г. Самара |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А55-4072/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трифонкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 сентября 2016 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2016 года, принятое по делу N А55-4072/2016, судья Рысаева С.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Долина" (ОГРН 1026300897370, ИНН 6314010650), город Самара,
к Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007, ОГРН 1026300967417), город Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), город Самара,
о признании пункта договора недействительным и взыскании 20 464 331 руб.,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов и экономического развития городского округа Самара, город Самара,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Долина" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского округа Самара (в лице Департамента финансов и экономического развития) и к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи от 21.08.2014 г. в части установления цены выкупаемого земельного участка в размере 98 000 000 руб. и установить выкупную стоимость земельного участка площадью 44213 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, в размере 23 631 296 руб. 40 коп.; обязании Администрации городского округа Самара в лице Департамента финансов и экономического развития вернуть ООО "Долина" излишне уплаченную сумму за выкуп земельного участка в размере 18 592 251 руб. 99 коп. и процентов по договору купли-продажи от 21.08.2014 г. в размере 1 872 078 руб. 88 коп., а всего 20 464 330 руб. 87 коп.
В обоснование требования истец указал, что истцом при заключении договора выкупная цена земельного участка было определена с нарушением постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 г. N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями", в силу подпункта 1 пункта 1 которого выкупная цена спорного земельного участка должна была составлять 30% от его кадастровой стоимости или 23 631 296 руб. 40 коп.
Учитывая, что по состоянию на 01.02.2016 г. в оплату по договору истцом уплачена сумма 44 474 548 руб. 39 коп., а также проценты на сумму денежных средств, на которые в соответствии с пунктом 2.3 договора предоставлена рассрочка, в размере 3 018 288 руб. 05 коп., ответчик, по мнению истца, должен возвратить излишне уплаченные суммы.
Заявлением от 25.05.2016 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи от 21.08.2014 г., заключенного истцом с Департаментом управления имуществом городского округа Самара в части установления цены выкупаемого земельного участка в размере 98 000 000 руб. и установить выкупную стоимость земельного участка площадью 44213 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, в размере 33 194 083 руб.; взыскать в пользу ООО "Долина" с муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара за счет казны городского округа Самара излишне уплаченную сумму за выкуп земельного участка в размере 9 029 466 руб. и процентов по договору купли-продажи от 21.08.2014 г. в размере 1 624 807 руб., а всего 10 654 273 руб.
Заявлением от 20.06.2016 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи от 21.08.2014 г., заключенного истцом с Департаментом управления имуществом городского округа Самара в части установления стоимости выкупаемого земельного участка площадью 44213 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, в размере 74 368 704 руб., то есть в части стоимости земельного участка, превышающей 23 631 296, 40 руб.; взыскать в пользу ООО "Долина" с муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара за счет казны городского округа Самара излишне уплаченную сумму за выкуп земельного участка в размере 18 592 251, 99 руб. и процентов по договору купли-продажи от 21.08.2014 г. в размере 1 872 078, 88 руб., а всего 20 464 331 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2016 г. в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в отношении Администрации городского округа Самара в лице Департамента финансов и экономического развития прекращено, муниципальное образование городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Этим же определением в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара.
Администрация городского округа Самара в отзыве на иск с требованиями истца не согласилась.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в отзыве на иск с требованиями истца не согласился, указал, что цена спорного земельного участка определена на основании обращения истца от 16.03.2009 г., при этом в соответствии с законодательством, действовавшим на указанную дату цена земельного участка определялась на основании отчета об оценке и составляла 98 000 000 руб. На этих условиях между сторонами и был заключен оспариваемый истцом договор. Ссылки истца на постановление N 746 не состоятельны, поскольку по состоянию на дату подачи обществом заявления о выкупе земельного участка указанное постановление не действовало.
Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара в отзыве на иск просил в его удовлетворении отказать, отметил, что главным распорядителем бюджетных средств является Департамент управления имуществом, который является надлежащим ответчиком по делу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2016 года иск удовлетворен.
Пункт 2.1 договора купли-продажи от 21.08.2014 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Долина" и Департаментом управления имуществом городского округа Самара в части установления стоимости выкупаемого земельного участка площадью 44213 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, в размере 74 368 704 руб., то есть в части стоимости земельного участка, превышающей 23 631 296, 40 руб. признан недействительным.
С муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "Долина" взыскано 20 464 331 руб., в том числе 18 592 251, 99 руб. излишне уплаченная сумма за выкуп земельного участка, 1 872 078, 88 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по договору купли-продажи от 21.08.2014 г.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований ООО "Долина" отказать.
