г. Пермь |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А50-8730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от истца Ип Ляндаева Вячеслава Аркадьевича - Зильберминц С.А., дов. 59АА
2105093 от 05.04.2016;
от заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г.Перми-
Меньшикова О.В., доверенность от 14.01.2016.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 июля 2016 года
по делу N А50-8730/2016,
принятому судьей В.В.Самаркиным
по заявлению индивидуального предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича (ОГРНИП 304590830600041, ИНН 590808276593)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ляндаев Вячеслав Аркадьевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Ляндаев В.А.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции от 28.12.2015 N 21/23577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2016 года требования индивидуального предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича (ОГРНИП 304590830600041, ИНН 590808276593) удовлетворены частично. Признано недействительным вынесенное Инспекцией Федеральной
налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.12.2015 N 21/23577 в части доначисления
земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:25 без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка - 61 733 000 руб. за период с момента внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр по 31.12.2013 включительно, начисления соответствующих сумм пеней, а также применения налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в размере, превышающем 50 000 рублей. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Заявитель и заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт изменить.
Заявитель в обоснование доводов жалобы указывает, что Инспекцией необоснованно произведено доначисление земельного налога за спорный налоговый период - 2013 год, поскольку, установленная в судебном порядке кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка подлежит учету при исчислении земельного налога с начала налогового периода - 01.01.2013.
Заинтересованное лицо указывает, что в силу пункта 7 статьи 396 НК РФ, необходимо определять период уплаты земельного налога, исходя из полных месяцев. Порядок исчисления суммы налога за каждый день Налоговым кодексом не предусмотрен. С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что земельный налог следует исчислять исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка с момента внесения изменения в государственный кадастр с 26.12.2013 г. до 31.12.2013 г. является ошибочным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт проверки от 13.11.2015 N 21/30209, фиксирующий выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах и вынесено решение от 28.12.2015 N 21/23577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю, доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 2 811 399 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок земельного налога в сумме 547 454,26 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен налоговым органом).
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 28.12.2015 N 21/23577, предприниматель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 04.03.2016 N 18-17/37 жалоба ИП Ляндаева В.А. оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение налогового органа от 28.12.2015 N 21/23577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует Кодексу, предприниматель обратился Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Заявитель и заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт изменить.
Заявитель в обоснование доводов жалобы указывает, что Инспекцией необоснованно произведено доначисление земельного налога за спорный налоговый период - 2013 год, поскольку, установленная в судебном порядке кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка подлежит учету при исчислении земельного налога с начала налогового периода - 01.01.2013.
Заинтересованное лицо указывает, что в силу пункта 7 статьи 396 НК РФ, необходимо определять период уплаты земельного налога, исходя из полных месяцев. Порядок исчисления суммы налога за каждый день Налоговым кодексом не предусмотрен. С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что земельный налог следует исчислять исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка с момента внесения изменений в государственный кадастр с 26.12.2013 г. до 31.12.2013 г. является ошибочным.
Указанные доводы были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При этом суд руководствовался следующим.
На основании пункта 1 статьи 388 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального
образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Пермь" земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Кодекса); при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для
налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй
квартал и третий квартал календарного года.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики -организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 398 НК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителю принадлежал в спорный период на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 59:01:2018032:25, соответственно, заявитель являлся на основании статей 19, 23, 38, 44, 388, 389 НК РФ плательщиком земельного налога и обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, и уплатить налог в установленный срок.
Заявитель, реализовав право на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.11.2013 по делу N А50-16761/2013 кадастровая стоимость земельного участка с номером 59:01:2018032:25 по адресу г. Пермь, ул. Спешилова, 125 установлена равной
его рыночной стоимости - 61 733 000 рублей (по состоянию на 01.01.2013).
Предприниматель исчислил земельный налог за 2013 год в сумме 925 995 руб., определив налоговую базу в отношении указанного земельного участка равную установленным в судебном порядке кадастровой стоимости - 61 733 000 рублей.
