Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-9344/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2016 г. |
дело N А32-29999/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Дозоров Сергей Петрович по доверенности от 15.01.2016.
от ответчика - Пархоменко Александр Викторович по доверенности от 11.01.2016, Волынка Анна Васильевна по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 по делу N А32-29999/2015, принятое в составе судьи Грачева С.А.,
по иску администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021545, ОГРН 1052329691732)
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Краснодар" (ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790)
при участии третьих лиц: Региональной энергетической комиссии-Департамент цен и тарифов Краснодарского края; Федеральной службы по тарифам
о взыскании неосновательного обогащения, процентов
УСТАНОВИЛ:
администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района, Краснодарский край обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпром газораспределение Краснодар" о взыскании неосновательного обогащения за период с 17.12.2011 по 16.05.2016 в размере 4319326 рублей 35 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 776979 рублей 22 копейки (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 в иске отказано.
Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что факт владения ответчиком газораспределительными сетями истца с 01.01.2009 был установлен судебными актами по делу N А32-30285/2011. Стоимость арендной платы за пользование имуществом истца за 2012-2015 г.г. была определена судебной экспертизой. Суд не учел, что газораспределительные системы, являющиеся муниципальной собственностью, включены в единый комплекс газораспределительной системы, без владения ими ответчик не мог бы осуществлять свою производственную деятельность и получать доходы. Доказательство того, что ответчик не получил доход от владения газораспределительными сетями истца отсутствуют, вместе с тем факт оплаты потребителями Тимашевского городского поселения получаемого газа не требует доказывания.
АО "Газпром газораспределение Краснодар" в возражениях на апелляционную жалобу указало, что согласно Методическим указаниям по регулированию на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, расходы, связанные с транспортировкой газа по газораспределительным сетям, не находящиеся в собственности газораспределительных организаций или не принадлежащие ей на других законных основаниях, не учитываются при расчетах тарифов на услуги по транспортировке, соответственно не учитываются в составе розничной цены на газ. Согласно данным департамента по тарифам Краснодарского края расходы на оплату арендных платежей за газопроводы, принадлежащие муниципальному образованию Тимашевского городского поселения в составе затрат, учитываемых при расчетах тарифов на услуги по транспортировке газа не включены, соответственно, не учтены расходы на эксплуатацию указанных газопроводов. Пользование имуществом в данном случае должно быть оплачено по регулируемому тарифу, что подтверждается судебной практикой. Сведений об установлении для истца указанного тарифа и об обращении истца в уполномоченный орган для установления тарифа не представлено. Договорных отношений по использованию газопровода между сторонами не имеется.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01 января 2009 года ответчик (наименование при создании - ОАО "Краснодаркрайгаз", с 08.10.2013 г. - ОАО "Газпром газораспределение Краснодар") посредством газовых объектов, расположенных на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района осуществляет транспортировку газа.
Указанное имущество находится в муниципальной собственности Тимашевского городского поселения Тимашевского района (выписка из реестра муниципальной собственности от 16.07.2015 г.).
Договор аренды или иной договор, предоставляющий право ответчику использовать для транспортировки газа газовые сети истца, между сторонами в спорный период не заключались. Оплату за транспортировку газа посредством сетей истца ответчик не производил.
Истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере неполученной истцом арендной платы, определенной на основании судебной экспертизы, за использование сетей газоснабжения за период с 17.12.2011 по 16.05.2016 в размере 4319326 рублей 35 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 776979 рублей 22 копейки.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения заявитель (потерпевший) должен доказать наличие и размер неосновательного приобретения ответчиком имущества за счет потерпевшего.
Принадлежность газопровода истцу на праве собственности подтверждена материалами дела и ответчиком не оспаривается. Использование газопровода для осуществления своей деятельности в спорный период общество не опровергло.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система -имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация -организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.
Пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее -Правила поставки газа в Российской Федерации), квалифицирует транспортировку газа как перемещение и передачу газа по газотранспортной системе.
Транспортировка не предполагает владение и пользование или пользование газопроводом, характерное для арендных отношений.
В пункте 8 Правил поставки газа в Российской Федерации установлено, что порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с настоящими Правилами.
Договор на транспортировку газа обладает признаками договора возмездного оказания услуг.
По договору об оказании услуг по организации транспортировки газа газотранспортная организация (исполнитель) обязуется по заданию заказчика обеспечить транспортировку газа, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 21 Закона о газоснабжении государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
В силу статьи 8 Закона о газоснабжении ценовую политику, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям определяет и устанавливает Правительство Российской Федерации.
Пунктом 31 Правил поставки газа в Российской Федерации установлено, что условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены в Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).
Пунктом 4 Методических указаний, предусмотрено, что услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Таким образом, при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются расходы, связанные с эксплуатацией сетей, находящихся в собственности или на иных законных основаниях у газораспределительной организации (далее - ГРО).
При этом, расходы, связанные с транспортировкой газа по газораспределительным сетям, не находящимся в собственности ГРО или не принадлежащим ей на других законных основаниях, не учитываются при расчёте тарифов на услуги по транспортировке, соответственно, не учитываются в составе розничной цены на природный газ, реализуемый населению.
Согласно информации, представленной АО "Газпром газораспределение Краснодар" в адрес РЭК - департамента для подготовки заключения об обоснованности предложений по изменению тарифов на долгосрочный период с 01.07.2015 по 01.07.2017, в расчёт расходов АО "Газпром газораспределение Краснодар" включены затраты на эксплуатацию газопроводов, находящихся в собственности городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Тимашевский район, и переданных в аренду ГРО по договорам заключенным с администрацией Новокорсунского сельского поселения, на сумму - 34,769 тыс. руб. в год и администрацией Днепровского сельского поселения, на сумму - 104,364 тыс. руб. в год.
Расходы на оплату арендных платежей за газопроводы, принадлежащие муниципальному образованию Тимашевского городского поселения Тимашевского района в составе затрат, учитываемых при расчёте тарифов на услуги по транспортировке газа не включены, соответственно, не учтены расходы на эксплуатацию указанных газопроводов.
Таким образом, из анализа указанных выше норм следует, что пользование имуществом (газопроводом) в рассматриваемом случае должно быть оплачено по регулируемому тарифу.
Довод истца о том, что ответчик извлек доход в связи с использованием имущества истца и получил экономически необоснованную выгоду от такого использования, отклоняется как недоказанный.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 по делу N А32-29999/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29999/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2017 г. N Ф08-7425/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО Тимашевского городского поселения, АДМИНИСТРАЦИЯ ТИМАШЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА
Ответчик: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАР", ОА "Газпром газорапределение Краснодар", ОАО "Газпром газораспределение Краснодар"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского каря, Региональная энергетическая комиссия-департамент цент и тарифов КК, Федеральная служба по тарифам, ФС по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7425/17
04.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8271/17
19.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9344/16
21.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13015/16
07.07.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29999/15