 Федерального закона 212-ФЗ не предусмотрено. Статьей 20.2 Закона 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. На денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, не распространяется действие статьи 20.2 Закона 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Между тем данные выводы Фонда являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 Трудового кодекса как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Следовательно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, у фонда не имелось оснований для начисления по результатам проверки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы указанных выплат по решению от 27.06.2016 г. N 11 в размере 283 183,70 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафа.
В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 20.2. Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Соответственно этому суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие пункта 2 части 1 ст. 20.2. Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, применительно к положениям данных правовых норм у Фонда отсутствовали правовые основания для начисления по результатам проверки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы указанных выплат по решению от 27.06.2016 N 15 в размере 95 466,88 руб. и соответствующей суммы штрафа.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 11031/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2016 N 304-КГ16-9675, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2014 г. N ВАС-11140/13, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2014 г. N А06-6685/2013.
С учетом изложенного суд 1 инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение N 11 от 27.06.2016 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 283 183,73 руб., пени в сумме 45 182,28 руб., штрафа в сумме 56 636,74 руб. и решение N 15 от 27.06.2016 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 95 466,88 руб., штрафа в сумме 19 096,73 руб. не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В этой части суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявления с учетом представленных Фондом расчета доначисленных страховых взносов, пеней и штрафа на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, таблицы результатов проверки начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, уведомлений о размере страховых взносов на 2013, 2014, 2015 годы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д.117-123) суд 1 инстанции правомерно отказал.
В этой части общество применительно к положениям ст.268 АПК РФ решение суда в порядке апелляционного производства не обжаловало, каких-либо возражений стороны не заявили.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Фонда, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2016 года по делу N А55-18048/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18048/2016
Истец: ООО "Нова"
Ответчик: Государтсвенное учреждение - Самарское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N16
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17554/16