город Ростов-на-Дону |
|
03 февраля 2016 г. |
дело N А32-8747/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.,
судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт": представитель Деревенец И.В., паспорт, по доверенности от 25.12.2014; представитель Тагирова Г.М., паспорт, по доверенности от 25.12.2014;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Хомякова А.В., паспорт, по доверенности от 25.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.09.2015 по делу N А32-8747/2015
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования,
принятое в составе судьи Назаренко Р.М.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) с иском о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях в размере 8 820 579 руб. 46 коп. и расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. При отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, порт дает письменный отказ. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее, чем за 1 час до начала приема указанных в отказе вагонов. Спорные вагоны, простаивающие на промежуточных станциях, не принадлежат перевозчику на праве собственности или аренды. Применение отдельных положений Тарифного руководства N 2 может осуществляться только на основании заключенных сторонами договоров. Договором N 85/4 не предусмотрено взимание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций и не определен размер такой платы. Тарифное руководство N 2, ссылка на применение которого содержится в пункте 17.6 договора N 85/4, не предусматривает обязанность вносить плату за использование инфраструктуры дороги. В рассматриваемом в деле периоде сложилась ситуация, когда, используя свое право, перевозчик "бросил" поезда в пути следования по причинам, не зависящим от грузополучателя, а по прибытии груза с истекшим сроком доставки - известил грузополучателя о задержке вагонов по "зависящим" от последнего причинам. Извещения о задержке вагонов, как и акты общей формы, служащие основанием для начисления платы, были получены портом после выгрузки вагонов. Время окончания задержки не подтверждено ни графиками занятости выставочных путей, ни уведомлениями об окончании грузовых операций и готовности вагонов к уборке. Акты общей формы не содержат номеров невыгруженных вагонов, их содержание противоречит требованиям пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования. В связи с тем, что договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов технологические нормы на погрузку и выгрузку вагонов не установлены, основанием для начисления платы может являться только невыполнение срока оборота вагонов. Указанная причина перевозчиком в актах общей формы не установлена, следовательно, основания для начисления платы отсутствуют. Извещения и акты о задержке вагонов на промежуточных станциях вручены порту по истечении нескольких дней после выгрузки спорных вагонов; поскольку транспортные накладные не во всех случаях содержат отметки станций задержки, то содержание актов общей формы должно подтверждаться первичными документами, составленными перевозчиком и портом. Из содержания актов общей формы следует, что ни начало, ни окончание ответственности (по интервалам) не подтверждено первичными документами (графиками занятости выставочных путей, ведомостями подачи и уборки вагонов). Судом первой инстанции не учтено, что истцом в рассматриваемые периоды задержки вагонов на промежуточных станциях имела место задержка уборки принятых перевозчиком вагонов с путей порта, что привело к нахождению сверхнормативного количества вагонов на путях порта. Следовательно, вина в ограничении приема вагонов на пути порта должна быть возложена на перевозчика, который в соответствии с пунктом 9 договора 85/4 на подачу и уборку вагонов не производил своевременную уборку вагонов с путей необщего пользования порта. Судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что представленные ответчиком в обоснование доводов об отсутствии его вины и наличии вины перевозчика акты общей формы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств задержки уборки вагонов, как по форме, так и по содержанию, поскольку составление актов общей формы в целях учета времени нахождения вагонов на пути необщего пользования нормативными актами не предусмотрено. Правом составления актов наделен не только перевозчик, но и другие участники гражданских правоотношений. Выводы суда о вагонах, прибывших по досылочным дорожным ведомостям, противоречат постановлениям ФАС СКО от 17.12.2010 по делу А32-12875/2009, от 26.01.2012 по делу А32-12859/2009. Кроме того, порт полагает неправомерным вывод о взыскании 1 128 381 руб. 43 коп. за вагоны с грузами, прибывшими на станцию задержки вагонов после истечения срока доставки груза. При расчете срока доставки грузов учитывается, как суточный пробег вагона, так и время на проведение операций по прибытию груза на станцию назначения, т.е. груз должен прибыть на станцию назначения за одни сутки до истечения срока доставки груза. В рассматриваемых выше случаях указано, что вагоны оставлены без движения в последние сутки истечения срока доставки грузов, что свидетельствует о том, что перевозчик не обеспечил доставку груза в сроки, установленные в договоре перевозки (основной транспортной накладной). Также, порт полагает неправомерным взыскание 69 233 руб. 55 коп. за вагоны с грузами, которые отправлены со станции задержки до истечения срока доставки. Следовательно, перевозчик не обеспечил доставку вагонов в срок с момента отправления с указанной в акте промежуточной станции до станции назначения, что указывает на отсутствие причин, зависящих от грузополучателя. Таким образом, порт полагает, что основания для начисления платы за пользование вагонами, простаивающими на промежуточных станциях, отсутствуют, вина порта в задержке спорных вагонов также отсутствует.
