Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2017 г. N Ф05-727/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А41-24504/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, Потребительского гаражного эксплуатационного кооператива "Черневский гаражный комплекс": Авдеева В.А. по доверенности от 10.01.16 N 17;
от ответчиков, Администрации Красногорского муниципального района Московской области: не явились, извещены; ООО "АвтоДом-Сервис": Сажаев А.А. по доверенности от 08.07.15 б/н,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского гаражного кооператива "Черневский гаражный комплекс" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2016 года по делу N А41-24504/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Потребительского гаражного эксплуатационного кооператива "Черневский гаражный комплекс" к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, ООО "АвтоДом-Сервис" о признании недействительным (ничтожным) Договор аренды земельного участка N 8 от 28 января 2014 г. между ООО "АвтоДом-Сервис" и Администрацией Красногорского муниципального района Московской области, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной стоянки, площадью 460+/-7 с кадастровыми номерами 50:11:0010202:5622 по адресу: Московская область, г.Красногорск, ул.Успенская, д.1,,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский гаражный эксплуатационный кооператив "Черневский гаражный комплекс" (далее - кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация, ответчик 1) и Обществу с ограниченной ответственностью "АвтоДом-Сервис" (далее - общество, ответчик 2) с заявленными требованиями: - признать недействительным (ничтожным) Договор аренды земельного участка N 8 от 28 января 2014 г. между ООО "АвтоДом-Сервис" и Администрацией Красногорского муниципального района Московской области, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной стоянки, площадью 460+/-7 с кадастровыми номерами 50:11:0010202:5622 по адресу: Московская область, г.Красногорск, ул.Успенская, д.1.
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Потребительский гаражный кооператив "Черневский гаражный комплекс" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "АвтоДом-Сервис" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации Красногорского муниципального района Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, 24.10.1994 на основании постановления Главы администрации Красногорского района от 28.09.1994 N 883/9 и от 28.09.1994 N884/9 и контракта N 2 от 31.09.1994 был выдан Акт N 37 резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкрн Чернево-3, коммунальная зона, площадью 1,9 га на территории городских земель мкрн Чернево-3 под проектирование 4-5-ти этажного гаража на 100- 1500 машиномест АОЗТ ПСФ "Перспектива (л.д.78, 85).
12 октября 2012 года Главой Красногорского района вынесено постановление N 1004/10 "Об утверждении границ земельного участка площадью 0,743 га по фактическому пользованию, предоставленного в аренду ПГК "Черневский гаражный комплекс" под размещение 3-х этажного гаража легковых автомобилей по ул.Успенская в мкрн Чернево-3 г.Красногорска (л.д.86).
12.10.2000 между Администрацией Красногорского района и ПГК "Черневский гаражный комплекс" заключен договор аренды земельного участка площадью 0,743 га в г.Красногорске мкрн Чернево-3, ул.Успенская, д.1, для эксплуатации 3-х этажного гаража легковых автомобилей, сроком на 49 лет (л.д.81).
05 мая 2014 года был поставлен на кадастровый учет земельный участок с КН 50:11:0010202:6163 площадью 3459 кв.м. с разрешенным использованием "для размещения проезда" (л.д.91).
04.12.2014, на основании постановления Администрации Красногорского района от 29.10.2014 N 2449/10, между Администрацией Красногорского района (арендодатель) и истцом ПГЭК "Черневский гаражный комплекс" заключен договор аренды N 636 земельного участка с КН 50:11:0010202:6163, сроком на 49 лет (л.д.92).
Из изложенного следует, что истец Потребительский гаражный эксплуатационный кооператив (ПГЭК) "Черневский гаражный комплекс" является арендатором земельного участка с КН 50:11:0010202:6163, площадью 3459 кв.м., местоположением Красногорский район, г.п.Красногорск, г.Красногорск, ул.Успенская, д.1.
Постановлением Администрации Красногорского района от 10.01.2014 N 48/1, на основании обращения ООО "АвтоДом-Сервис" о предоставлении земельного участка в аренду, постановления Администрации Красногорского района от 30.07.2012 о предварительном согласовании места размещения автомобильной стоянки ООО "АвтоДом-Сервис" на земельном участке площадью 0,046 га, расположенном в г.Красногорске ул.Успенская стр.1, постановления администрации от 17.05.2013 N 1146/5 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 460 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного в г.Красногорске, мкр. Чернево-2, ул.Успенская, в южной части кадастрового квартала 50:11:0010202, и кадастрового паспорта земельного участка, в аренду ООО "АвтоДом-Сервис" предоставлен земельный участок с КН 50:11:0010202:5622 площадью 460 кв.м., для размещения автомобильной стоянки, сроком на 49 лет (л.д.100).
28 января 2014 года между администрацией (арендодатель) и ООО "АвтоДом-Сервис" заключен договор аренды N 8 земельного участка с КН 50:11:0010202:5622.
