Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 февраля 2000 г. N КГ-А40/453-00
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Научно-технический центр эксплуатации и ресурса авиационной техники" (ЗАО "НТЦ Эрат") предъявило иски к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании долга 1.061.200 руб. и 4.590.000 руб. В качестве третьих лиц, не заявляющих требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены войсковая часть 25966, войсковая часть 55347. Определением суда от 27.10.99 дела объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.99 по делу NN А40-43057/99-51-425, А40-43065/99-51-426 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения, вынесенного с применением ст. 417 ГК РФ, не подлежащей, по его мнению, применению, а также с нарушением норм материального права; принятии нового решения.
Представитель заявителя при судебном разбирательстве жалобы поддержал ее по мотивам, приведенным в ней, по мнению представителя в/ч 25966, решение соответствует закону, представители Минобороны России и в/ч 55347 в суд не явились.
Проверив законность обжалуемого решения, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей, судебная коллегия пришла к выводу о частичном удовлетворении жалобы.
При рассмотрении спора судом установлено, что между ЗАО "НТЦ Эрат" и войсковой частью 25966 по поручению Минобороны России 07.08.97 заключены государственные контракты на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для государственных нужд за N 137/94 на сумму 1.061.200.000 неденоминированных рублей, за N 137/99 на сумму 4.000.000.000 неденоминированных рублей.
Согласно условию п. 3.1 контрактов поставщик (истец) обязался поставить продукцию (выполнить работы), заказчик - "принять документы на оплату принятой продукции", а плательщик - войсковая часть 55347 оплатить эту продукцию в установленном порядке.
Истец надлежащим образом выполнил работы, предусмотренные контрактом N 137/94, что подтверждается удостоверением N 021/112 военного представительства 1008 МО, актом приемки-сдачи работ на сумму 1.061.200.000 неденоминированных рублей.
Судом установлено, что по контракту N 137/93, истцом выполнены работы на 4.000.000 рублей, при этом суд сослался на акты с N 1 по N 9 сдачи-приемки работ. Однако из актов следует, что выполнено работ на общую сумму 4.200.000.000 неденоминированных руб. (4.200.000 руб.). Вместе с тем истец просит взыскать задолженность по этому контракту в размере 4.590.000 рублей.
Данные обстоятельства никак не исследованы судом, оценка им не дана.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из невозможности исполнения обязательств государственным заказчиком, поскольку Федеральным законом РФ от 22.12.98 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлен иной порядок и сроки расчетов с исполнителями оборонного заказа, при этом суд сослался на положения ст. 115 указанного закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеназванного Федерального закона РФ N 36 следует читать как "от 22.02.99".
С таким выводом суда нельзя согласиться в силу следующих обстоятельств.
Обязательство по оплате продукции установлено п. 3.1 госконтрактов; стороны согласились проводить взаиморасчеты ценными бумагами; в течение срока действия контрактов по 31 декабря 1997 года оплата продукции производится в рассрочку по мере выделения средств из федерального бюджета (п. 3.3 контрактов).
В соответствии с п. 1 ст. 417 ГК РФ обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным.
Из Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" не следует, что обязательства прекращаются невозможностью исполнения, напротив, согласно ст. 115 Закона правительство проводит полную инвентаризацию кредиторской задолженности федеральных органов государственной власти, в том числе кредиторской задолженности организаций, находящихся в ведении указанных органов власти, иных получателей средств федерального бюджета, возникшей по состоянию на 1 января 1999 год в результате недофинансирования санкционированных бюджетным законодательством Российской Федерации расходов за счет средств федерального бюджета в процессе его исполнения в 1997-1998 годах; определяет объем этой задолженности, механизмы погашения.
Ни названным федеральным законом, ни федеральным законом от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" не предусмотрено возложение, в данном случае, обязательства по оплате за поставленную продукцию на других лиц кроме государственного заказчика.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.99 N 655-41 "О проведении расчетов по целевому погашению задолженности государственных заказчиков по оплате государственного оборонного заказа за 1997-1998 годы", принятое с учетом положений ст. 115 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", направлено на погашение в 1999 году образовавшейся задолженности федерального бюджета по оплате расходов, установленных в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.97 N 525-20 "О государственном оборонном заказе на 1997 год".
В силу ст.ст. 516, 531 ГК РФ исполнение государственного контракта по оплате товара производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
Поскольку судом неполно установлены обстоятельства дела относительно искового требования по государственному контракту N 137/93, кассационная инстанция не может принять решение, в связи с чем вынесенное судом решение подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.99 по делу NN А40-43057/99-51-425, А40-43065/99-51-426 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2000 г. N КГ-А40/453-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствоваших в судебном заседании