Представители порта в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы; пояснили, что согласно таблицы сроков доставки по спорной сумме 1 128 381 руб. 43 коп., имеются разногласия по актам N АОФ 9/588 и 9/281 на сумму 3 382 руб. 35 коп. и сумму 5 072 руб. 58 коп. соответственно.
Представитель дороги, изучив таблицу в судебном заседании, устно сообщил о возможности отказа от иска в части требований по указанным актам.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.01.2016 до 09 час. 05 мин.
После перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.
Представитель дороги пояснил, что данные в таблице были ошибочные, в связи с чем требования по актам 9/588 и 9/281 заявлены обоснованно и от них истец не отказывается; представил письменные уточнения по датам доставки, которые приобщены к материалам дела.
Представители порта поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель дороги возражал против удовлетворения апелляционной жалобы в полном объеме.
При рассмотрении заявленного дорогой в суде апелляционной инстанции отказа от иска в части требований о взыскании задолженности в сумме 83 782 руб. 68 коп. апелляционный суд установил следующее.
Данный отказ подписан представителем истца (А.В. Хомякова); полномочие данного представителя на отказ от иска основано на нотариальной доверенности от 25.05.2015, прямо предусматривающей данное полномочие.
Право истца отказаться от иска полностью или частично при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции предусмотрено частью 2 статьи 49 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Имеющиеся в деле доказательства, а равно правовые позиции сторон не свидетельствуют о том, что отказ истца от иска в части требований о взыскании задолженности в сумме 83 782 руб. 68 коп. противоречит закону или нарушает права других лиц, в силу чего данный отказ подлежит принятию апелляционным судом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 АПК РФ с прекращением производства по делу в соответствующей части подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
При таких обстоятельствах производство по делу в части требования о взыскании задолженности в сумме 83 782 руб. 68 коп. подлежит прекращению с отменой в этой части принятого судом первой инстанции по данному требованию решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между дорогой и портом заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на ж/д путь необщего пользования порта, принадлежащий дороге при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД от 24.01.2012 в соответствии с которым осуществляется эксплуатация ж/д пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 паркам "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у дороги. Пунктом 22 установлен срок действия договора до 01.02.2017.
Указанным договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит порт перевозчику.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления. Пунктом 5.6 договора установлено, что поданные на ж/д путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятки приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на ж/д путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на ж/д выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (п. 6 договора). В соответствии с п. 7 договора с ж/д пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5, 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на перевеску, протарку, дозировку, расстановку и перестановку групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у дороги (п. 8 договора). Пунктом 12 на ж/д пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 часов.
Пунктом 15 договора установлены платежи, которые вносит порт перевозчику, в том числе в п. 17.6 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания ж/д путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11,12 Тарифного руководства N 2.
В адрес ответчика в период март-май 2014 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузом уголь, ячмень, кукуруза. В результате нарушения ответчиком срока оборота вагонов 38 поездов были "брошены" в пути следования на промежуточных станциях, в частности:
- поезд индекс 8000-869-5334 в составе 49 вагонов с грузом уголь, был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский с 10.03.2014 18 часов 50 минут до 15.03.2014 13 часов 36 минут, расчетное время составляет с 10.03.2014 18-52 до 12.03.2014 16-30, с 14.03.2014 14-34 до 15.03.2014 06-20;
- поезд индекс 5346-276-5331 в составе 44 вагонов с грузом зерно, был задержан на промежуточной станции Тверская с 10.03.2014 19 часов 29 минут до 14.03.2014 15 часов 48 минуты, расчетное время составляет с 10.03.2014 19-29 до 12.03.2014 16-30, с 14.03.2014 14-34 до 14.03.2014 15-48;
- поезд индекс 8000-899-5334 в составе 58 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Мирская с 26.03.2014 13 час 27 минут до 19.04.2014 15 часов 56 минут, расчетное время составляет с 26.03.2014 03-27 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30, с 16.04.2014 08-00 до 17.04.2014 15-10, с 18.04.2014 04-00 до 18.04.2014 до 18.04.2014 05-20, с 18.04.2014 10-30 до 18.04.2014 21-30;
- поезд индекс 5346-345-5331 в составе 44 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Комсомольская с 03.04.2014 13 час 08 минут до 10.04.2014 15 часов 47 минут, расчетное время составляет с 03.04.2014 13-08 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.20014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 15-47;
- поезд индекс 5346-337-5331 в составе 54 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Комсомольская с 30.03.2014 22 часа 51 минут до 03.04.2014 03 часа 40 минут, расчетное время составляет с 30.03.2014 22-51 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 03.04.2014 03-40;
- поезд индекс 5265-004-5334 в составе 54 вагонов с грузом кукуруза был задержан на промежуточной станции Коноково с 19.05.2014 07 часов 19 минут до 22.05.2014 15 часов 52 минуты, расчетное время составляет с 19.05.2014 07-19 до 19.05.2014 09-00, с 20.05.2014 00-40 до 21.05.2014 09-30, с 21.05.2014 18-40 до 22.05.2014 04-20;
- поезд индекс 5346-324-5334 в составе 45 вагонов с грузом пшеница, кукуруза был задержан на промежуточной станции Пшехская с 25.03.2014 22 час 16 минут до 11.04.2014 08 часов 43 минут, расчетное время составляет с 25.03.2014 22-00 до 28.03.2014 18-50, с 29.03.2014 05-10 до 30.03.2014 02-10, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30;
- поезд индекс 5346-350-5331 в составе 53 вагонов с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанская с 07.04.2014 00 час 10 минут до 10.04.2014 09 часов 06 минут, расчетное время составляет с 07.04.2014 00-10 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 09-06;
- поезд индекс 5346-453-5331 в составе 43 вагонов с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Николенково с 20.05.2014 18 часов 02 минут до 25.05.2014 08 часа 41 минут, расчетное время составляет с 20.05.2014 18-02 до 21.05.2014 09-30, с 21.05.2014 18-40 до 22.05.2014 04-20, с 23.05.2014 06-20 до 23.05.2014 10-20, с 25.05.2014 07-30 до 25.05.2014 08-41;
- поезд индекс 5254-686-5331 в составе 46 вагонов с грузом кукуруза был задержан на промежуточной станции Горячий Ключ с 02.05.2014 23 часов 32 минут до 06.05.2014 09 часа 47 минут, расчетное время составляет с 03.05.2014 00-20 до 03.05.2014 04-10, с 03.05.2014 18-00 до 03.05.2014 23-50, с 04.05.2014 13-10 до 04.05.2014 16-00, с 04.05.2014 21-00 до 05.05.2014 02-00, с 05.05.2014 15-50 до 05.05.2014 21-40;
- поезд индекс 5346-414-5331 в составе 51 вагона с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Кошехабль с 05.05.2014 19 часов 41 минут до 08.05.2014 17 часа 20 минут, расчетное время составляет с 05.05.2014 19-41 до 05.05.2014 21-40, с 07.05.2014 08-20 до 07.05.2014 08-00, с 07.05.2014 13-05 до 07.05.2014 21-20, с 08.05.2014 10-30 до 08.05.2014 12-35;
- поезд индекс 5346-271-5334 в составе 45 вагонов с грузом пшеница, кукуруза, был задержан на промежуточной станции Курганная с 09.03.2014 08 час 48 минут до 04.04.2014 13 часов 36 минут, расчетное время составляет с 09.03.2014 00-48 до 10.03.2014 09-30, с 10.03.2014 18-52 до 12.03.2014 16-30, с 14.03.2014 14-34 до 15.03.2014 06-20, с 16.03.2014 05-14 до 16.03.2014 10-30, с 16.03.2014 23-00 до 17.03.2014 15-50, с 17.03.2014 18-10 до 17.03.2014 23-45, с 18.03.2014 00-10 до 18.03.2014 01-40, с 18.03.2014 07-50 до 19.03.2014 12-40, с 19.03.2014 21-30 до 20.03.2014 03-10, с 20.03.2014 22-40 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 13-36;
- поезд индекс 8000-897-5334 в составе 50 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанская с 27.03.2014 06 час 50 минут до 05.04.2014 16 часов 37 минут, расчетное время составляет с 27.03.2014 06-56 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20;
- поезд индекс 8000-916-5334 в составе 65 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Кавказская с 01.04.2014 14 час 58 минут до 09.04.2014 19 часов 00 минут, расчетное время составляет с 01.04.2014 14-58 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.20014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 19-00;
- поезд индекс 5346-318-5331 в составе 53 вагонов с грузом пшеница, кукуруза был задержан на промежуточной станции Овечка с 23.03.2014 18 час 02 минут до 01.04.2014 13 часов 07 минут, расчетное время составляет с 23.03.2014 18-02 до 28.03.2014 18-50, с 29.03.2014 05-10 до 30.03.2014 02-30, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50;
- поезд индекс 5346-354-5331 в составе 43 вагонов с грузом уголь, зерно был задержан на промежуточной станции Гиагинская с 08.04.2014 22 час 39 минут до 12.04.2014 22 часов 59 минут, расчетное время составляет с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30;