Полагая, что указанный договор является ничтожным в соответствии со ст. 168 ГК РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 166, 168 ГК РФ, ст. ст. 30, 31 ЗК РФ основывался на том, что порядок предоставления земельного участка ответчику 2 под строительство по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объекта" был соблюден надлежащим образом.
ООО "АвтоДом-Сервис" обратилось в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
Был произведен выбор земельного участка, составлена схема его расположения на кадастровом плане территории.
В газете "Красногорские вести" N 110 от 29.09.2011 опубликована информация о согласовании акта выбора земельного участка площадью 0,046 га для размещения стоянки автомашин, обслуживающихся в автосервисе и автомойке.
30.07.2012 вынесено постановление администрации о предварительном согласовании места размещения автомобильной стоянки ООО "АвтоДом-Сервис" на спорном земельном участке.
Постановлением администрации от 17.05.2013 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
На основании указанных документов вынесено постановление о предоставлении земельного участка ООО "АвтоДом-Сервиси" и заключен оспариваемый договор аренды указанного земельного участка.
Таким образом, суд пришел к выводу, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 31 ЗК РФ, была выполнена.
Так же суд первой инстанции указал, что доказательств поступления в администрацию каких-либо иных заявок на земельный участок, кроме как от ООО "АвтоДом-Сервис", в т.ч. от истца, в материалы дела не представлено.
А также отклонил довод истца о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка, указанного в публикации, и в договоре аренды как необоснованный.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса (действующего на момент возникновения правоотношений по спорному земельному участку) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса);
- предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса);
- для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с данным пунктом статьи 34 Земельного кодекса, указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 статьи 34 Земельного кодекса).
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Для того, чтобы определить круг лиц, претендующих на земельный участок, необходимо заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем или возможном его предоставлении. Заблаговременно - это либо по инициативе органа местного самоуправления, либо на основании обращения заинтересованного лица, но во всяком случае до того, как будет принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и до постановки этого участка на кадастровый учет.
Указанные выводы соответствуют принципам земельного законодательства, и не противоречат требованиям статьи 34 Земельного кодекса.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Из смысла приведенных положений Земельного кодекса следует, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В судебной практике сформировалась позиция, что при наличии нескольких заявлений уполномоченному органу следует проводить торги.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Следовательно, претендент на земельный участок должен быть определен по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса путем выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. В связи с этим, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Такая правая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92.
Как указывалось ранее, земельный участок, площадью 460+/-7 с кадастровыми номерами 50:11:0010202:5622 был предоставлен ООО "АвтоДомСервис" и заключен договор N 8 от 28.01. 2014 г., вид разрешенного использования указан в пункт 1.2. - для размещения автомобильной стоянки.
В газете N 14 от 29 сентября 2011 г. (л.д. 63) Администрация информировала жителей и общественные организации района, что ООО "АвтоДомСервис" осуществляет согласование акта выбора земельного участка площадью 0,046 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Успенская, стр. I для размещения стоянки автомашин, обслуживающихся в автосервисе и автомойке.
Однако, ПГК "Черневский гаражный комплекс" обращался 10.10.2011 г. в Администрацию о предоставлении в пользование (аренду) земельного участка площадью 460+/-7 с кадастровыми номерами 50:11:0010202:5622 со ссылкой на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды прилегаемой территории, поскольку ПГЭК "Черневский гаражный комплекс" надлежащим образом исполнял свои обязанности по благоустройству и со ссылкой на ст. 621 ГК РФ, что подтверждается штампом о получении от 10.10.2011 г. на л.д.62.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в администрацию поступило более чем одна заявка на спорный земельный участок, следовательно, испрашиваемый земельный участок подлежал выставлению на торги и не мог быть предоставлен обществу без проведения торгов.
Кроме того, информационное сообщение в газете N 14 от 29 сентября 2011 г. не содержало информации на каком праве предоставляется участок, о возможности обращения заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, сроках на обращение и сведений о месте обращения с вопросами и заявлениями.
Согласно схеме опубликованной в выпуске газеты, спорный объект граничит с ПГСК "Перспектива", однако, земельный участок на котором указано о расположении ПГСК "Перспектива" представлен истцу по договору аренды N 466 от 12.10.2000 г., что также свидетельствует о недостоверности информации в публикации о расположении спорного объекта.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении администрацией процедуры согласования предоставления земельного участка, последовательность которой урегулирована статьей 34 ЗК РФ.
Согласно Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части Первой ГК Российской Федерации" к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению статьи 166, 167, 168 и 181 ГК Российской Федерации, в обход которых она была совершена.
Такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2016 года подлежит отмене, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2016 года по делу N А41-24504/16.
Признать недействительным Договор аренды земельного участка N 8 от 28 января 2014 г., заключенный между ООО "АвтоДом-Сервис" и Администрацией Красногорского муниципального района Московской области, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной стоянки, площадью 460+/-7 с кадастровыми номерами 50:11:0010202:5622 по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Успенская, д. 1.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24504/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2017 г. N Ф05-727/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Потребительский гаражный кооператив "Черневский гаражный комплекс"
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, ООО "АВТОДОМ-СЕРВИС"