Налоговый орган, в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной заявитель налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, установил занижение предпринимателем как налогоплательщиком налоговой базы по земельному участку на основании сведений о кадастровой стоимости в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 254 925 905,92 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:25, исходя из сведений, поступивших в Инспекцию в порядке статей 85, 396 НК РФ от территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Как установлено Инспекцией, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (61 733 000 руб.), на основании решения Арбитражного суда Пермского края от 18.11.2013 по делу N А50-16761/2013 в государственный кадастр недвижимости внесены 18.12.2013.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридическое лицо - обладатель ограниченного вещного права, так же как и собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Исходя из части 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в редакции, действующей до изменений внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного
закона.
В соответствии с частью 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, по инициативе заинтересованного лица кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением (внесудебный порядок), либо предъявления в арбитражный суд искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной цене.
Наличие положительного решения комиссии или судебного акта является
основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих изменений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом земельное законодательство не предусматривает возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, на период до вступления его в силу, поскольку действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Принятие судебного решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально
внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки. Исключения могут касаться только тех случаев, когда уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены ошибочно в завышенном размере (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ (далее также - Закон N 225-ФЗ) в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку поданное предпринимателем исковое заявление об изменении в судебном процедуре кадастровой стоимости земельного участка поданы в суд и рассмотрены Арбитражным судом Пермского края до 22.07.2014, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что положения Закона N 225-ФЗ в спорной ситуации применению не подлежат и установленная в судебном порядке кадастровая стоимость не может применяться, применительно к спору, ретроспективно (на предшествующий вступлению в законную силу судебного акта и внесению в государственный кадастр сведений об измененной стоимости земельного участка период).
В отношении обстоятельств спора суд первой инстанции правомерно учел правовые позиции, отраженные в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096: закон не содержит оговорок о том, что лицо, защитившее в судебном порядке свои права в отношениях по определению кадастровой стоимости земельного участка и получившее судебное решение в свою пользу, наделяется правом исполнения указанного решения в отсроченном режиме - только со времени начала будущего налогового периода. Изменение в объекте налогообложения, как первичном элементе налогообложения, корректирует в таком случае начало налогового периода для защитившего свои права налогоплательщика.
Вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами. В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (61 733 000 руб.), на основании решения Арбитражного
суда Пермского края от 18.11.2013 по делу N А50-16761/2013 в государственный кадастр недвижимости внесены по факту вступления решения суда в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исчисление земельного налога исходя из установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка допустимо только для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр 26.12.2013 г.
Применение Инспекцией в целях налогообложения в отношении всего налогового периода прежней кадастровой стоимости земельного участка, несмотря на вынесение судебного акта, устанавливающего иную кадастровую стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, и внесение сведений об измененной кадастровой стоимости в государственный кадастр, не может быть признано правомерным. Исчисление земельного налога по прежней кадастровой стоимости в период с даты внесения изменений в кадастр по 31.12.2013 в данном случае при наличии состоявшегося судебного акта, установившего иную кадастровую стоимость, и внесения измененной кадастровой стоимости в кадастр, нарушает права заявителя как налогоплательщика.
Соответственно, решение Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.12.2015 N 21/23577 в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:25, начисления пеней без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка - 61 733 000 руб. за период с момента внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр по 31.12.2013 включительно, обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод налогового органа о том, что в силу пункта 7 статьи 396 НК РФ, необходимо определять период уплаты земельного налога, исходя из полных месяцев, при этом порядок исчисления суммы налога за каждый день Налоговым кодексом не предусмотрен, подлежит отклонению, поскольку положения пункта 7 статьи 396 НК РФ подлежат применению для случаев возникновения (прекращения) у налогоплательщика права собственности на земельный участок в течение налогового (отчетного) периода, и не распространяются на случаи применения новой кадастровой стоимости земельного участка.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2016 года по делу N А50-8730/2016 следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со ст.104 АПК РФ следует возвратить индивидуальному предпринимателю Ляндаеву Вячеславу Аркадьевичу (ОГРНИП 304590830600041, ИНН 590808276593) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб., излишне уплаченную по чеку ордеру от 23.08.2016.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2016 года по делу N А50-8730/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ляндаеву Вячеславу Аркадьевичу (ОГРНИП 304590830600041, ИНН 590808276593) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб., излишне уплаченную по чеку ордеру от 23.08.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8730/2016
Истец: Ляндаев Вячеслав Аркадьевич
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