В обоснование требования заявители апелляционных жалоб указали, что в соответствии с требованиями федерального законодательства, действовавшего на дату обращения ООО "Долина" с заявлением о продаже в собственность арендуемого земельного участка (16.03.2009 г.) выкупная цена земельного участка определена на основании отчета об оценке имущества в размере 98 000 000 руб., ссылка суда на решение Городской Думы г.о. Самара от 10.04.2014 г. N 413 не обоснована, поскольку данный акт не регулирует возникшие правоотношения и действует только в отношении правоотношений, возникших после 01.01.2015 г., заявителя жалоб полагают, что истец имел возможность урегулировать разногласия при заключении договора, однако данной возможностью не воспользовался, а изменять условия договора после его подписания недопустимо, а также отмечают недобросовестность истца
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара общество с ограниченной ответственностью "Долина" просит в удовлетворении жалоб отказать.
Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара в отзыве на апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара требования жалоб поддержал.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 06.10.2016 г. приняли участие:
- представитель истца Савчук Елена Николаевна, действующая на основании доверенности от 27.01.2014 г., выданной за подписью директора ООО "Долина" Александрова С.К.;
- представитель ответчика - Администрации городского округа Самара - Симкина Анна Сергеева, действующая на основании доверенности от 15.01.2016 г., выданной за подписью руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Черепанова С.И.;
- представитель ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара - Уварова Наталья Сергеевна, действующая на основании доверенности от 22.06.2016 г., выданной за подписью руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Черепанова С.И.;
- представитель третьего лица Вечкина Юлия Александровна, действующая на основании доверенности от 03.06.2016 г., выданной за подписью руководителя Департамента финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара Сластенина В.В.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
На основании договоров аренды нежилого помещения N N 004846А, 004845А, 004844А, 004842А, 004841А, 004840А, 004839А от 29.06.2006 г., ООО "Долина" владело нежилыми зданиями, находящимися по адресу: г.Самара, ул. Кольцо Южной обводной дороги: нежилое здание лит. Б,Б1 площадью 301,9 кв.м, нежилое здание лит. Г, г, г площадью 54,4кв.м, нежилое здание лит. М площадью 20,6 кв.м, нежилое здание лит. Л площадью 95,0 кв.м, нежилое здание лит. В площадью 53,6 кв.м, нежилое здание лит. Р площадью 104,4 кв.м, нежилое здание лит. А площадью 103,9 кв.м.
Земельный участок площадью 44213 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги, на котором расположены нежилые здания литеры А, Б, Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р сформирован для эксплуатации названных зданий как единого комплекса, поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 63:01:00000002331) и находится в собственности городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара N 1481 от 17.02.2010 г. между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ООО "Долина" заключен договор аренды земельного участка от 15.10.2010 г. N 028188з, согласно которому арендатору предоставлен земельный участок площадью 44213 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги под нежилые здания (литеры А, Б, Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р).
Из материалов дела усматривается, что заявитель неоднократно (16.03.2009 г., 20.03.2013 г. и 04.07.2013 г.) обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлениями о выкупе арендуемых им зданий.
Решением арбитражного суда от 10.12.2013 г. по делу N А55-21868/2013 признано незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения об отчуждении в порядке реализации преимущественного права арендуемых Обществом с ограниченной ответственностью "Долина" нежилых зданий литеры А, Б, Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р, расположенных по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, а также занимаемого ими земельного участка площадью 44231 кв.м. Суд обязал Департамент управления имуществом г.о.Самара по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Долина" путем принятия решения об условиях приватизации нежилых зданий литеры А, Б, Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, кольцо Южной обводной дороги, а также занимаемого ими земельного участка площадью 44231кв.м., и направления ООО "Долина" проекта договора купли-продажи. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 г. решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-21868/2013 оставлено без изменений.
26.05.2014 г. на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013 г. по делу N А55-21868/2013 ООО "Долина" обратилось к Департаменту управления имуществом городского округа Самара с просьбой о принятии решения об условиях приватизации нежилых зданий литеры А, Б. Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р, а также занимаемого ими земельного участка площадью 44231 кв.м., находящихся по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги.
В соответствии с отчетом об оценке N 401-13И-8 от 23.12.2013 г., подготовленного ООО "Институт независимой оценки" рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка площадью 44231 кв.м., находящегося по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги, кадастровый номер земельного участка 63:01:0000000:2331 - 98 000 000 руб.
