Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А12-631/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Незнамовой Е.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - Ситников И.Н., доверенность от 07.11.2016 N 6,
от Администрации Дзержинского района Волгограда - Молоканова Е.А.. доверенность от 04.06.2015 N Д/8-15,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании средств видеоконференц-связи при участии арбитражного суда Волгоградской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (г. Волгоград, ИНН 3461008423, ОГРН 1133443030380)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2016 года по делу N А12-631/2016 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению Администрации Дзержинского района Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании незаконными решения и предписания
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (г. Волгоград, ИНН 3461008423, ОГРН 1133443030380), общество с ограниченной ответственностью "муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Администрации Дзержинского района Волгограда (далее администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, управление, антимонопольный орган) от 18.12.2015 по делу N 15-01-18.1-03/989 о признании Администрации Дзержинского района Волгограда нарушившей пункт 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее ООО "ЖЭК"), общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (далее ООО "МУК").
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2016 года признаны незаконными и отменены решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области от 18.12.2015 по делу N 15-01-18.1-03/989 о признании Администрации Дзержинского района Волгограда нарушившей пункт 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС по Волгоградской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы ООО "ЖЭК".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 23 ноября 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" и Администрации Дзержинского района Волгограда, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление 11.12.2015 (вх. N 9982) поступила жалоба ООО "ЖЭК" на действия организатора торгов - Администрацию Дзержинского района Волгограда при организации открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами по 12 лотам.
В ходе рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом установлено, что организатором конкурса - Администрацией на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru размещена информация о проведении конкурса, утверждена конкурсная документация для проведения открытого аукциона по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами Дзержинского района г. Волгограда и по извещениям N 010615/2780470/01, N 110615/2780470/01, N 150615/2780470/01 проведены открытые конкурсы на право заключения договоров управления многоквартирными домами.
По результатам проведенного конкурса (извещение N 010615/2780470/01) на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 21.09.2015, утвержденного организатором конкурса 21.09.2015, победителем конкурса по лотам N 1, 2, 3, 5, 6 было признано ООО "ЖЭК".
По результатам проведенного конкурса (извещение N 110615/2780470/01) на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 24.09.2015, утвержденного организатором конкурса 25.09.2015, победителем конкурса по лоту N 4 было признано ООО "ЖЭК".
По результатам проведенного конкурса (извещение N 150615/2780470/01) на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 29.09.2015, утвержденного организатором конкурса от 29.09.2015, победителем конкурса по лоту N 1 было признано ООО "ЖЭК".
ООО "ЖЭК" вернуло администрации подписанные проекты договоров управления по всем лотам, однако, в установленный срок не предоставило обеспечение исполнения обязательств в соответствии с требованиями Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В связи с чем, 10.11.2015 письмом от N 01-21/10769-15 Администрация уведомила ООО "ЖЭК" о признании его уклонившимся от заключения договоров управления многоквартирными домами и 06.11.2015 утвердила протокол конкурсной комиссии, признала ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договоров управления многоквартирным домами; приняла решение о направлении в государственную жилищную инспекцию Волгоградской области письма об исключении многоквартирных домов из реестра лицензий по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, Администрация приняла решение о проведении нового конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение N 121115/2780470/01).
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ЖЭК" на действия организатора торгов - Администрации Дзержинского района Волгограда при организации открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами по 12 лотам, управление пришло к выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для признания ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договоров управления и, соответственно, объявления нового конкурса на право заключения договоров на управление многоквартирными домами.
Решением от 18.12.2015 по делу N 15-01-18.1-03/989 УФАС по Волгоградской области признало жалобу ООО "ЖЭК" обоснованной, Администрацию Дзержинского района Волгограда - нарушившей пункт 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее Правила).
Кроме того, предписанием от 18.12.2015 по делу N 15-01-18.1-03/989 антимонопольный орган обязал администрацию аннулировать открытый конкурс по извещению N 121115/2780470/01.
Полагая, что указанные решение и предписание являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что в связи с признанием ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договоров управления и, учитывая, что собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления этими домами, администрация правомерно объявила открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Дзержинского района Волгограда, опубликовав на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru извещение N 121115/2780470/01.
Апелляционная инстанция считает выводы ссуда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела и собранным по делу доказательствам в силу нижеследующего.
Как было указано выше, по результатам проведённого конкурса (извещение N 110615/2780470/01) на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 24.09.2015, утверждённого организатором конкурса 25.09.2015, победителем конкурса по лоту N 4 признано ООО "ЖЭК". В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 23.06.2015 по лотам N1, 5, 6, 7 ООО "ЖЭК" признано единственным участником.
По результатам проведённого конкурса (извещение N 150615/2780470/01) на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 29.09.2015, утверждённого организатором конкурса от 29.09.2015, победителем конкурса по лоту N 1 было признано ООО "ЖЭК".
В силу пункта 90 Правил победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.
Пунктом 91 Правил установлено, что победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 92 Правил, в случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита, либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 93 Правил в случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. При этом заключение договора управления многоквартирным домом таким участником конкурса является обязательным.
В случае признания участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого участника заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения договора.
В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения договора.
В связи с непредставлением победителем конкурса ООО "ЖЭК" в установленный пунктом 90 Правил срок организатору конкурса обеспечения исполнения обязательств (нотариально заверенной копии договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывной банковской гарантии) администрацией Дзержинского района Волгограда принято решение о признании ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договора.
Обстоятельства принятия организатором конкурса - администрацией Дзержинского района Волгограда решения о признании ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключений договоров управления многоквартирными домами исследовались в рамках дела N А12-60356/2015.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу ООО "ЖЭК" отказано в удовлетворении требований к Администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконным решения конкурсной комиссии администрации Дзержинского района Волгограда, указанного в протоколе от 06.11.2015 о признании победителя конкурса ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договоров управления многоквартирными домами. Арбитражный суд установил, что организатор конкурса правомерно признал ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами.
Кроме того, судом апелляционной инстанции в постановлении от 19.07.2016 года отражено, что поскольку, руководствуясь пунктом 92 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", Администрация признала ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, то цель открытого конкурса, предусмотренная пунктами 2, 6 Правил организатором конкурса не достигнута, а именно: управляющая организация не выбрана и договоры управления многоквартирными домами не заключены.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 Правил, учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, Администрация правомерно объявила открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Дзержинского района Волгограда, опубликовав на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru извещение N 121115/2780470/01.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции в оспариваемом решении обоснованно указано, что ст. 69 АПК РФ не предусматривает необходимость совпадения предмета заявленных требований для определения преюдициального характера судебного акта. Свойством преюдиции обладают установленные судом конкретные обстоятельства, содержащиеся в мотивировочной части судебного акта, вынесенного по другому делу и имеющие юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 2013/12, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь, до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что решение и предписание от 18.12.2015 по делу N 15-01-18.1-03/989 вынесены УФАС по Волгоградской области с нарушением норм действующего законодательства, при этом нарушение прав и законных интересов администрации следует из существа оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЖЭК" и доводы антимонопольного органа, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, об отсутствии у администрации оснований для признания ООО "ЖЭК" уклонившимся от заключения договоров и объявления нового конкурса, направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному делу, что противоречит положениям ст. 69 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы ООО "ЖЭК" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с общества в доход Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2016 года по делу N А12-631/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-631/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: ООО "ЖЭК", ООО "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", ООО "Жилищно-Эксплуатационная Компания"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12168/16