г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А56-80527/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Унковский А.А., по доверенности от 26.04.2017
от ответчика: Сидоренко Н.В., по доверенности от 27.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6630/2017) Территориального органа Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2017 по делу N А56-80527/2016 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Территориального органа Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "ГРАНТИ-МЕД"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заявитель, Служба, Росздравнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГРАНТИ-МЕД" (далее - ответчик, ООО "ГРАНТИ-МЕД", Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Служба просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что оказание Обществом медицинской помощи осуществлялось на территории ООО "ИКЕА МОС" исключительно по утвержденным графикам, т.е. на постоянной основе, без выезда мобильной медицинской бригады.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Ходатайство Общества о прекращении производства по апелляционной жалобе отклонено, поскольку срок подачи жалобы восстановлен апелляционным судом в пределах полномочий и достаточных оснований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 21.10.2016 по 09.11.2016 в соответствии с приказом от 20.10.2016 N П78-1082/16 Службой проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в отношении ООО "ГРАНТИ-МЕД".
В ходе проверки установлено, что ООО "ГРАНТИ-МЕД" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, западнее поселка Бугры, пересечение КАД и автодороги Санкт-Петербург - Скотное без специального разрешения (лицензии), что зафиксировано в акте проверки N П78-1082/16 от 09.11.2016.
09.11.2016 по факту нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 173, которым нарушение квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны (статья 4 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.
Статьей 10 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к вышеуказанному Положению.
Согласно пункту 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается: 1) амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся; по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий; 2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады установлены в Приложении N 8 к Положению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Положению мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощью населения, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий. В соответствии с пунктом 3 Приложения N 8 состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована.
Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем медицинской организации, в составе которой она организована, на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа имеющих опыт лечебной и организационной работы.
Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
Как следует из материалов дела, в Сводном Реестре лицензий Росздравнадзора идентифицируется лицензия на медицинскую деятельность N ЛО-78-01-005439 от 25.12.2014, выданная ООО "ГРАНТИ-МЕД" Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Однако лицензирование площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, законом не предусмотрено.
При этом Положение в отношении оказания услуг по месту выезда мобильной медицинской бригады указывает "в том числе" (значит, не ограничиваясь) для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
На основании договора об оказании услуг N 510-ESTN-026/2014 от 29.04.2014 Общество оказывает медицинские услуги по заявке на оказание услуги по месту нахождения заказчика в качестве мобильной медицинской бригады при возникновении у посетителей торгового центра недомоганий и/или травм.
Наличие графика работы врачей, входящих в состав мобильной медицинской бригады, не доказывает факта осуществления медицинской деятельности на постоянной основе без вызова мобильной медицинской бригады.
Апелляционный суд отмечает, что была проведена документарная проверка. Факт осуществления деятельности ответчика в спорном объекте непосредственно в момент проверки не зафиксирован, что влияет на достоверное и полное установление момента (времени) совершения вмененного правонарушения и проверку в этой связи соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности.
Ссылка заявителя на территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи применительно к рассматриваемой ситуации несостоятельна, поскольку ответчик не относится к субъектам, на которых распространяется данный принцип.
Кроме того, апелляционный суд замечает, что Службой дана неверная квалификация вмененного правонарушения, поскольку если лицензиатом осуществляется деятельность не по месту, указанному в лицензии, правонарушение следует квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17013/10).
Между тем принятие апелляционным судом иного судебного акта по существу с надлежащей квалификацией к настоящему моменту, помимо вышеуказанного, в любом случае невозможно ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2017 по делу N А56-80527/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80527/2016
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: ООО "ГРАНТИ-МЕД"