г. Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А53-20442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сотниченко Е.Г. лично;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сотниченко Елены Геннадьевны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2016 по делу N А53-20442/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя Сотниченко Елены Геннадьевны,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области,
принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сотниченко Елена Геннадьевна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление, заинтересованное лицо) N 464 от 28.06.2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также заявителем представлено ходатайство об истребовании решения или распоряжения о проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя Сотниченко Е.Г.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23 сентября 2016 года от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения суда, в связи с чем, суд принял решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и составил мотивированное решение по настоящему делу от 17.10.2016.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано, ходатайство индивидуального предпринимателя Сотниченко Елены Геннадьевны об истребовании доказательств отклонено.
Индивидуальный предприниматель Сотниченко Е.Г. обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом при вынесении решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом решение вынесено с нарушением норм процессуального права Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежит отмене.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заинтересованное лицо направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель заявил ходатайство о приобщении к материалам дело дополнительных доказательств, а именно: решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 30.08.2016 дело N 12-101/2016, при этом указав, что данный документ в суд первой инстанции для приобщения к материалам дела не был предоставлен.
В соответствии с частями 2 статей 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств с учетом рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и необоснованием заявителем невозможности представления доказательств при рассмотрении дела судом первой инстанции в пределах установленных сроков.
Заявитель в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отклоняя ходатайство об истребовании решения или распоряжения о проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя Сотниченко Е.Г. суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство; указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством; перечислены причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Суд первой инстанции обоснованно расценил данное ходатайство как направленное на затягивание судебного процесса с учетом того, что указанное распоряжение предъявлено предпринимателю непосредственно в день проведения проверки, которое было получено индивидуальным предпринимателем Сотниченко Е.Г. лично, о чем свидетельствует ее подпись в получении распоряжения 14.06.2016.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении Индивидуального предпринимателя Сотниченко Елены Геннадьевны установлено следующее: 23.06.2016 в 12 часов 00 минут при проведении проверки деятельности магазинов ИП Сотниченко Е.Г. (Ростовская область, город Белая Калитва, улица Ветеранов, 5"г"; улица Энгельса, 40"а"; улица Московская, 79) было установлено, что осуществляется реализация фасованных в магазине продуктов питания (кондитерских изделий, рыбы мороженной, мясных полуфабрикатов, твердых сыров) при отсутствии информации о дате производства продукции и сроках годности на упаковке, что является нарушением требований: статьи 4 части 4.12 пункта 5 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки": осуществляется реализация пива разливного при отсутствии информации о товаре для потребителей: дате производства и сроках годности, что является нарушением требований: статьи 4 части 4.12 пункта 5 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки": при реализации пива разливного используется двуокись углерода в виде пищевой добавки Е-290 при отсутствии сопроводительных документов подтверждающих качество и безопасность пищевого продукта, что является нарушением требований: частей 9, 12 статьи 17 ТРТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": магазин реализует овощи и фрукты, документы на реализуемую продукцию не представлены, что является нарушением требований: пункт 8.24 раздела 8 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 470212 от 23.06.2016.
По данному факту 23.06.2016 в присутствии индивидуального предпринимателя Сотниченко Е.Г. составлен протокол об административном правонарушении N 432, который подписан лично индивидуальным предпринимателем Сотниченко Е.Г.
При составлении протокола об административном правонарушении N 432 от 23.06.2016 предприниматель правонарушение не оспорил и указал, что нарушения устранены.
Определением от 23.06.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.06.2016, о чем индивидуальный предприниматель уведомлен надлежащим образом, что подтверждается подписью на бланке определения и присутствием при составлении протокола об административном правонарушении 23.06.2016.
28.06.2016 заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Белая Калитва, Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление 464 от 28.06.2016, которым индивидуальный предприниматель Сотниченко Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, индивидуальный предприниматель Сотниченко Е.Г. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяет стандарт, как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 указанной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 названного Закона, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Согласно статье 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
-условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено (пункт 2 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки").
Согласно статье 36 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 84-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, подтверждается, что предпринимателем допущено нарушение приведенных обязательных требований, а именно осуществляется реализация фасованных в магазине продуктов питания (кондитерских изделий, рыбы мороженной, мясных полуфабрикатов, твердых сыров) при отсутствии информации о дате производства продукции и сроках годности на упаковке, что является нарушением требований: ст. 4 4.4.12 п. 5 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки": осуществляется реализация пива разливного при отсутствии информации о товаре для потребителей: дате производства и сроках годности, что является нарушением требований: ст. 4 ч. 4.12 п. 5 Технического Регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки": при реализации пива разливного используется двуокись углерода в виде пищевой добавки Е -290 при отсутствии сопроводительных документов подтверждающих качество и безопасность пищевого продукта, что является нарушением требований: 4,9.12 ст. 1, 7 ТРТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": магазин реализует овощи и фрукты, документы на реализуемую продукцию не представлены, что является нарушением требований: п. 8.24 р.8 СП 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила".
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Предприниматель, будучи лицом, осуществляющим хранение и реализацию товара, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных требований к продукции, предприниматель не приняла необходимых мер по их соблюдению.
Суду не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению предпринимателем публично-правовых обязанностей в части недопущения к реализации товара, на котором отсутствует маркировка на русском языке, содержащая всю необходимую информацию согласно обязательным требованиям.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализуемый товар должен быть в обязательном порядке маркирован в соответствии с требованиями законодательства на момент его реализации (предложения к продаже).
Процессуальные документы составлены с соблюдением процессуальных прав и гарантий предпринимателя.
Доводы предпринимателя об отсутствии состава правонарушения правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Данное положение соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Согласно абзацу 8 пункта 4 вышеуказанного постановления в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы предпринимателя, о том что при рассмотрении дела об административном правонарушении не оценивались обстоятельства, имеющие значение для дела и доказательства совершения правонарушения, наличие вины и индивидуальный предприниматель не вызывалась для его рассмотрения обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку административным органом соблюдены процессуальные гарантии прав индивидуального предпринимателя, составлены все необходимые процессуальные документы, предприниматель лично присутствовал при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении и надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела и вынесении постановления об административном правонарушении.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что существенных процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.
Также судом первой инстанции обоснованно не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом важности охраняемых отношений (жизнь и здоровье людей) и пренебрежительного отношения предпринимателя к исполнению публично-правовой обязанности.
Административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области требований к реализуемой потребителям продукции, установленных техническими регламентами, обязательными стандартами.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в недопущении к реализации товара, не содержащего необходимой маркировки на русском языке.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения не представлено. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оспариваемым постановлением предпринимателю назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 20 000 руб.
Судом не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для снижения назначенного административного штрафа.
Административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2016 по делу N А53-20442/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20442/2016
Истец: Сотниченко Елена Геннадьевна
Ответчик: Территоиальное отделение Управления Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвенском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Белая Калитва, Белокалитвенском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-319/17
10.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16094/16
17.10.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20442/16
05.10.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15965/16