г. Самара |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А49-7682/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - не явился, извещен,
от предпринимателя Шаховой Галины Викторовны - не явился, извещен,
от инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области 03 апреля 2017 года по делу N А49-7682/2016 (судья Петрова Н.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шаховой Галины Викторовны
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области
третье лицо:
инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы,
о признании недействительным решения N 068С0416000715 от 21 марта 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Шахова Галина Викторовна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.03.2016 N 068С04160000715.
Решением Арбитражного суда Пензенской области 03 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области 03 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Шаховой Галины Викторовны на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Пензенской области 03 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Шахова Галина Викторовна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310583511200051, имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в виде розничной торговли лекарственными препаратами N ЛО-42-02-001322 от 19.02.2015.
09.11.2015 предприниматель представил в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 г. Согласно указанному расчету предпринимателем был применен пониженный тариф страховых взносов в пределах взносов облагаемой базы по отношению ко всем работникам, указан код тарифа - 11.
В ходе проверки Управлением в адрес заявителя направлено требование от 07.12.2015 N 06800215ИД0001956 о представлении документов на каждого работника, подтверждающих право на осуществление фармацевтической деятельности, которое не было исполнено предпринимателем, поскольку, по его мнению, основания для истребования таких документов у Управления отсутствуют, так как эти документы не влияют на правильность исчисления страховых взносов.
По результатам проведенной камеральной проверки представленного заявителем расчета Управлением 09.02.2016 составлен акт проверки N 068С03160000138, в котором отражено, то предприниматель Шахова Г.В. необоснованно применила пониженные тарифы страховых взносов в отношении лиц, которые не имеют сертификата специалиста и не допущены к осуществлению фармацевтической деятельности, что привело к неуплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 в сумме 310870 руб. 76 коп.
21.03.2016 заместитель начальника Управления, рассмотрев акт проверки и представленные заявителем возражения, вынес решение N 068С04160000715, в соответствии с которым предпринимателю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 в сумме 310870 руб. 76 коп, в том числе на ОПС - 87569 руб. 25 коп., на ОМС - 223301 руб. 51 коп., соответствующие пени в сумме 16027 руб. 29 коп., а также предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 62174 руб. 15 коп., пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за непредставление документов в виде штрафа в сумме 12200 руб. 00 коп.
Считая решение Управления недействительным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, отнесены индивидуальные предприниматели.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщиками страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона о страховых взносах).
Статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12, 14 части 1 данной статьи, в течение 2012 - 2018 годов применяются тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20 %, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.
Из содержания пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) следовало, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61 -ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Иных условий для применения пониженных тарифов в данной норме до 01.01.2015 не содержалось. В частности, такого условия, как наличие у работника высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, для применения пониженного тарифа в законодательстве до 01.01.2015 не предусматривалось. В связи с этим судебная практика разрешения аналогичных споров исходила из того, что для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, организация должна иметь статус аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД, а индивидуальный предприниматель - иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Статьями 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" от 28.06.2014 N 188-ФЗ были внесены изменения в пункт 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Начиная с 01.01.2015 в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕНВД, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.
Таким образом, с 01.01.2015 пониженные тарифы страховых взносов применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, только в пользу тех физических лиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Согласно положениям статьи 100 Закона N 323-ФЗ физическими лицами, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению, являются лица, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Следовательно, выплаты прочим работникам предпринимателя (уборщикам, водителям, фасовщикам и т.п.) с 01.01.2015 облагаются страховыми взносами по общеустановленным тарифам.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2015 г. для подтверждения права на применение пониженного тарифа индивидуальному предпринимателю необходимо представить в орган ПФР не только лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и доказательства применения системы налогообложения в виде ЕНВД, но и документы, свидетельствующие о наличии у работников, в отношении выплат которым применен пониженный тариф, права на занятие фармацевтической деятельностью или допуска к ее осуществлению.
