Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2017 г. N Ф06-16433/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А65-10939/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2016 года по делу N А65-10939/2016 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница", (ОГРН 1021606754597, ИНН 1648005177), г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, (ОГРН 1021602825640, ИНН 1655003950), г. Казань,
о признании недействительными решений от 18.12.2015 г. N 102, от 18.12.2015 г. N 134, от 01.02.2016 г. N 01-13/1610-35,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" (далее - заявитель, учреждение, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан (далее - ответчик, Фонд, учреждение), о признании недействительными решений от 18.12.2015 N N 102, 134, принятых Государственным учреждением "Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан" в лице филиала N 14 в части доначисления к уплате страховых взносов в сумме 8 666,15 руб., пени в размере 4 800,82 руб., штрафа в размере 1 733,23 руб. и в сумме 498,45 руб., штрафа в размере 99,70 руб., а также решения от 01.02.2016 N 01-13/1610-35, принятого Государственным учреждением "Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан" об оставлении решений от 18.12.2015 NN 102,134 без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня по уходу за детьми - инвалидами являются по своей природе дополнительным отпуском. Оплата каждого дополнительного выходного дня за ребенком- инвалидом производится в размере среднего заработка, который рассчитывается согласно постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922.
По мнению подателя жалобы, исключение из базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования указанной выплаты приводит в дальнейшем к уменьшению заработка, из которого рассчитываются застрахованному пособия по социальному страхованию, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и т.д.
Податель жалобы считает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 468-ФЗ, которым внесены изменения в часть 17 статьи 37 ФЗ от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ, выплата работнику за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом подлежит обложению страховыми взносами, а в последующем указанные страховые взносы должны быть возмещены страхователю за счет межбюджетных трансфертов.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 14 ГУ-РО ФСС РФ по Республике Татарстан была проведена выездная проверка ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года, о чем составлены акты N 134осс-н и 134н/с от 25.11.2015 г.
В ходе проверки установлено, что страхователем занижена база для начисления страховых взносов по двум видам страхования на сумму 298 832,66 руб. и 249 204,19 руб., в том числе на сумму 233 493, 69 руб. - оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, которая оспаривается заявителем.
Решением от 18.12.2015 г. N 102 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенным директором филиала N 14 ГУ РО ФСС РФ по Республике Татарстан Донченко Э.Н., ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту -"Федеральный закон"), в виде штрафа в сумме 1 733,23 руб., также учреждению было предложено уплатить недоимку по взносам в общей сумме 8 666,15 руб., пени в сумме 4 800,82 руб.
Решением от 18.12.2015 г. N 134 о привлечении страхователя ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вынесенным директором филиала N14 ГУ РО ФСС РФ по РТ Донченко Э.Н., ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - "Федеральный закон"), в виде штрафа в сумме 99,70 руб., также учреждению было предложено уплатить недоимку по взносам в общей сумме 498,45 руб., пени в сумме 0,00 руб.
ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", не согласившись с указанными решениями, обратилось в ГУ РО ФСС РФ по РТ с жалобами, в которых просило вышеуказанные решения признать незаконными и отменить.
Решением от 01.02.2016 г. N 01-13/1610-35 ГУ РО ФСС РФ по РТ в удовлетворении указанных жалоб отказано, оспариваемые решения признаны подлежащими исполнению.
Заявитель, не согласившись с вышеназванными решениями ответчика, обратился с заявлением в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решений от 18.12.2015 N N 102, 134, принятых Государственным учреждением "Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан" в лице филиала N 14 в части доначисления к уплате страховых взносов в сумме 8 666,15 руб., пени в размере 4 800,82 руб., штрафа в размере 1 733,23 руб. и в сумме 498,45 руб., штрафа в размере 99,70 руб., а также решения от 01.02.2016 N 01-13/1610-35, принятое Государственным учреждением "Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан" об оставлении решений от 18.12.2015 NN 102,134 без изменения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В данном случае основанием для доначисления заявителю недоимки по вышеназванным решениям фонда явились выводы ответчика о неправомерном не включении в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Судом первой инстанции правильно на следующее.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Судом учтено, что частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми- инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 г. N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Судом правильно указано на то, что при этом изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат.
В соответствии с Законом, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Судом верно отмечено в решении, что производимые на счет Фонда выплаты на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, по своей сути, относятся к иным пособиям и видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 125-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, чем отклоняются соответствующие доводы ответчика.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой, изложенной, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2015 по делу N А57-24527/2014, от 12.07.2016 по делу NА65-20477/2015.
Часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2015 г. (статьи 2, 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ), содержит положение о том, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми -инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.
Такие перечисления для бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 01.12.2014 N386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213 -ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты в конечном счете компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление учреждения подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, и, соответственно, они не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2016 года по делу N А65-10939/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10939/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2017 г. N Ф06-16433/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница", г.Зеленодольск
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань