Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А32-8821/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 по делу N А32-8821/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис"
(ИНН 2309008513, ОГРН 1022301424386),
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
о взыскании задолженности, неустойки,
принятое судьей Ташу А.Х.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - ответчик, администрация) о взыскании 1 060 529 руб. 82 коп., в том числе: 1 036 100 руб. 09 коп. задолженности, 24 429 руб. 73 коп. неустойки.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования город Краснодар в лице Администрации муниципального образования город Краснодар за счет казны муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" 1 060 529 руб. 82 коп., в том числе: 1 036 100 руб. 09 коп. задолженности, 24 429 руб. 73 коп. неустойки.
Решение мотивировано тем, что работы по муниципальным контрактам выполнены, что подтверждается подписанными сторонами без замечаний актами, а также пояснениями третьего лица, данными в судебном заседании. Ответчик не представил доказательств погашения задолженности перед истцом в размере 1 036 100 руб.
Удовлетворяя требование о взыскании неустойки, суд указал, что представленный истцом в материалы дела расчёт неустойки ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала, что не является главным распорядителем бюджетных средств МКУ "Единая служба заказчика" (заказчика по муниципальным контрактам), в связи с чем полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - муниципальный заказчик) и общество с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (далее - подрядчик) подписали муниципальные контракты:
- N 109/3 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично-дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Превентивная обработка улиц Прикубанского внутригородского округа 1-й очереди ПСС 50 %)".
Цена контракта составляет 76 882 руб. 83 коп., в том числе НДС 18%. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 109/4 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Превентивная обработка улиц Прикубанского внутригородского округа 1-й очереди и улиц Прикубанского внутригородского округа 1-й очереди ПСС 50 %)". Цена контракта составляет 76 913 руб. 66 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/24 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Рашпилевская, ул. Мира, ул. Ленина)". Цена контракта составляет 93 663 руб. 13 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/25 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Дзержинского, ул. Шоссе Нефтяников, ул. Ростовское шоссе)". Цена контракта составляет 93 398 руб. 72 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/26 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Красных-Партизан, ул. Федора Лузана)". Цена контракта составляет 94 982 руб. 85 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/27 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Тургенева, ул. Октябрьская)". Цена контракта составляет 93 013 руб. 32 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/28 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Российская, от ул. Черкасская до ул. Беговой)". Цена контракта составляет 87 673 руб. 14 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/29 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Красноармейская, ул. Гоголя, ул. Чапаева, ул. Гимназическая, ул. Орджоникидзе, ул. Советская, ул. Комсомольская, ул. Длинная)". Цена контракта составляет 93 845 руб. 65 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/30 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Карасунская, ул. Пашковская, ул.Российская, ул. Жлобы до ул. Черкасская)". Цена контракта составляет 53 521 руб. 48 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/31 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. Красная, ул. Офицерская, ул. Колхозная)". Цена контракта составляет 91 185 руб. 89 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 110/32 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 01.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Однократная обработка твердыми химическими реагентами улиц: ул. 40 лет Победы, ул. Коммунаров, ул. Митрофана Седина, ул. Пушкина, ул. Путевая, пер. Крестьянский)". Цена контракта составляет 91 023 руб. 60 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 201/1 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 17.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично- дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Превентивная обработка улиц Прикубанского внутригородского округа 1-й очереди ПСС 50 %)". Цена контракта составляет 76 882 руб. 83 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его 4 исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
- N 201/2 на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар от 17.12.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: "Зимнее содержание улично-дорожной сети в г. Краснодар в 4 квартале 2015 г. (Превентивная обработка улиц Западного внутригородского округа 1-й очереди и улиц Прикубанского внутригородского 1-й очереди ПСС 50 %)". Цена контракта составляет 76 913 руб. 66 коп., в том числе НДС 18 %. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и контрактом.
В подтверждение выполнения принятых на себя обязательства надлежащим образом истцом представлены подписанные сторонами акты формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3: N 1 от 17.12.2015 на сумму 76 882 руб. 83 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 76 913 руб. 66 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 93 663 руб. 18 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 93 398 руб. 72 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 94 982 руб. 85 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 93 013 руб. 32 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 87 673 руб. 14 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 93 845 руб. 65 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 53 521 руб. 48 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 91 185 руб. 89 коп., N 1 от 17.12.2015 на сумму 91 023 руб. 60 коп., N 1 от 25.12.2015 на сумму 47 961 руб. 57 коп., N 1 от 25.12.2015 на сумму 42 034 руб. 20 коп. Всего на сумму 1 036 100 руб.
Также истцом в материалы дела представлены подписанные акты сверки взаимных расчетов.
Невыполнение ответчиком обязательства по договорам явилось основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения из спорных контрактов регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Истец в подтверждение выполненных работ представил в материалы дела подписанные акты и справки о стоимости выполненных работ и затрат.
Муниципальный заказчик не отрицает оказание и принятие работ. Подтверждения оплаты выполненных работ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Также истец просит взыскать 24 429 руб. 73 коп. неустойки за период с 17.01.2016 по 31.03.2016 по контрактам N 109/3, 109/4, 110/24, 110/25, 110/26, 110/27, 110/28, 110/29, 110/30, 110/31, 110/32, а также с 25.01.2016 по 21.03.2016 по контрактам N 201/1, 201/2.
Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктами 11.4. муниципальных контрактов в случае просрочки муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе требовать уплаты неустойки (пени), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.
В части размера взысканной неустойки и факта её начисления апелляционная жалоба доводов не содержит. Контррасчет неустойки не представлен.
Единственный довод апелляционной жалобы администрации сводится к тому, что заявитель полагает себя ненадлежащим ответчиком.
Данный довод отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В технических заданиях, являющихся неотъемлемой частью контрактов, указано, что целью выполнения работ является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Краснодар.
Предмет контрактов - работы по зимнему содержанию улично-дорожной чети в г. Краснодар - явно свидетельствует о том, что он не был направлен на удовлетворение собственных нужд МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" и заключен для нужд муниципального образования в целом. Контракты заключены от имени муниципального образования город Краснодар.
Поэтому стороной контрактов, а, следовательно, и надлежащим ответчиком является муниципальное образование г. Краснодар в лице администрации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что в качестве такого органа выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.
Администрация является главным распорядителем бюджетных средств и как орган общей компетенции, наделенный соответствующими финансовыми полномочиями, является надлежащим ответчиком по настоящему делу, взыскание должно быть произведено за счет казны муниципального образования, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения в связи с приведенными заявителем жалобы доводами.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб подлежат отнесению на заявителя жалобы.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2016 по делу N А32-8821/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8821/2016
Истец: ООО "Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: МКУ "Единая служба заказчика", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"