В связи с этим Управление ПФР в ходе камеральной проверки запросило у предпринимателя документы, подтверждающие право на осуществление фармацевтической деятельности, а именно, сертификаты специалиста, дающие право на занятие фармацевтической деятельностью, по каждому работнику, в отношении выплат которому предприниматель применил пониженный тариф. Поскольку указанные документы не были представлены предпринимателем в установленный срок, Управление привлекло заявителя к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в общей сумме 12200 руб.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения Управления по мотиву наличия у него другого основания для применения пониженных тарифов, которое было заявлено в представленном уточненном расчете до вынесения оспариваемого решения, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 и Порядок ее заполнения.
Согласно Приложению N 1 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 код тарифа "07" обозначает организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО и основной вид экономической деятельности которых указан в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. Код тарифа "11" установлен для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕНВД, - аптечных организаций и предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, то есть плательщиков, которые претендуют на применение пониженного тарифа по основанию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, из указанного Порядка следует, что применение пониженных тарифов по пункту 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает заполнение в расчете по форме РСВ-1 подраздела 3.2 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ".
Как видно из материалов дела, в первичном расчете за девять месяцев 2015 года предпринимателем указан код тарифа - 11. При этом предпринимателем применен пониженный тариф по страховым взносам, предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. В этом расчете подраздел 3.2 заявителем не заполнялся и отсутствует.
В представленном уточненном расчете за девять месяцев 2015 года заявитель указал код тарифа - 07 и заполнил подраздел 3.2, отразив в нем соответствующие суммы и долю доходов, тем самым заявив о применении пониженного тарифа по страховым взносам, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Применение пониженных тарифов на страховые взносы является правом плательщика, носит заявительный характер посредством декларирования в подаваемых в орган контроля за уплатой страховых взносов расчетах и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных статьей 58 Закона N 212-ФЗ.
Оспариваемое заявителем решение вынесено по итогам камеральной проверки первичного расчета, в котором предприниматель заявил о применении пониженного тарифа по пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения данного дела установлено, что заявитель имеет право на применение пониженных тарифов на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. При этом, 18.02.2016, до вынесения оспариваемого по настоящему делу решения он представил в Управление уточненный расчет по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 года, в котором применил пониженные тарифы страховых взносов, указав код тарифа - 07.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (подпункт я.8 пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Для подтверждения своего права на применение пониженного тарифа страховых взносов в уточненном расчете по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, заявитель представил суду и Управлению уведомление инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы от 05.05.2010 N 5562 о возможности применения УСНО, налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год.
Представитель ответчика пояснил суду первой инстанции, что по результатам камеральной проверки представленного заявителем уточненного расчета за девять месяцев 2015 года Управлением решение не принималось в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, поскольку в нем отсутствовали нарушения и он был принят без замечаний.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что уточненный расчет по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 был представлен заявителем в Управление еще до вынесения ответчиком оспариваемого по настоящему делу решения.
На момент вынесения оспариваемого решения льгота, предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, предпринимателем была заявлена, уточненный расчет по страховым взносам и документы в подтверждение данного основания для льготы (в том числе о применении УСНО), представлены в Управление, замечаний к указанным документам у ответчика не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал, что при принятии решения по результатам камеральной проверки первичного расчета от 21.03.2016 N 068С04160000715 Управление обязано было учитывать сведения, содержащиеся в уточненном расчете по форме РСВ-1, представленном заявителем до вынесения решения по результатам проверки.
Поскольку, камеральная проверка должна была быть проведена ответчиком с учетом представленного заявителем уточненного расчета по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2015 и подтверждающих документов, истребуемые по требованию ответчика от 07.12.2015 N 068 002 15 ИД 0001956 документы (сертификаты специалистов, дипломы об образовании) не оказывают никакого влияния на правильность исчисления или полноту перечисления страховых взносов, так как исходя из положений пункта 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предприниматель имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений всем своим работникам, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области 03 апреля 2017 года по делу N А49-7682/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7682/2016
Истец: ИП Шахова Г.В., Шахова Галина Викторовна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе и Пензенской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы