Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии запроса Амурского областного суда требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. В производстве Амурского областного суда находится дело по заявлению прокурора Амурской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Амурской области от 1 сентября 1998 года "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Амурской области", как не соответствующего пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года "Об актах гражданского состояния", согласно которому государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании данного Федерального закона.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Амурский областной суд утверждает, что пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", обязывающий субъекты Российской Федерации создавать органы регистрации актов гражданского состояния, противоречит статье 11 (часть 2) и статье 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его запрос не может быть принят к рассмотрению, однако в своем очередном запросе он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации уже рассматривал вопрос о возможности принятия к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В Определении от 4 октября 2001 года по запросу Сахалинского областного суда Конституционный Суд Российской Федерации указал, что гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации). Именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств, о порядке и сроках хранения актовых книг на основании закона об актах гражданского состояния (пункт 4 статьи 47 ГК Российской Федерации), а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния - рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (пункт 1 статьи 47 ГК Российской Федерации).
Тем самым обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений. Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954 "Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации" (в редакции от 8 июня 2000 года) возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Административное и административно-процессуальное законодательство, согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Административным законодательством регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в том числе в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов записи актов гражданского состояния (системы этих органов) регламентируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что по вопросам, отнесенным статьей 72 (часть 1) Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (пункт 1 статьи 12). Таким законом и является Федеральный закон "Об актах гражданского состояния".
В силу изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации утверждение Амурского областного суда о том, что пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не соответствует Конституции Российской Федерации, лишено правовых оснований. Вопрос же о соответствии закона субъекта Российской Федерации и федерального закона не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Амурского областного суда, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2002 г. N 127-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского областного суда о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Текст Определения официально опубликован не был