- поезд индекс 8000-905-5334 в составе 60 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Мирская с 27.03.2014 09 час 08 минут до 01.04.2014 14 часов 53 минут, расчетное время составляет с 27.03.2014 09-08 до 28.03.2014 18-50, с 29.03.2014 05-10 до 30.03.2014 02-30, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50;
- поезд индекс 5298-030-5331 в составе 28 вагонов с грузом кукуруза был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанская с 25.04.2014 08 часов 58 минут до 01.05.2014 06 часа 44 минут, расчетное время составляет с 25.04.2014 08-58 до 25.04.2014 19-10, с 28.04.2014 01-20 до 29.04.2014 10-10, с 30.04.2014 21-45 до 30.04.2014 23-20;
- поезд индекс 8000-942-5334 в составе 57 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Батайск с 28.04.2014 04 часов 29 минут до 29.04.2014 01 часа 51 минут, расчетное время составляет с 28.04.2014 04-29 до 29.04.2014 01-51;
- поезд индекс 5422-505-5331 в составе 44 вагонов с грузом ячмень был задержан на промежуточной станции Кума с 27.03.2014 14 час 44 минут до 31.03.2014 15 часов 47 минут, расчетное время составляет с 27.03.2014 14-44 до 28.03.2014 18-50, с 29.03.2014 05-10 до 30.03.2014 02-30, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50;
- поезд индекс 5302-877-5331 в составе 50 вагонов с грузом пшеница, кукуруза был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский с 22.03.2014 06 час 35 минут до 02.04.2014 10 часов 20 минут, расчетное время составляет с 22.03.2014 06-35 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 02.04.2014 10-20;
- поезд индекс 5346-311-5331 в составе 53 вагонов с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Махачкала с 23.03.2014 06 час 20 минут до 28.03.2014 02 часа 08 минут, расчетное время составляет с 23.03.2014 06-20 до 28.03.2014 02-08;
- поезд индекс 8000-937-5334 в составе 63 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Кади-Юрт с 12.04.2014 16 часов 10 минут до 17.04.2014 15 часов 39 минут, расчетное время составляет с 16.04.2014 08-00 до 17.04.2014 15-10;
- поезд индекс 8000-933-5334 в составе 61 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Платнировская с 09.04.2014 18 часов 14 минут до 23.04.2014 09 часов 39 минут, расчетное время составляет с 09.04.2014 18-14 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30, с 16.04.2014 08-00 до 17.04.2014 15-10, с 18.04.2014 04-00 до 18.04.2014 05-20, с 18.04.2014 10-30 до 18.04.2014 21-30, с 19.04.2014 20-40 до 19.04.2014 21-10, с 20.04.2014 16-20 до 20.04.2014 19-18, с 21.04.2014 00-05 до 21.04.2014 05-20, с 22.04.2014 08-10 до 22.04.2014 08-35, с 22.04.2014 17-30 до 22.04.2014 21-40;
- поезд индекс 6169-133-5300 в составе 48 вагонов с грузом ячмень был задержан на промежуточной станции Червленая Узловая с 23.03.2014 18 час 10 минут до 12.04.2014 11 часов 57 минут, расчетное время составляет 23.03.2014 18-10 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30;
- поезд индекс 5302-094-5331 в составе 50 вагонов с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Армавир-Туапсинский с 22.04.2014 06 часов 04 минуты до 27.04.2014 09 часа 42 минуты, расчетное время составляет с 22.04.2014 08-10 до 22.04.2014 08-35, с 22.04.2014 17-30 до 22.04.2014 21-40, с 24.04.2014 03-50 до 24.04.2014 08-40, с 24.04.2014 22-40 до 24.04.2014 23-10, 25.04.2014 06-00 до 25.04.2014 19-10;
- поезд индекс 5265-003-5331 в составе 51 вагона с грузом зерно был задержан на промежуточной станции Кавказская с 17.05.2014 01 часов 41 минута до 20.05.2014 г. 11 часа 05 минут, расчетное время составляет с 17.05.2014 12-30 до 19.05.2014 09-00, с 20.05.2014 00-40 до 20.05.2014 11-05;
- поезд индекс 5346-319-5331 в составе 46 вагонов с грузом пшеница, ячмень был задержан на промежуточной станции Эльхотово с 11.03.2014 22 часа 07 минут до 28.03.2014 12 часов 12 минуты, расчетное время составляет с 11.03.2014 22-07 до 12.03.2014 16-30, с 14.03.2014 14-34 до 15.03.2014 06-20, с 16.03.2014 05-14 до 16.03.2014 10-30, с 16.03.2014 23-00 до 17.03.2014 15-50, с 17.03.2014 18-10 до 17.03.2014 23-45, с 18.03.2014 00-10 до 18.03.2014 01-40, с 18.03.2014 07-50 до 19.03.2014 12-40, с 19.03.2014 21-30 до 20.03.2014 03-10, с 20.03.2014 22-40 до 28.03.2014 12-12;
- поезд индекс 8000-860-5334 в составе 62 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Минеральные Воды с 11.03.2014 05 час 33 минуты до 11.03.2014 06 часов 38 минут, расчетное время составляет с 11.03.2014 05-33 до 11.03.2014 06-38;
- поезд индекс 5346-372-5331 в составе 43 вагонов с грузом уголь, зерно был задержан на промежуточной станции Гиагинская с 16.04.2014 03 часов 10 минут до 19.04.2014 20 часов 38 минут, расчетное время составляет с 16.04.2014 08-00 до 17.04.2014 15-10, с 18.04.2014 04-00 до 18.04.2014 05-20, с 18.04.2014 10-30 до 18.04.2014 21-30;
