г. Пермь |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А50-8458/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 21.12.2015;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит" (ОГРН 1085917000608, ИНН 5917597002) - Котельников В.С., паспорт, доверенность от 15.08.2016; Толстикова Т.В., паспорт, доверенность от 15.08.2016;
от третьего лица Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Ленская центральная районная больница" - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 августа 2016 года
по делу N А50-8458/2016,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит"
третье лицо: Государственное автономное учреждение здравоохранения Пермского края "Ленская центральная районная больница"
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, штрафа, пени,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Пермского края о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит" (далее - ответчик, общество) 3 106 667,37 руб., использованных не по целевому назначению, штрафа в сумме 311 932,74 руб., пени в сумме 131 817,54 руб. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2016 требования фонда удовлетворены частично. С общества в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края взысканы использованные не по целевому назначению денежные средства в размере 3 106 667,37 руб., пени в сумме 131 817,54 руб., штраф в размере 50 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав фонду в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы в части вменения нецелевого расходования денежных средств в сумме 70748 руб. на приобретение медицинской мебели в 2013 году по ст.310 "Увеличение стоимости основных средств" заявитель указывает, что эта мебель могла быть оплачена по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" тарифного соглашения на 2013 год. Также заявитель жалобы не согласен с вменением нецелевого использования денежных средств на определенные суммы платежей по договорам аренды, за коммунальные услуги, поскольку тарифное соглашение не предусматривает отнесение таких затрат пропорционально объемам средств, полученным из разных источников финансирования. Расходы на обслуживание установок пожарной автоматики и средств сигнализации оплачены по месту возникновения затрат, в связи с этим нецелевого расходования средств ОМС не имеется. Расходы на оплату услуг связи, поставку тепловой, электрической энергии, водоснабжение и водоотведение возникли в связи с медицинской деятельностью ООО "Доктор Айболит" по адресу г. Кунгур, ул.Гоголя, 3, соответственно, исходя из принципа "отнесения затрат по месту их возникновения" также могли быть в полном объеме оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Денежные средства по статье 223 "Коммунальные услуги" тарифного соглашения в сумме 260 052,05 руб. израсходованы по целевому назначению, т.к. они направлены на приобретение коммунальных услуг, необходимых медицинской организации для выполнения территориальной программы ОМС.
В судебном заседании представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Треть лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая проверка использования средств, полученных обществом на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2013 по 30.09.2015, по результатам которой составлен акт от 13.11.2015 N 122. Актом зафиксировано нецелевое использование обществом средств ОМС в общей сумме 3 119 327,37 руб., в том числе в 2013 г. в сумме 1 279 987,41 руб. и в 2014 г. в сумме 1 839 339,96 руб. (л.д.45 том 1).
Фондом в адрес общества направлена претензия от 22.01.2016 об уплате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 119 327,37 руб., соответствующей суммы пени (48037,64 руб.) и штрафа в размере 10% от суммы использованных не по целевому назначению средств (311 932,74 руб.).
Поскольку в добровольном порядке средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф и пени не оплачены, фонд обратился за их взысканием в арбитражный суд на основании ч.9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст.306.4 данного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со ст.3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч.6 ст.14, ч.2 ст.28, ч.1 ст.38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
На основании пункта 12 ч.7 ст.34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно ч.9 ст.39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 8 ч.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Таким образом, как верно указано судом, фонд обратился в суд с настоящим иском в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2012 N 143-ПК, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы на 2013 год, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Тарифным соглашением на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, с Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края от 22.03.2012.
Аналогичные положения содержит раздел I Программы на 2014 год, утвержденной Законом Пермского края от 30.12.2013 N 279-ПК.
Согласно пункту 3.1 Тарифного соглашения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС (по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств") включаются расходы на приобретение необходимых для выполнения ТП ОМС машин и оборудования, инструментов, прочих основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, за исключением расходов, связанных с приобретением медицинской мебели (л.д.84-91,92 том 3).
В нарушение указанного положения ответчик средства ОМС за 2013 г. в сумме 70748 руб. направил на приобретение медицинской мебели, перечисленной в таблице 14 на стр.19 акта проверки (шкафы для медикаментов, кушетки смотровая, массажная, стол планальный).
Доводы жалобы о том, что мебель можно учесть не как основное средство, а как иную материальную ценность, значения не имеют, поскольку приведенным выше положением Тарифного соглашения на 2013 год возможность финансирования за счет средств ОМС расходов на приобретение мебели исключена вне зависимости от того, по какой статье бухгалтерского учета оприходован предмет мебели.
Основанием для вменения обществу нецелевого использования средств ОМС в сумме 2 788 527,32 руб. (из них 1 209 239,41 руб. - за 2013 г., 1 579 287,91 руб. - за 2014 г.) явились выводы фонда о необходимости финансирования расходов на аренду, коммунальные услуги и иных общехозяйственных расходов медицинской организации пропорционально объему оказываемых ею услуг в рамках ТП ОМС.
Проверкой установлено и обществом не оспаривается, что оно в проверенный период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги). Между тем арендные платежи и ряд иных общехозяйственных расходов финансировался обществом за счет средств ОМС. Установив долю каждого источника финансирования медицинской деятельности общества, фонд рассчитал сумму каждого вида расхода, который подлежит финансированию за счет ОМС (л.д.38-39,42-43 том 1).
Частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (раздел XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 указанных Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
В соответствии с пунктом 158.16 распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));
- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации;
- пропорционально иному выбранному показателю.
В нарушение изложенной нормы общество возмещение всех общехозяйственных расходов за счет средств ОМС не обосновало, расчет расходов, произведенный фондом, не оспорило.
Доводы жалобы о том, что пропорциональное распределение расходов, ничем не предусмотрено, противоречат приведенным выше пунктам Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, а также положениям Закона N326-ФЗ, в том числе принципу обеспечения за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи (пункт 1 статьи 4, пункт 5 части 2 статьи 20).
По этим же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нецелевого расходования средств ОМС в сумме 260 052,05 руб., использованных в 2014 г. на оплату расходов на коммунальные услуги и услуги связи третьего лица (ГАУЗ ПК "Ленская ЦРБ"), которое пользовалось нежилыми помещениями в здании г. Кунгур, ул. Гоголя,3, одновременно с ответчиком (помещения находились в почасовой аренде у ответчика и третьего лица) (стр.21 акта проверки).
Согласно статьи 158.7 уже упомянутых Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги) движимого и недвижимого имущества.
Таким образом, расходы общества на коммунальные услуги и услуги связи, которые не связаны с его деятельностью по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках ТП ОМС, не могут быть возмещены за счет средств ОМС.
Кроме того, пунктом 3.3 Тарифного соглашения на 2014 год установлено, что расчет тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в части текущего содержания МО по отделениям, финансируемым в соответствии с ТП ОМС за счет средств ОМС, производится по каждой медицинской организации по условиям оказания медицинской помощи, исходя из объемов предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенных решением Комиссии.
Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в части текущего содержания для МО государственной и муниципальной форм собственности устанавливаются на основании информации о сложившихся затратах на содержание по каждой из указанных МО, представляемой Министерством здравоохранения Пермского края.
На основании изложенного являются обоснованными выводы суда первой инстанции о нецелевом использовании обществом денежных средств в сумме 3 106 667,37 руб. В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика использованные не по целевому назначению средства, соответствующие штраф и пени.
Снижение судом предъявленного ко взысканию штрафа с 311 932,74 руб. до 50 000 рублей, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оснований для переоценки данного вывода суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таком положении решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2016 года по делу N А50-8458/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8458/2016
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Доктор Айболит"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ЛЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"