Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17492/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А65-7258/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 по делу N А65-7258/2016 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Биктимирова Артура Равильевича, г.Казань, общества с ограниченной ответственностью "Квинтэс-групп" (ИНН 1655341927, ОГРН 1151690096711), г.Казань, общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональный инжиниринговый центр" (ИНН 1655269075, ОГРН 1131690031098), г.Казань, об оспаривании решения и предписания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Ахмадеева Н.Н. (доверенность от 09.09.2016 N 13669/Н3Н0-ИСХ),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Семагин Е.А. (доверенность от 27.05.2016 N ПК-05/7474),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 и его предписания от 04.03.2016 по этому делу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Биктимиров Артур Равильевич, общество с ограниченной ответственностью "Квинтэс-групп", общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональный инжиниринговый центр".
При рассмотрении дела в Арбитражном суде Республики Татарстан Комитет заявил, что просит признать недействительными пункты 1 и 2 оспариваемого решения и оспариваемое предписание Татарстанского УФАС России в полном объеме (протокол судебного заседания от 29.06.2016 - л.д. 43).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 по делу N А65-7258/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просил отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленные требования. По мнению Комитета, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просила отменить обжалованное судебное решение и принять по делу новый судебный акт о признании недействительными пунктов 1 и 2 оспариваемого решения Татарстанского УФАС России и о признании недействительным оспариваемого предписания.
Представитель Татарстанского УФАС России апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 Татарстанское УФАС России признало необоснованной жалобу Биктимирова А.Р. на действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г.Казани: подземного перехода на пересечении ул.Ф.Амирхана и пр.Ямашева, общей площадью 650кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587).
В этой части указанное решение Татарстанского УФАС России в судебном порядке не оспаривается с учетом заявления Комитета в судебном заседании суда первой инстанции от 29.06.2016 (л.д. 43).
Пунктом 1 указанного решения Татарстанское УФАС России признало организатора торгов - Комитет нарушившим требования части 1 статьи 17 и части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном подземном переходе не было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
В пункте 2 решения указано на выдачу организатору торгов - Комитету предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
На основании вышеуказанного решения Татарстанское УФАС России выдало Комитету предписание от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 об устранении нарушений законодательства, согласно которому Комитету необходимо: отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г.Казани: подземного перехода на пересечении ул.Ф.Амирхана и пр.Ямашева, общей площадью 650кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587); провести процедуру торгов в форме открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г.Казани: подземного перехода на пересечении ул.Ф.Амирхана и пр.Ямашева, общей площадью 650кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587) заново - в соответствии с действующим законодательством (пункт 1); в течение 20 рабочих дней со дня получения этого предписания представить в Татарстанское УФАС России доказательства его исполнения (пункт 2).
Отказывая Комитету в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговой деятельности, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
В городе Казани схема и порядок размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах утверждены постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 02.10.2015 N 3600 (в редакции постановления от 23.11.2015 N 4052).
Согласно Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 27.10.2015 N 3775, Комитет организует и проводит аукционы по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани.
На основании приказа Комитета от 22.01.2016 N 71/КЗИО-ПК был объявлен аукцион по реализации прав на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах.
Извещение о проведении аукциона опубликовано 27.01.2016 на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru, а также в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г.Казани от 28.01.2016 N 2 (334).
Начальная стоимость права на размещение нестационарных торговых объектов в подземном пешеходном переходе на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева была определена на основании отчета об оценке от 21.01.2016 N 06-16, подготовленного ООО "Многофункциональный инжиниринговый центр", и составила 37440000 руб.
Пунктом 3.14 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 27.10.2015 N 3775, предусмотрено, что по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее пяти рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи права на размещение нестационарного торгового объекта.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 10.02.2016 на участие в торгах по лоту по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземном пешеходном переходе на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева поступило две заявки; оба претендента признаны участниками и допущены к участию в аукционе. В соответствии с протоколом от 20.02.2016 о результатах аукциона победителем признано ООО "КВИНТЭС-ГРУПП" (генеральный директор Юсупова Н.Н.). Стоимость права в процессе торгов увеличилась и составила 37814400 руб.
По сведениям, представленным Комитетом, подземный пешеходный переход на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева является единым объектом и не может быть разделен, оценен и реализован отдельными частями. Данное обстоятельство Татарстанское УФАС России не опровергает.
На основании постановления Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 10.04.2007 N 647 "Об утверждении типовых проектов некапитальных объектов мелкорозничной сети на территории г. Казани" победитель аукциона обязан разместить конструкции нестационарных торговых объектов на территории в 650 кв.м в едином архитектурном стиле.
Частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на которую сослалось Татарстанское УФАС России, предусмотрено, что с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в той же части статьи 17.1 данного закона. В порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
К договору на право размещения нестационарного торгового объекта не могут быть применены положения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку такой договор не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Правовая природа договора на право размещения нестационарного объекта в подземном пешеходном переходе совершенно иная, нежели договора аренды или любого другого договора, предполагающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету в РГУП "Бюро технической инвентаризации", права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В рассматриваемом случае Комитет не отчуждал места под торговлю, не передавал права владения и пользования на них.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который такой вид торгов как продажа права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов не входит.
Минэкономразвития России в письме от 08.04.2016 N Д05и-398 указало, что требование о размещении на официальном сайте информации о проведении торгов по реализации прав на размещение сезонных нестационарных объектов нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено; функционал официального сайта не предусматривает публикацию организаторами торгов данной информации на официальном сайте.
Таким образом, извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном подземном переходе не должно было быть размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
Таких доказательств Татарстанское УФАС России при рассмотрении настоящего дела не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части положительного для заявителя решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании недействительными пунктов 1 и 2 оспариваемого решения Татарстанского УФАС России и его предписания, а также об обязании Татарстанского УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 августа 2016 года по делу N А65-7258/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительными пункты 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04 марта 2016 года по делу N Т04-79/2016 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04 марта 2016 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7258/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17492/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Биктимиров А.Р., г.Казань, ООО "Квинтэс-Групп", г.Казань, ООО "Многофункциональный инжиниринговый центр"