г. Москва |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А41-27825/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, ООО "Телемост": Криворучко Е.Н. по доверенности от 01.11.16 б/н;Егорычев Е.Н. по доверенности от 01.11.16 б/н;
от ответчика, Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск: Гречищев А.В. по доверенности от 25.08.16 N 140-01П-цел-8673;
от 3-их лиц, МАУ "Егорьевское телевидение": Савинкина Л.И. - директор согласно приказу от 26.01.16 N 7;
Муниципальное образование "Городской округ Егорьевск Московской области" в лице Администрации городского округа Егорьевск Московской области: Гречищев А.В. по доверенности от 25.08.16 N 140-01П-цел-8673,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск и Администрации городского округа Егорьевск на решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2016 года по делу N А41-27825/16, принятое судьей Новиковой Е.М., по заявлению ООО "Телемост" к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск о признании и обязании,
третьи лица - МАУ "Егорьевское телевидение", Муниципальное образование "Городской округ Егорьевск Московской области" в лице Администрации городского округа Егорьевск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Телемост" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск (далее - ответчик) с требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ):
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 года N 159 -ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказ Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений, содержащийся в письме N 6-1-19/1425 от 24.03.2016 года.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Телемост" путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 ФЗ от 22.07.2008 года N 159-ФЗ, а именно:
2.1. заключить договоры на проведение оценки рыночной стоимости арендуемых нежилых помещений, расположенных в здании, находящемся по адресу: Московская область, Егорьевский р-н, г. Егорьевск, пр. Ленина, д. 16, а именно: помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4579) общей площадью 69,7 кв. м., - помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4790)общей площадью 107,4 кв. м. помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4786) общей площадью 45,5 кв. м., помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4783) общей площадью 13,5 кв. м..
2.2.принять решение об условиях приватизации арендуемых нежилых помещений расположенных в здании, находящемся по адресу: Московская область, Егорьевский р-н, г. Егорьевск, пр. Ленина, д.16,а именно: -помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4579) общей площадью 69,7 кв. м., - помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4790) общей площадью 107,4 кв. м. - помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4786) общей площадью 45,5 кв. м., - помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4783) общей площадью 13,5 кв. м..
2.3.направить ООО "Телемост" проекты договоров купли - продажи нежилых помещений, а именно: помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4579) общей площадью 69,7 кв. м., помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4790) общей площадью 107,4 кв.м., помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4786) общей площадью 45,5 кв. м., помещения (кадастровый номер 50:30:0010102:4783) общей площадью 13,5 кв. м., расположенных в здании, находящемся по адресу: Московская область, Егорьевский р-н, г. Егорьевск, пр. Ленина, д. 16 в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемых нежилых помещений, содержащие условие оплаты стоимости нежилых помещений в рассрочку, посредством ежемесячных выплат в равных долях в течение пяти лет.
3.Взыскать с Комитета по управлению имуществом городского округа Егорьевск Московской области в пользу ООО "Телемост" расходы по оплате госпошлины в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены МАУ "Егорьевское телевидение", Муниципальное образование "Городской округ Егорьевск Московской области" в лице Администрации городского округа Егорьевск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2016 года по делу N А41-27825/16 признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области в реализации преимущественного права выкупа ООО "Телемост" нежилых помещений кадастровый N 50:30:0010102:4579 общей площадью 69,7 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4790 общей площадью 107,4 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4786 общей площадью 45,5 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4783 общей площадью 13,5 кв.м., расположенных в здании по адресу: Московская область, Егорьевский район, Егорьевск, пр. Ленина, д.16.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области совершить действия связанные с реализацией преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений кадастровый N 50:30:0010102:4579 общей площадью 69,7 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4790 общей площадью 107,4 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4786 общей площадью 45,5 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4783 общей площадью 13,5 кв.м., расположенных в здании по адресу: Московская область, Егорьевский район, Егорьевск, пр. Ленина, д.16.
Суд указал на необходимость обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности" и принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества и направить проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия об условиях приватизации арендуемого имущества.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск и Администрация городского округа Егорьевск обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, ООО "Телемост" с 2011 года является арендатором нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: МО, г. Егорьевск, проспект Ленина, д. 16 на основании следующих договоров: -Договор аренды недвижимого имущества N 01-09 от 16.09.2011 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 07-12 от 16.08.2012 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 02-08 от 16.07.2013 года; - Договор аренды недвижимого имущества N 06/06-14 от 16.06.2014 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 06/05-15 от 16.05.2015 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 05-12 от 26.12.2011 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 05-12 от 26.11.2012 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 07-13 от 26.10.2013 года; - Договор аренды недвижимого имущества N 09/14 от 25.03.2014 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 10/09-14 от 26.09.2014 года; -Договор аренды недвижимого имущества N 08/01 -15 от 25.08.2015 года.
Договоры аренды заключены на основании Протоколов комиссий по проведению торгов на право заключения договоров аренды от 15.09.2011 года N 02-09 и от 26.12.2011 года N02-12.
Арендуемые нежилые помещения принадлежат на основании права собственности Муниципальному образованию городской округ Егорьевск Московской области.
Истец обратился в адрес Ответчика с письмами N 48 от 20.06.2014 года и N 52 от 19.06.2015 года с просьбой разрешить выкуп арендуемых помещений в соответствии с положениями Закона N 159-ФЗ.
Спорные помещения (N 5,6,3,7,11,12) были внесены в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Егорьевского муниципального района на 2015 год Решением Совета депутатов N 362/34 от 21.10.2015 с проведением аукциона в 4-м квартале 2015 года (Далее - Решение).
Ответчик частично исполнил Решение, а именно: в соответствии с п. 1.1 Решения вынес Постановление N 2764 от 05.11.2015 года и заключил с Истцом Договор купли-продажи N 01-15 от 17.12.2015 года помещений N 5 и N 6.
Пункт 1.2 Решения о внесении дополнений в План приватизации Ответчиком не выполнен, аукцион в установленный срок не проведен, договор купли-продажи помещений N 3, 7,11,12 не заключен.
24 февраля 2016 года Истец в очередной раз обратился к Ответчику с просьбой о реализации права на преимущественный выкуп остальных арендуемых помещений.
24 марта 2016 года был получен ответ (письмо N 6-1-19/1425 от 24.03.2016 г.), в котором Истец был уведомлен о том, что нежилые помещения переданы в оперативное управление МАУ "Егорьевское телевидение", в связи с чем, выкуп арендуемых помещений на основании вышеуказанного закона не возможен.
Как полагает истец, отказ в реализации прав истца как субъекта малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого нежилого помещения является незаконным и нарушает права истца, и в связи с чем, он обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В силу п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (ч. 3 ст 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ).
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ).
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, отвечающим требованиям ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при условии соблюдения им в совокупности всех четырех условий, указанных в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, истец относится к категории субъектов малого предпринимательства.
Доказательств наличия задолженности истца по арендным платежам в материалы дела в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено, площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Основанием для отказа в приватизации арендуемого имущества послужило то, что спорное помещение принадлежит муниципальному учреждению на праве оперативного управления.
Между тем, в соответствии с абз. 2 п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
Таким образом, суду предоставлено право признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, если после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 г. субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствовать реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
В данном случае, как правомерно указал суд первой инстанции, действия Комитета не отвечают целям и задачам последнего, одной из которых является оказание адресной государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимости.
При этом наличие государственной регистрации права оперативного управления МАУ "Егорьевское телевидение" на спорное помещение не может служить основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого обществом помещения, поскольку такая регистрация произведена после вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ и была направлена на воспрепятствование обществу в реализации имеющегося у него преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения.
Исходя из фактических обстоятельств дела временное владение и (или) временное пользование арендатором недвижимым имуществом может рассматриваться судом как непрерывное и при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора аренды при условии, что в течение этого времени арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом и возражения арендодателем не заявлялись.
Как правомерно указал суд первой инстанции, договорами аренды заявителю передавались одни и те же обьекты аренды, в частности, нежилые помещения кадастровый N 50:30:0010102:4579 общей площадью 69,7 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4790 общей площадью 107,4 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4786 общей площадью 45,5 кв.м., кадастровый N 50:30:0010102:4783 общей площадью 13,5 кв.м., расположенные в здании по адресу: Московская область, Егорьевский район, Егорьевск, пр. Ленина, д.16, находящиеся в муниципальной собственности, указанное помещение на период заключения договоров из реестра муниципального имущества не выбывало и находилось в пользовании заявителя без возражений арендодателя.
При этом, ссылки заявителей апелляционных жалоб о невозможности идентифицировать спорные помещения с помещениями, на которые ранее были заключены договора, противоречит материалам из дела, суд первой инстанции идентифицировал указанные помещения учитывая кадастровые номера каждого.
Доказательств обратного заявителями апелляционных жалоб в материалы дела не представлено.
Заявители апелляционных жалоб указывают на то, что в нарушение Федерального закона N 159-ФЗ, двухгодичный непрерывный срок пользования спорными помещениями (на 01 июля 2015 г.) у истца отсутствует, так как помещения находились в казне Муниципального образования "Егорьевский Муниципальный района Московской области".
Данная ссылка заявителей апелляционных жалоб подлежит отклонению, как необоснованная и не подтвержденная соответствующими доказательствами, а также противоречащая ранее установленным обстоятельствам о непрерывном пользовании спорными помещениями.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о наличии задолженности так же не подтверждены материалами дела.
На момент обращения заявителя с письмами N 48 и N 52 - задолженность отсутствовала.
Возникшая в последствие задолженность по коммунальным платежам к арендной плате не относится, что так же следует из п. 2.3.7 договоров.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования о согласовании условий оплаты стоимости нежилых помещений в виде рассрочки посредством ежемесячных выплат в равных долях в течение пяти лет, удовлетворению не подлежат, поскольку относятся к требованиям об урегулировании разногласий по договору купли-продажи.
Кроме того, не доказано нарушение указанных требований ответчиком.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2016 года по делу N А41-27825/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27825/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Телемост"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск, Муниципальное образование "Городское поселение Егорьевск"