- поезд индекс 8000-887-5334 в составе 65 вагонов с уголь был задержан на промежуточной станции Отрадо-Кубанская с 18.03.2014 12 час 14 минут до 09.04.2014 22 часов 08 минут, расчетное время составляет с 18.03.2014 14-14 до 19.03.2014 12-40, с 19.03.2014 21-30 до 20.03.2014 03-10, с 20.03.2014 22-40 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 13-36, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35;
- поезд индекс 8000-907-5334 в составе 48 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Пшехская с 29.03.2014 19 час 14 минут до 11.04.2014 13 часов 22 минут, расчетное время составляет с 31.03.2014 18-19 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.20014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30;
- поезд индекс 8000-943-5334 в составе 63 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Малороссийская с 24.04.2014 06 часов 04 минут до 04.05.2014 13 часа 14 минут, расчетное время составляет с 24.04.2014 06-04 до 24.04.2014 08-40, с 24.04.2014 22-40 до 24.04.2014 23-10, 25.04.2014 06-00 до 25.04.2014 19-10, с 28.04.2014 01-20 до 29.04.2014 10-10, с 30.04.2014 21-45 до 30.04.2014 23-20, с 03.05.2014 00-20 до 03.05.2014 04-10, с 03.05.2014 18-00 до 03.05.2014 23-50;
- поезд индекс 8000-925-5334 в составе 59 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Коноково с 05.04.2014 16 часов 21 минут до 13.04.2014 04 часов 33 минут, расчетное время составляет с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30;
- поезд индекс 8000-913-5334 в составе 57 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Морозовская с 28.03.2014 03 час 55 минут до 06.04.2014 06 часов 11 минут, расчетное время составляет с 28.03.2014 03-55 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-11;
- поезд индекс 5346-330-5331 в составе 47 вагонов с грузом пшеница, ячмень был задержан на промежуточной станции Николенково с 28.03.2014 19 час 01 минута до 31.03.2014 15 часов 26 минут, расчетное время составляет с 29.03.2014 05-10 до 30.03.2014 02-30, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 15-26;
- поезд индекс 8000-883-5334 в составе 60 вагонов с уголь был задержан на промежуточной станции Песчанокопская с 17.03.2014 05 часов 17 минут до 10.04.2014 10 часов 43 минут, расчетное время составляет с 17.03.2014 05-17 до 17.03.2014 15-50, с 17.03.2014 18-10 до 17.03.2014 23-45, с 18.03.2014 00-10 до 18.03.2014 01-40, с 18.03.2014 07-50 до 19.03.2014 12-40, с 19.03.2014 21-30 до 20.03.2014 03-10, с 20.03.2014 22-40 до 28.03.2014 18-50, с 30.03.2014 19-34 до 31.03.2014 09-50, с 31.03.2014 14-10 до 04.04.2014 13-36, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04,2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, с 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 10-43;
- поезд индекс 5346-342-5331 в составе 44 вагонов с грузом уголь был задержан на промежуточной станции Николенково с 01.04.2014 16 часов 18 минут до 12.04.2014 09 часов 15 минут, расчетное время составляет с 01.04.2014 16-18 до 04.04.2014 21-00, с 05.04.2014 11-52 до 05.04.2014 13-20, с 05.04.2014 20-50 до 06.04.2014 06-40, с 06.04.2014 21-20 до 07.04.2014 04-00, с 08.04.2014 08-44 до 08.04.2014 10-40, с 09.04.2014 04-40 до 09.04.2014 05-20, 09.04.2014 16-10 до 09.04.2014 20-35, с 10.04.2014 06-50 до 10.04.2014 21-30.
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом.
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучатель отказывался от приема спорных вагонов, порт не согласился с расчетными периодами.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций составила 8 736 796 руб. 78 коп.
В адрес ответчика были направлены претензии с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, в удовлетворении которых ответчиком отказано.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
В письме N СН-2489/10 Федеральная служба по тарифам РФ указала, что в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка (принадлежащими перевозчику) при их простое на путях общего пользования включены, затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
В спорном случае истец требует плату за пользование вагонами только в части пользования железнодорожным путем общего пользования, поскольку вагоны истцу не принадлежат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции проверено и установлено наличие оснований начисления спорной платы, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ и пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования: нарушение грузополучателем технологического срока оборота вагонов, условие о том, что задержка вагонов привела к нарушению срока доставки. При этом судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что причины задержки (нарушение срока оборота вагонов) зависят от ответчика.
Судом первой инстанции оценены и исследованы доказательства и мотивирован вывод о том, что представленными актами общей формы удостоверяются обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основание для начисления спорной платы.
