Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф09-12032/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А34-5065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Калиной И.В., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.08.2016 по делу N А34-5065/2015 (судья Асямолов В.В.)
В заседании принял участие представитель Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации - Мацаева Т.В. (паспорт, доверенность от 11.01.2016).
Главное управление социальной защиты населения Курганской области, г. Курган (далее - истец, Главное управление социальной защиты населения) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва (далее - ответчик, Минфин России) о взыскании денежных средств в размере 671 446 руб.
Определением суда первой инстанции от 07.06.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, г. Москва (далее - ответчик, Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Шумков Александр Александрович, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Министерство обороны Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 16.08.2016 (резолютивная часть от 09.08.2016) исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации удовлетворены, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации ссылалось на то, что, поскольку Федеральным Законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг." и Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг." средства федерального бюджета, предназначенные для реализации указанных полномочий, не предусмотрены, на счета Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации данные денежные средства не поступали. Обязанность Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации перечислять денежные средства в бюджет субъекта Российской Федерации в отсутствие утвержденных лимитов денежных средств действующим законодательством не установлена. Иные действия нарушали бы бюджетное законодательство и классифицировались как нецелевое использование бюджетных средств, что является недопустимым. Доказательств вины Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации в причинении убытков субъекту Российской Федерации, причинной следственной связи между такими действиями и причиненными убытками не представлено. Также не представлено доказательств по обращению в компетентный орган за получением компенсационных денежных средств и получения отказа в компенсации понесенных расходов. Исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 по делу N 2-1714 истцом осуществлялось в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, оснований для взыскания с Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации убытков в связи с предоставлением уволенному военнослужащему единовременной денежной выплаты у суда не имелось.
Главное управление социальной защиты населения представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором по доводам апелляционной жалобы возразило, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что Главное управление фактически исполнило расходное обязательство Российской Федерации, в связи с чем бюджету Курганской области причинены убытки в сумме 671 446 руб.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. С учетом мнения представителя истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, настаивал на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 (т.1 л.д.17-26) по иску третьего лица 2 на истца была возложена обязанность по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 671 446 руб.
20.04.2015 истец во исполнение указанного судебного акта перечислил третьему лицу 2 денежные средства в указанном размере, исполнение произведено за счет средств бюджета Курганской области (доказательства в деле).
07.05.2015 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда разъяснено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014, резолютивная часть дополнена положением о том, что выплата денежных средств должна производиться за счет субвенций, перечисляемых из федерального бюджета.
Ссылаясь на то, что в связи с перечислением третьему лицу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 671 446 руб., Курганской области причинены убытки, Главное управление социальной защиты населения обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал ст. 35, 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма в размере 671 446 руб. является для истца убытками, понесёнными им в связи с перечислением третьему лицу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и подлежащими взысканию за счет Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Выводы суда являются правильными, основаны на представленных сторонами доказательствах и требованиях действующего законодательства.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с требованиями ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Следовательно, лицо, обращающееся в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, обязано доказать факт нарушения обязательства ответчиком, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Судом установлено, во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 (т.1 л.д.17-26), которым на истца была возложена обязанность по предоставлению Шумкову А.А. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 671 446 руб., 20.04.2015 истец за счет средств бюджета Курганской области перечислил третьему лицу денежные средства в указанном размере. Указанное участвующими в деле лицами не оспаривается.
Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда 07.05.2015 резолютивная часть определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 дополнена положением о том, что выплата денежных средств должна производиться за счет субвенций, перечисляемых из федерального бюджета.
Согласно частям 1 и 5 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (Далее - Закон N 342-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Курганской области от 30.12.2011 N 654 истец является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (часть 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (части 7 и 8 статьи 3 Закона N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 N 216 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией переданных полномочий, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявкам, представляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в указанное Министерство в сроки, установленные этим Министерством, по форме согласно приложению.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" именно Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субвенций на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Федеральными законами от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" выделение субвенций Курганской области на реализацию Закона N 342-ФЗ не предусмотрено, доказательств выделения субвенций в дело не представлено.
Между тем, Курганская область в лице уполномоченного органа обращалась за предоставлением субвенций на указанные выше цели (т.2 л.д.8, 11). Кроме того, истец также обращался и за возмещением убытков во внесудебном порядке (т.2 л.д.7).
Письмом от 23.03.2016 N 8384-ВМ/05 Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, указав на отсутствие механизма компенсации возникших у истца убытков, в их возмещении отказал (т.2, л.д. 31-33).
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что в связи с исполнением апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 за счет бюджета Курганской области истцу причинены убытки в заявленном размере.
При этом, поскольку обязанность по предоставлению субвенций на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, должна была быть исполнена Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации и данным лицом не исполнена, вина Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации в причинении истцу убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями Министерства и причиненными истцу убытками, является доказанной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности по компенсации убытков истца на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Оснований для удовлетворения требований истца за счет Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации судом также верно не установлено.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения ответственности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также о недоказанности вины Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации в причинении убытков субъекту Российской Федерации, причинной следственной связи между такими действиями и причиненными убытками, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Тот факт, что Федеральным Законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг." и Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг." средства федерального бюджета, предназначенные для реализации полномочий по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, и приравненных в нему лиц, не предусматривались, основанием для неисполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19.06.2014 не являлось. Ссылка апеллянта на указанное обстоятельство судом также отклоняется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.08.2016 по делу N А34-5065/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
И.В. Калина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5065/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф09-12032/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Шумков Александр Александрович, Восемнадцатый арбитражный апелляционый суд