Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А50-11121/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя Управления МВД России по г.Перми (ОГРН 1025900900365, ИНН 5904102830) в лице Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район): представители не явились;
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Бондаренко Оксаны Сергеевны (ОГРНИП 312590218800016, ИНН 591404287400): Бондаренко Г.С., предъявлен ордер N 009450 от 05.10.2016, удостоверение адвоката;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Бондаренко Оксаны Сергеевны
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 июля 2016 года по делу N А50-11121/2016,
принятое судьей Саксоновой А.Н.,
по заявлению Управления МВД России по г.Перми в лице Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район)
к индивидуальному предпринимателю Бондаренко Оксане Сергеевне
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление МВД России по г.Перми в лице Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район) (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бондаренко Оксаны Сергеевны (далее - ИП Бондаренко О.С.) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.07.2016 заявленные требования удовлетворены. ИП Бондаренко О.С. привлечена к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей с конфискаций предметов административного правонарушения алкогольной продукции согласно протоколам осмотра и изъятия от 17.03.2016.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бондаренко О.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что доказательства вины предпринимателя административным органом не представлены, не доказано невыполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, следствием которых явилась реализация барменом Михалевым А.С. алкогольной продукции без ведома ИП Бондаренко О.С.; кроме того, полагает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал данные доводы.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИП Бондаренко О.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
17.03.2016 должностными лицами Управление МВД России по г.Перми выявлен факт продажи алкогольной продукции в кафе "LOFT 19", расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Сибирская, 19, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ИП Бондаренко О.С. На момент проверки в кафе при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота (товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, сертификатов соответствия) осуществлялась продажа алкогольной продукции в розлив, а именно водки "Хаски" емк. 0,7 л, крепость 40%, а также другая алкогольная продукция согласно протокола изъятия от 17.03.2016. В ходе проверки должностным лицом административного органа составлен протокол осмотра помещения, территории от 17.03.2016 с приложением копии чеков, осмотр произведен с участием ИП Бондаренко О.С. и в присутствии двух понятых.
В качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция: шампанское "Bosca Anniversary", алк. 7,5%, объем 0,75л, по цене 700 руб., в количестве 8 бутылок; водка "Русский стандарт", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 110 руб. за 50 мл, в количестве 8 бутылок, в том числе 1 вскрытая; водка "Finlandia", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 150 руб. за 50 мл, в количестве 3 бутылок; спиртной напиток "Finlandia", алк. 37,5%, объем 0,5л, по цене 150 руб. за 50 мл, в количестве 3 бутылок; виски "Джек Дениэлс", алк. 40%, объем 0,5л, в количестве 2 бутылок; виски "Джонни Уокер", алк. 40%, объем 0,7л, в количестве 2 бутылок; виски "Джонни Уокер Рэд Лейбл", алк. 40%, объем 0,7л, в количестве 1 бутылки; бренди "Сан Реми Аутентик", алк. 40%, объем 0,7л, в количестве 1 бутылки; виски "Чивас Ригал", алк. 40%, объем 0,5л, в количестве 1 бутылки; виски "Вильям Лоусон", алк. 40%, объем 0,7л, в количестве 3 бутылок, в том числе 1 вскрытая; ликер "Бэйлис", алк. 17%, объем 0,7л, по цене 160 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; коньяк "Арегак", алк. 42%, объем 0,5л, в количестве 3 бутылок; водка "Белуга Трансанталтик Рейсинк", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 190 руб. за 50 мл, в количестве 2 бутылок; ликер "Кампари", алк. 25%, объем 1л, в количестве 1 бутылки; ром "Бакарди карта Блакка", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 135 руб. за 50 мл, в количестве 2 бутылок, в том числе 1 вскрытая; ром "Бакарди карта Нэгра", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 170 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; ром "Бакарди карта Оро", алк. 40%, объем 0,5л, по цене 160 руб. за 50 мл, в количестве 1 вскрытой бутылки; водка "Хаски", алк. 40%, объем 0,7л, по цене 90 руб. за 50 мл, в количестве 1 вскрытой бутылки; текила "Сауза Силвер", алк.38%, в количестве 1 бутылки; джин "Рэд Бокс", алк. 45%, объем 0,5л, в количестве 1 бутылки; абсент "Ксента", алк. 70%, объем 0,5л, в количестве 1 бутылки; вермут "Марини Бьянко", алк. 15%, объем 1л, по цене 100 руб. за 50 мл, в количестве 2 бутылок, в том числе 1 вскрытая; вино игристое "Мартини Асти", алк. 7,5%, объем 0,75л, по цене 1 850 руб. за 1 бутылку, в количестве 3 бутылок; вино "Боттер Пино Гриджио", алк. 12%, объем 0,75л, по цене 910 руб. за 1 бутылку, в количестве 3 бутылок; алкогольный напиток "Бехеровка", алк. 38%, объем 0,7л, по цене 150 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; ликер "Малибу", алк. 21%, объем 0,7л, по цене 120 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; вермут "Мартини Резотс", алк. 15%, объем 0,5л, по цене 100 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; вермут "Мартини Россо", алк. 15%, объем 0,5л, по цене 100 руб. за 50 мл, в количестве 1 бутылки; изъята, о чем составлен протокол изъятия от 17.03.2016 (л.д.12-13).
19.03.2016 должностным лицом административного органа в присутствии ИП Бондаренко О.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.16 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление МВД России по г.Перми в лице Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Бондаренко О.С. к административной ответственности по ч. 2 ст.14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с п. 7, п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива; под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 данного Федерального закона.
В силу ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ в перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, включены, в том числе товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Этиловый спирт, алкогольная, в том числе пиво, и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Из материалов дела следует, что 17.03.2016 в кафе "LOFT 19", предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ИП Бондаренко О.С., на реализации находилась алкогольная продукция при отсутствии сопроводительных документов.
Поскольку надлежащим образом оформленные документы у предпринимателя отсутствовали и не были представлены при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, п. 1, п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется исключительно организациями при наличии соответствующих лицензий; индивидуальные предприниматели законом лишены возможности осуществления розничной продажи алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; вследствие чего у индивидуальных предпринимателей в силу их статуса не могут находиться сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота крепкой алкогольной продукции (водки).
В соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Поскольку предпринимателем осуществлялась продажа не разрешенной к розничной реализации предпринимателями алкогольной продукции; в силу обозначенных норм закона предприниматель не вправе осуществлять данный вид деятельности и, соответственно, не мог иметь какие-либо документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, суд апелляционной инстанции считает, что совершенное ИП Бондаренко О.С. правонарушение подлежало квалификации по ст. 14.2 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приходит к выводу о том, что арбитражный суд не вправе принимать решение о привлечении к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности следует отказать. Данная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.11.2015 N Ф09-8022/15 по делу N А47-2672/2015.
Принимая во внимание, что в силу ч.2 ст.10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте, изъятая по протоколу изъятия от 17.03.2016 продукция подлежит передаче для уничтожения (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июля 2016 года по делу N А50-11121/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Изъятую по протоколу изъятия от 17.03.2016 продукцию передать для уничтожения в установленном порядке.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11121/2016
Истец: ОП N6 (дислокация по Ленинскому району) Управления МВД России по г. Перми, Отдел полиции N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по г. Перми
Ответчик: Бондаренко Оксана Сергеевна