Утверждение ответчика о том, что акты и извещения вручены ему с задержкой, не опровергает обоснованность их составления и не свидетельствует о нарушении перевозчиком порядка их составления, поскольку сроки вручения указанных документов нормативно не установлены. Заявление ответчика о том, что акты общей формы должны также содержать номера невыгруженных вагонов не соответствует содержанию пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования предусматривающего составление актов в отношении вагонов, задержанных на промежуточной станции и перечисление номеров таких вагонов, что в настоящем споре соблюдено.
Таким образом, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава и пунктом 12 Тарифного руководства N 2, может быть взыскана в пользу дороги при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, не принадлежащих обществу.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами и контейнерами определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам, так как дорога в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В пункте 17.6 договора N 85/4 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со ст. 39 Устава, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания ж/д путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11,12 Тарифного руководства N 2.
Согласно п. 11 Тарифного руководства N 2 при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
В силу п. 12 Тарифного руководства в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Таким же способом исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Пункт 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования гласит, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Проанализировав нормы п. 11,12 Тарифного руководства N 2 и п. 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, применение которых к спорным правоотношениям вытекает из условий заключенного сторонами договор, суд первой инстанции обоснованно установил, что пункты 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования определяют случаи, в которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами: п. 4.6 предусматривает внесение платы за пользование вагонами в случае задержки таковых на путях станции назначения, п. 4.7 предусматривает внесение платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях. При этом в Правилах содержится указание на внесение платы, независимо от принадлежности вагонов.
Пункты 11 и 12 Тарифного руководства N 2 имеют несколько иную логику построения нормы: в п. 11 установлены ставки для вагонов, принадлежащих перевозчику - 100% от ставок Таблиц 9,10, а п. 12 содержит ставки для вагонов, не принадлежащих перевозчику - 50% от ставок Таблиц 9,10, ставки являются одинаковыми безотносительно к тому факту находятся вагоны на путях станции назначения или на промежуточной станции, их размер обусловлен принадлежностью вагонов.
Таким образом, согласовав в договоре условие о внесении платы в соответствии с п. 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей, стороны определили обстоятельства внесения платы: нахождение вагонов на путях станции назначения и в пути следования, сославшись на внесение платы по ставкам п. 11,12 Тарифного руководства N 2 стороны согласовали размер платы как за вагоны принадлежащие, так и не принадлежащие перевозчику.
Решением Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2. В соответствии с правовой позицией, выраженной в данном судебном акте, в случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно ч. 2 ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, выраженной в решении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 Устава, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (дороге) или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Принимая во внимание волеизъявление сторон на включение пункта 17.6 в договор N 85/4 суд приходит к выводу о том, что соглашением сторон установлена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере, предусмотренном п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы. В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж/д транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5 Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 г. выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов - необеспечение ответчиком как грузополучателем сроков выгрузки вагонов - удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причина задержки - нарушение срока оборота вагонов - является зависящей от ответчика, т.к. обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена п. 12 договора N 85/4, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований в части 8 736 796 руб. 78 коп. Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов.
Доводы ответчика о том, что ведомости подачи и уборки вагонов не являются документами, подтверждающими факт нарушения срока оборота вагонов по вине порта, подлежат отклонению, поскольку в каждой из предоставленных в материалы дела ведомостей подачи и уборки вагонов указано время, превышающее 6 часов.
В соответствии с п. 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утверждено приказом МПС N 67 от 29.09.2003, зарегистрировано Минюстом РФ 27.10.2003 N 520) при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами: маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно; маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии); маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций; выполнение грузовых операций; маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций; маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии); приемо-сдаточные операции; прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои).
В соответствии с п. 6 договора сдаваемые на ж/д путь необщего пользования подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 5, 6.
В соответствии с п. 8 договора маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у дороги.
Позиция ответчика о том, что в срок оборота вагонов входит время уборки вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, ошибочна, т.к. указанная в п. 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно включает в срок оборота вагонов время на маневровую работу по перестановке локомотивом, арендованным портом, вагонов с мест выгрузки на выставочные пути.
В соответствии с пунктом 5.6 договора, которым установлен порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, поданные на выставочные пути вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, с увеличением на время проведения приемо-сдаточной операции.
Таким образом, время уборки вагонов с пути порта (с мест выгрузки) на выставочные пути включает в себя время на приемо-сдаточную операцию.
Из содержания пунктов 9 и 10 договора усматривается, что под приемо-сдаточной операцией в случаях, относящихся к уборке порожних вагонов, имеется в виду осмотр этих вагонов перевозчиком перед их перемещением локомотивом перевозчика с пути порта на выставочные или станционные пути.
Пунктом 9 договора установлено время на уборку вагонов с выставочных путей - 2 часа и время уборки вагонов с внутриподъездных путей порта - 3 часа 20 минут.
В предоставленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов в графе N 4 указано время передачи вагонов на выставочный путь - начальный момент для расчета срока оборота вагонов и время уведомления о завершении грузовой операции - окончательный момент для расчета срока оборота. На основании вышеизложенного следует, что под сроком оборота вагонов в настоящем случае следует понимать как временной период, который зависит от ответчика, заканчивается в момент передачи уведомления о завершении грузовой операции.
Срок оборота вагонов установлен для грузополучателей, осуществляющих грузовые операции на ж/д путях необщего пользования, обсуживаемых своим (либо арендованным) локомотивом. Обязанность соблюдать срок оборота возложена на таких грузополучателей, в случае нарушения срока оборота перевозчик вправе взыскивать плату за пользование вагонами.
Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов оплатить плату.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении ФАС СКО по делу N А53-24771/2012.
Кроме того, в договоре N 85/4 отсутствует явно выраженный запрет истцу подавать следующую группу вагонов, пока он не освободит выставочные пути (путь) от порожних после выгрузки вагонов предыдущей поданной группы вагонов.
Договором N 85/4 предусмотрено количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, не более 13 вагонов (п.6 договора). Данным условием определен размер группы вагонов, подаваемой по одной памятке, но не количество вагонов, одновременно находящихся на выставочных путях.
Довод ответчика относительно времени вручения извещений не опровергает обоснованность исковых требований.
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей перевозчик извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. При этом срок направления данного извещения нормативно не установлен и начисление платы данным обстоятельством не обусловлено.
Акты общей формы порта о простое вагонов на путях необщего пользования, представленные ответчиком в обоснование задержки уборки вагонов истцом, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Ответчик использовал эту форму документа для учета времени задержки уборки вагонов с пути необщего пользования в отсутствие правовых на то оснований, поскольку составление актов общей формы в целях учета времени нахождения вагонов на пути необщего пользования нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, независимо от порядка фиксации фактов задержки уборки вагонов, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения грузополучателя от обязанности по внесению платы за пользование вагонами, так не они указаны в ст. 39 Устава в перечне обстоятельств, при возникновении которых грузоотправитель, грузополучатель, владелец пути необщего пользования освобождаются от внесения платы за пользование вагонами.
Статьей 39 Устава установлено, что грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором. Данный перечень оснований для освобождения от внесения платы за пользование вагонами является исчерпывающим.
Порт не доказал причинно-следственную связь между задержкой уборки истцом вагонов и нарушением ответчиком срока оборота иных вагонов, явившихся причиной задержки спорных.
Довод ответчика о том, что отсутствие в досылочных дорожных ведомостях срока доставки является препятствием для взыскания платы за время задержки вагонов, следовавших по досылочным ведомостям, в сумме 90 952 руб. 40 коп. отклоняются апелляционным судом в виду следующего.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Накладная содержит все существенные условия перевозки, без согласования которых договор не может считаться заключенным: наименование станции отправления и назначения, наименование грузоотправителя и грузополучателя, наименование груза, срок доставки и цена перевозки. Досылочная дорожная ведомость не является новым договором перевозки, т.к. не содержит существенных условий перевозки: грузоотправителя, грузополучателя, срока доставки, цены договора перевозки, данный документ выполняет технические функции, в связи с чем срок доставки для вагонов, следующих по досылочным ведомостям определяется равным сроку доставки для основной отправки. Срок доставки также как и остальные существенные условия договора перевозки согласованы сторонами в первоначальной накладной и являются действующими до окончания перевозки: выдачи всех вагонов принятых к перевозке по основной накладной, в том числе и тех, которые следуют по досылочным ведомостям. С учетом увеличения срока доставки на время бросания вагонов по иным причинам, срок истек именно в результате остановки движения вагонов по вине порта.
Довод ответчика о необходимости исключения суммы 1 128 381 руб. 43 коп., в связи с тем, вагоны были задержаны с истекшим сроком доставки, признан истцом в части требований в сумме 83 782 руб. 68 коп. - по актам общей формы N N 9/101 (в части ж/д накладных ЭИ489504, ЭИ321398), 9/348, 9/432, 9/356 (в части ж/д накладной ЭЙ212193), 9/135 (в части ж/д накладных ЭИ455441, ЭИ297186), 9/373 (в части ж/д накладных ЭК316501, ЭК317357, ЭК317137, ЭК315824, ЭК316028), 9/266 (в части 3 вагонов со ст.Карбышево). В данной части истцом заявлен отказ от иска.
В остальной части довод апелляционной жалобы подлежит отклонению в силу следующего. Ответчик учитывает, как брошенные с истекшим сроком доставки вагоны, задержанные в последний день срока доставки. В соответствии со ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Таким образом, задержка вагонов до 24 часов последнего дня срока доставки происходит до истечения срока доставки и определение данных вагонов как "задержанных с истекшим сроком доставки" не основано на нормах права.