18.06.2014 г. Департаментом финансов и экономического развития Администрации г.о. Самара был издан приказ N 2265 "Об условиях приватизации арендуемых нежилых зданий и земельного участка, расположенных по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги".
21.08.2014 г. Департамент управления имуществом городского округа Самара (продавец) и ООО "Долина" (покупатель) на основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 18.06.2014 г. N 2265 "Об условиях приватизации арендуемых нежилых зданий и земельного участка, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги" заключили договор купли-продажи арендуемого объекта нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить объекты нежилого фонда: нежилые здания, литера А, Б. Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р общей площадью 733,8 кв.м., расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги и земельный участок, на котором они расположены, относящийся к категории "земли населенных пунктов" общей площадью 44231,00 кв.м., именуемый в дальнейшем "объект" и уплатить за них определенную договором денежную сумму.
Кадастровый (условный) номер земельного участка 63:01:0000000:2331.
Земельный участок являлся муниципальной собственностью, что было подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2010 г.
Цена земельного участка определена сторонами в виде 98 000 000 руб.
Расчеты производятся путем внесения покупателем денежных средств на счет продавца в рассрочку в течение 3 лет с момента подписания договора равными частями ежемесячно.
На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка производится начисление процентов исходя из ставки равной 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату опубликования приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 18.06.2014 г. N 2265 "Об условиях приватизации арендуемых нежилых зданий и земельного участка, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги".
Объекты считаются переданными от продавца к покупателю с момента подписания сторонами договора.
По соглашению от 24.12.2015 г. продавцом покупателю предоставлена отсрочка оплаты объектов и внесения платежей на период с 01.01.2016 г. по 31.03.2016 г.
На основании указанного договора за истцом ООО "Долина" 09.09.2014 г. зарегистрировано право собственности в отношении объекта права - земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемого нежилыми зданиями (литеры А, Б, Б1, В, Г, г, г, Л, М, Р) с прилегающей территорией, общая площадь 44231 кв.м., адрес (местонахождение) объекта Самарская область, город Самара, Куйбышевский район. Кольцо Южной обводной дороги.
Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2014 г.
Обращаясь в суд с иском истец указал, что ответчиками незаконно установленная выкупная стоимость земельного участка без применения льготной ставки, действовавшей на момент обращения к ним с соответствующим заявлением.
В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Законом, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В силу статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 7 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приватизация зданий и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для их использования.
В силу этого вывод суда первой инстанции о том, что при реализации преимущественного права субъектами малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества, представляющего любой самостоятельный объект недвижимости, должна происходить одновременная передача лицу земельного участка, занимаемого таким объектом - соответствует нормам действующего законодательства. Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, что, как в данном случае, предполагается приватизация здания с одновременной приватизацией земельного участка, занимаемого таким имуществом и необходимого для его использования.
При этом вопреки несостоятельным утверждениям заявителей апелляционных жалоб не имеет никакого значения осуществляется ли приватизация земельного участка отдельно от ранее выкупленных объектов недвижимости, либо выкуп объекта недвижимости и земельного участка осуществляется единовременно, поскольку иное толкование указанного нарушает принцип равенства участников регулируемых отношений.
В соответствии с действовавшей на момент обращения истца к ответчиком с заявлением 26.05.2014 г. редакцией закона (пункт 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.
До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" требованиям и(или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
На основе вышеизложенного, реализация преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектам малого или среднего предпринимательства носит заявительный характер.
Судом первой инстанции было обоснованно признано установленным факт издания Департаментом финансов и экономического развития городского округа Самара приказа N 2265 от 18.06.2014 г. на основании и в связи с обращением к нему истца с заявлением от 26.05.2014 г. Данное обстоятельство обусловлено тем, что приказ издан в течение установленных статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" сроков на рассмотрение органами муниципального управления соответствующего заявления.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на ранее поданные истцом заявления о приватизации земельного участка и, как следствие на необходимость руководствоваться в связи с этим законодательством, действовавшем на дату подачи первого заявления (16.03.2009 г.) несостоятельны, поскольку органы муниципального управления, злоупотребляя своими полномочиями, указанные заявления оставляли без надлежащего рассмотрения.
При этом заслуживает внимание также и то обстоятельство, что по состоянию на 16.03.2009 г. спорный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет. Таким образом, заявка, поданная ООО "Долина" в Департамент управления имуществом г.о. Самара 16.03.2009 г., не может быть расценена как соответствующая требованиям Земельного кодекса РФ и определение цены выкупаемых объектов недвижимости на указанную дату является незаконным.
Кроме этого, изначально в заявке от 16.09.2009 г. истцом не было указано о реализации преимущественного права на приобретение в собственность в отношении земельного участка. Данная заявка содержала информацию о возможности реализации преимущественного права на приобретение в собственность только в отношении нежилых помещений.
Основанием для издания приказа Департамента финансов и экономического развития городского округа Самара N 2265 от 18.06.2014 г. явилось заявление истца от 26.05.2014 г. В силу этого вывод суда первой инстанции о том, что при рассмотрении спора о выкупной стоимости земельного участка надлежит применить законодательство, действовавшее по состоянию на 26.05.2014 г. является правильным.
По состоянию на 26.05.2014 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 78 770 988 руб., в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" от 13.11.2013 г. N 610.
В соответствии с решением Городской Думы городского округа Самара от 10.04.2014 г. N 413 "Об определении выкупной стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, занятых зданиями, строениями, сооружениями" (действовавшим с 17.04.2014 г.) установлено (пункт 1), что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, занятых зданиями, строениями, сооружениями, (далее - земельные участки) осуществляется:
1) по цене в размере пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего Решения до 1 января 2015 года;
по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года;
по цене в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, если право собственности указанных лиц на здания, строения, сооружения возникло в порядке приватизации до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, к которым право собственности на здания, строения, сооружения перешло в результате универсального правопреемства от лиц, которые приобрели эти здания, строения, сооружения в порядке приватизации и право собственности у которых возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
гражданам и некоммерческим организациям, если право собственности указанных лиц на здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
юридическим лицам при переоформлении прав на земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования;
гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках жилых домов;
2) по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего Решения до 1 января 2015 года;
по цене в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года;
по цене в размере тридцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года:
гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках гаражей, если площадь гаража не превышает пятидесяти квадратных метров;
3) по цене в размере тридцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего Решения до 1 января 2015 года;
по цене в размере сорока процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года;
по цене в размере пятидесяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года:
собственникам зданий, строений, сооружений, не указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего Решения.
К рассматриваемой ситуации надлежит применить положения подпункта 3 указанной нормы, установившего выкупную стоимость земельного участка по цене в размере тридцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего Решения до 1 января 2015 года.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что все документы, необходимые для принятия решения по заявлению истца от 26.05.2014 г., были предоставлены ответчику до 01.01.2015 г., в связи с чем, выкупная цена в договоре земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0000000:2331, находящегося но адресу: г.Самара, Куйбышевский район, Кольцо Южной обводной дороги под нежилые здания, должна составлять тридцать процентов от кадастровой стоимости 78 770 988 руб., т.е. 23 631 296 руб. 40 коп.
Заключенный между истцом и Департаментом договор от 21.08.2014 г. является договором, условия которого в соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действовавшим на момент его заключения.
Оспариваемый истцом договор в части установления выкупной стоимости земельного участка не соответствует требованиям закона и в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является в данной части ничтожной сделкой. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Неверное определение выкупной цены не влечет недействительности всей сделки, поскольку в данном случае стоимость отчуждаемого имущества должна определяться в соответствии с указаниями закона.
При недействительности сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 1 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, подлежат применению к требованиям, в том числе, о возврате исполненного по недействительной сделке.
По состоянию на 01.02.2016 г. за выкуп объектов по договору уплачено 44 474 548,39 руб., а также проценты за рассрочку платежей 3 018 288,05 руб.
Соответственно излишне уплаченные по договору купли-продажи истцом суммы (18 592 251,99 руб. выкупная плата и 1 872 078,88 руб. процентов за пользование рассрочкой платежей) подлежат возврату истцу из муниципального бюджета.
Доводы заявителей апелляционных жалоб несостоятельны и противоречат положениям законодательства.
Утверждения заявителей о недобросовестности истца несостоятельны, именно на органы муниципального управления возложена обязанность определять условия договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, неисполнение ими своих обязанностей надлежащим образом свидетельствует о недобросовестности поведения ответчиком, но не истца. Ссылка заявителей жалоб на то, что общество, подписав договор, приняло на себя его условия без какого-либо ограничения не может рассматриваться в качестве препятствия к рассмотрению спора о недействительности части договора.
В силу изложенного жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2016 года, принятое по делу N А55-4072/2016, оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4072/2016
Истец: ООО "Долина"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамента финансов и экономического развития АДМИНИСТРАЦИЯ Г. О. САМАРА
Третье лицо: Администрация городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13672/17
08.11.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 259-ПЭК17
30.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15424/16
13.09.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11479/16
24.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4072/16