Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф05-20084/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А41-14875/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Компания "ТрансЛогистик" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2016, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по делу N А41-14875/16 по иску ОАО "Российские железные дороги" к ООО "Компания "ТрансЛогистик" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Неверов А.Н. по доверенности от 16.10.2015, Хижко О.И. по доверенности от 26.09.2016;
от ответчика - Новосельцев П.П. по доверенности от 06.04.2016,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Компания "ТрансЛогистик" (далее также - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 6 311 727,49 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2016 требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Компания "ТрансЛогистик", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу представителем ОАО "Российские железные дороги" в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявлено об отказе от исковых требований в части взыскания в части взыскания 119 573,41 руб.
Учитывая, что истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным принять отказ ОАО "Российские железные дороги" от исковых требований в указанной части.
Полномочия представителя, подписавшего ходатайство об отказе от иска в указанной части, подтверждены соответствующей доверенностью, имеющейся в материалах дела. Отказ истца от заявленных требований в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене, а производство по делу прекращению в указанной части в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части отменить.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции в оставшейся части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта в оставшейся части.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик), ООО "Компания "Транслогистик" (грузовладелец) и ОАО "Внуковский авиаремонтный завод - N 400" (владелец) был заключен договор N 6/2-11 от 18.02.2015 на предоставление владельцем пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Аэропорт Московской железной дороги, в соответствии с условиями которого владелец предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования для производства грузовых операций - выгрузка.
В соответствии с пунктом 1.2. договора перевозчик организует прибытия и отправления вагонов с грузами грузовладельца (щебень, цемент) с железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Внуковский авиаремонтный завод - N 400" по станции Аэропорт в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/2 от 22.01.2015.
Согласно пункту 2.1 договора перевозчик производит расстановку вагонов на места погрузки и выгрузки в соответствии с пунктом 1.2. договора для одновременного начала проведения грузовых операций вместимостью 11 вагонов.
В силу пункта 2.3 договора в соответствии с приказом МПС России N 70 от 10.10.2003 "О Методике по разработке и определении. Технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов" устанавливаются следующие технологические нормы на грузовые операции: щебень - 21 мин. на один вагон; цемент 36 мин. на один вагон.
Согласно подпункту "б" пункта 3.1. договора грузовладелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от пользователя, грузополучателей, грузоотправителей по ставкам, согласованным сторонами в приложении N 1 к договору. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23).
В случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "Российские железные дороги" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 1 к договору.
В случае нарушения клиентом, являющегося грузополучателем, железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору плата за время нахождения вагонов указана без учета налога на добавленную стоимость.
Как указывает истец, в адрес ответчика на станцию Аэропорт Московской железной дороги по отправкам ЭЧ473183, 35266477, ЭЧ601388, ЭЧ622386, 35183235, 35084102, 35073519, 35128511, 35079763, ЭЦ953362, 35153501, 43935063, ЭЧ651583, ЭЧ742909, ЭЧ766535, ЭШ033649, ЭШ049689, ЭЧ357902, ЭЦ944408, ЭЦ944492, ЭЦ952759, ЭЦ952436, 33241639, 33238122, ЭЧ878892 направлялся груз: щебень, цемент.
Вагоны были задержаны на промежуточных станциях в пути следования, по вине грузополучателя, ввиду занятости фронтов погрузки/выгрузки ООО "Компания "ТрансЛогистика" и нарушения сроков погрузки, что подтверждается актами общей формы.
Моментом окончания задержки вагонов, контейнеров является момент освобождения мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Ответчик был извещен о задержках и отправлениях задержанных вагонов в пути следования.
По факту задержки вагонов по вине грузополучателя были представлены для подписания акты общей формы, однако представитель ответчика от подписи отказался.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, и является доказательством, подтверждающим задержку вагонов на промежуточной станции.
На основании актов общей формы ответчику были предъявлены ведомости подачи и уборки вагонов, согласно данным ведомостям ответчику была начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от грузополучателя, на сумму 5 330 977,10 руб. (без налога на добавленную стоимость), однако ответчик от подписания ведомостей отказался (прил. 2, столбцы 17,18).
Как указывает истец, ответчиком ненадлежащее исполнен пункт 2.3 договора по технологическому сроку оборота вагонов, что привело к задержке вагонов на путях общего пользования, что подтверждается представленными истцом памятками приемосдатчика.
Факт нарушения срока доставки грузов, по данным отправкам подтверждается копиями железнодорожных транспортных накладных и актами общей формы о начале и окончании задержки вагонов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ-10-1331 установлено, что из системного толкования положений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что в случаях нахождения вагонов, контейнеров не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Как следует из письма ФСТ России от 30.03.2011 N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "Российские железные дороги") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата взимается в доле (50 процентов) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Исходя из условий договора на организацию расчетов, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "Российские железные дороги" платежей при перевозках грузов или порожних вагонов стороны согласовали обязательство по оплате использования пути общего пользования.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно статье 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Нормами статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Довод ответчика о том, что акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, памятки приемосдатчика содержат информацию о нахождении ваогонов на путях необщего пользования и не подтверждают вину грузополучателя в задержке вагонов на путях общего пользования, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно статье 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонов.
Как указано выше, в договоре стороны установили, что на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются технологические нормы на разгрузочные операции с грузовыми вагонами.
Нарушение технологических норм выгрузки вагонов подтверждается памятками приемосдатчика.
Утверждение ответчика о том, что плата за пользование вагонами начислена истцом ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, факт задержки вагонов на путях общего пользования подтвержден актами общей формы, в которых перечислены вагоны, задержанные на станции, имеются ссылки на номера приказов на бросание и поднятие поезда, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Также указана причина задержки вагонов: по причине неприема вагонов на путь необщего пользования грузополучателем.
Довод о том, что стороны в договоре на эксплуатацию согласовали условия о плате за простой вагонов на путях общего пользования без применения повышающего коэффициента, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно постановлению Федеральной энергетической комиссии N 35/12 от 19.06.2002 утверждены правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
В письме ФСТ России N СН-2489/10 от 30.03.2011 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, как плата за пользование вагонами. В расчетную ставку платы при простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле 50 процентов от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
На основании пункта 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с настоящим тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
При заключении договора N 2/92 от 01.09.2013 действовало Тарифное руководство N 2, поэтому плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2.
Ежегодно ФСТ России корректирует ставки Тарифных руководств с помощью коэффициентов индексации. На 2014 год цена за услугу по предоставлению путей общего пользования составляет 50 процентов от ставок таблицы 9 Тарифного руководства N 2, увеличенная на поправочный коэффициент 3,159.
На день проведения заседания, доказательств выплаты денежных средств истцу, суду не представлено.
Кроме того, доказательств нарушения своих обязательств по технологической погрузке третьим лицом, на которого ссылается ответчик, зафиксировано не было. Ответственность несет исключительно ответчик, в силу того, что заключенный с истцом договор является публичным.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части - в части взыскания 6 192 154,08 руб.
Выводы суда при рассмотрении настоящего дела подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 по делу N А41-3939/16, постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 по делу N А41-15521/16.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда в оставшейся части, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
В связи с частичным отказом истца от исковых требований в апелляционном суде расходы по оплате госпошлины по иску распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 49, 150, 266, 268, частью 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ОАО "РЖД" от исковых требований о взыскании 119 573 руб. 41 коп.
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2016 по делу N А41-14875/16 отменить в части взыскания 119 573 руб. 41 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 597 руб. 64 коп.
Производство по делу в данной части прекратить.
Решение суда в части взыскания платы в размере 6 192 154 руб. 08 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 53 961 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "РЖД" из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 605 от 17.11.2015 государственную пошлину в размере 597 руб. 64 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14875/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф05-20084/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Компания "ТрансЛогистик"