Несогласие ответчика с начислением платы за пользование вагонами в сумме 69 233 руб. 55 коп. по той причине, что вагоны отправлены с промежуточных станций до истечения срока доставки не может быть принято судом во внимание, поскольку право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования.
Данным пунктом Правил установлено основание для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах: невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено ст. 39 Устава: нарушение срока доставки. Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Также, ответчик ссылается на таблицу, в которой указывает расстояние от станции задержки поезда до станции назначения и утверждает, что если бы поезд не был брошен по вине грузополучателя, то перевозчик все равно не смог бы доставить поезд на станцию назначения до истечения срока доставки, в связи с чем, порт не согласен с начислением суммы. При этом ответчик руководствуется средней суточной скоростью, установленной в Правилах исчисления сроков доставки грузов 310 км для расстояния от 1000 до 1999 км.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, срок доставки является условием договора перевозки грузов (оформленного ж/д накладной), т.е. устанавливается для всего договора в целом. В целях определения такого срока изданы Правила исчисления сроков доставки грузов. В договоре перевозки определены станция отправления и назначения и кратчайшее расстояние между ними. Маршрут следования вагонов с грузом, а также скорость прохождения отдельных участков ни Правилами исчисления сроков, ни договором перевозки не регламентируются.
Использование средней суточной скорости, установленной правилами для расчета срока доставки по накладной за все расстояние перевозки для определения времени, необходимого перевозчику для того, чтобы доставить груз на какое-либо количество километров (являющихся частью пути) нормативно не предусмотрено и технически не возможно, и более того, носит лишь исключительно предположительный характер.
Правилами исчисления срока доставки грузов установлено, что срок доставки и тариф за перевозку грузов определяются в зависимости от кратчайшего расстояния перевозки; скорость 310 км в сутки является усредненной скоростью. Для обеспечения безопасности движения на различных участках перевозки в зависимости от географических особенностей местности, наличия (отсутствия) населенных пунктов и других обстоятельств на различных участках пути разращенная максимальная участковая) скорость различна. Перевозчик как субъект осуществляющий перевозку и отвечающий за безопасность движения внутренними распорядительными документами определяет максимальную скорость, допустимую на том или ином участке пути, но в целом на все расстояние перевозки такая скорость позволяет соблюдать нормативно предусмотренную среднюю суточную норму. Поэтому применение обезличенной средней нормы скорости, установленной для всего маршрута, в отношении отдельной его части необоснованно. Более того, перевозчик должен рассчитать срок доставки и тариф по кратчайшему расстоянию, а фактически может везти поезд по иному маршруту - с учетом плана формирования поездов, необходимости обхода проблемных участков с напряженным движением, насыщенности транспортных потоков и т.п. Поэтому предположения ответчика относительно того мог или не мог перевозчик проехать то или иной участок пути, являющейся частью общего тарифного расстояния за то или иное время, носят вероятностный характер. Правилами исчисления сроков доставки установлено, что срок доставки рассчитывается на все расстояние перевозки, а не на его определенные участки.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда в части взыскания с ответчика в пользу истца платы за пользование вагонами в сумме 8 736 796 руб. 78 коп. по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
При цене иска в размере 8 736 796 руб. 78 коп. (после отказа истца от иска в части) сумма подлежащей уплате в федеральный бюджет по установленной пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ставке государственной пошлины по иску составляет 66 684 руб. (с учетом пункта 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
При подаче иска истцом была уплачена госпошлина по иску в сумме 69 226 руб. 38 коп. (платежное поручение N 1839744 от 24.02.2015).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ истцу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина по иску в сумме 2 542 руб. 38 коп.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 66 684 руб.
Поскольку отказавшись от иска в части, истец фактически признал обоснованность соответствующего довода апелляционной жалобы, постольку по смыслу абзаца третьего подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, уплаченная в части необоснованно заявленных требований госпошлина по иску возврату истцу из федерального бюджета не подлежит. С учетом удовлетворения иска в части, составляющей 99,06% от суммы первоначально заявленных требований, на основании статьи 110 АПК РФ с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 28 руб. 20 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) от иска в части требования о взыскании задолженности в сумме 83 782 руб. 68 коп. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 по делу N А32-8747/2015 в части взыскания задолженности в сумме 83 782 руб. 68 коп. отменить. Производство по делу в этой части прекратить.
В части взыскания с открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) задолженности в сумме 8 736 796 руб. 78 коп. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 по делу N А32-8747/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уменьшить подлежащую взысканию с открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) сумму судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (абзац первый резолютивной части решения суда) до 66 684 руб.
Увеличить подлежащую возврату из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) сумму излишне уплаченной платежным поручением N 1839744 от 24.02.2015 государственной пошлины по иску (абзац второй резолютивной части решения суда) до 2 542 руб. 38 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 28 руб. 20 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8747/2015
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога СК ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Северо-Кавказкая ж. д., СК ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской порт", ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Туапскинский морской морской торговый порт"