г. Москва |
|
03 февраля 2016 г. |
Дело N А41-65898/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Инвалиды и ветераны МВД и Министерства обороны Российской Федерации "Совет" - Бернштейн Е.В. (представителя по доверенности от 19.08.2015),
от администрации Пушкинского муниципального района Московской области - Благий Л.Н. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
от комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области - Благий Л.Н. (представителя по доверенности от 11.01.2016),
от администрации городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области - Карпушова В.В. (представителя по доверенности от 18.01.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2015 по делу N А41-65898/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвалиды и ветераны МВД и Министерства обороны Российской Федерации "Совет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация района), комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение комитета от 09.06.2015 N 897/23-4 (2) об отказе в согласовании проекта постановления и договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050204:1516 для строительства объекта торговли сроком на 5 лет площадью 1 000 кв. м. по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Правдинский, пересечение улиц Гагарина и Полевой, напротив поселковой библиотеки, по результатам ранее утвержденного акта о выборе земельного участка, основанное на решении межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений Московской области о нецелесообразности предоставления земельного участка для использования в коммерческих целях без проведения торгов;
- обязать администрацию района принять постановление о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050204:1516 для строительства объекта торговли сроком на 5 лет площадью 1 000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Правдинский, пересечение улиц Гагарина и Полевой, напротив поселковой библиотеки,
- обязать администрацию района заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050204:1516 для строительства объекта торговли сроком на 5 лет площадью 1 000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Правдинский, пересечение улиц Гагарина и Полевой, напротив поселковой библиотеки, на 5 лет по результатам ранее утвержденного акта о выборе земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация района просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации района и комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества и администрации городского поселения в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 07.11.2011 обратилось в администрацию городского поселения по вопросу предоставления в аренду земельного участка для строительства объекта торговли сроком на 5 лет площадью 1000 кв. м. по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Правдинский, пересечение улиц Герцена и Полевой, напротив поселковой библиотеки.
Администрация городского поселения удовлетворила заявление и ходатайствовала перед администрацией района о предоставлении земельного участка.
Согласно выписке из протокола от 06.04.2012 N 30 заседания земельной комиссии при администрации района обществу согласовали предоставление в аренду земельного участка при условии подготовки проекта планировки территории, предварительного заключения и постановки его на кадастровый учет.
Постановлением от 27.03.2013 N 57 администрация городского поселения разрешила подготовку проекта планировки с рекомендациями согласовать задание на подготовку проекта планировки территории, представить документацию по проекту планировки территории в администрацию городского поселения для проведения публичных слушаний и утверждения проекта планировки территории после его обсуждения на публичных слушаниях.
Администрацией городского поселения 17.01.2014 проведены публичные слушания, по результатам которых одобрен проект планировки территории.
Постановлением администрации городского поселения от 30.01.2014 N 9 утвержден проект планировки территории.
В газете "Маяк" от 11.04.2014 опубликовано сообщение о предстоящем выборе земельного участка площадью 1 000 кв. м. по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Правдинский, пересечение улиц Гагарина и Полевой, напротив поселковой библиотеки, для размещения объекта торговли с целью строительства магазина.
Постановлением администрации района от 31.12.2014 N 3492 утвержден акт выбора, схема расположения земельного участка и предварительно согласовано место размещения магазина на нем.
На основании указанных документов участок 04.02.2015 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:13:0050204:1516.
Общество 11.02.2015 обратилось в администрацию района с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду на 5 лет.
Общество 09.06.2015 получило письмо комитета (исх. N 897/23-4 (2)), которым комитет сообщил обществу о том, что 21.05.2015 межведомственная комиссия по вопросам имущественных отношений Московской области отказала в согласовании проекта постановления и договора аренды сроком на 5 лет по результатам ранее утвержденного акта о выборе земельного участка, так как считает предоставление участка нецелесообразным, а также указанным протоколом обязала администрацию района выставить участок на торги.
Не согласившись с полученным отказом, общество 25.08.2015 обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае информация о предоставлении в аренду общества земельного участка опубликована в межмуниципальной газете "Маяк" 11.04.2014, то есть до 01.03.2015 - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Процедура утверждения акта выбора и схемы границ земельного участка установлена статьей 31 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 названной статьи).
Необходимое технико-экономическое обоснование изначально представлено заявителем в администрацию района и впоследствии направлено в Правительство Московской области с основным пакетом документов.
В решении межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 21.05.2015 N 20 (вопрос N 90) указано такое основание для отказа, как нецелесообразоность предоставление земельного участка под объекты торговли, которое не предусмотрено действующим законодательством.
Почему предоставление участка является нецелесообразным не указано, представитель администрации района также не смог ответить на данный вопрос в судебном заседании.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная информация была размещена в межмуниципальной газете "Маяк" от 11.04.2014 и официальном интернет сайте администрации района. Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выбор земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Ссылки администрации района на Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ и принятого во исполнение его положений Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ в качестве обоснования законности рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду на заседании межведомственной комиссии являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ (далее - Закон N 106) в целях организации перераспределения полномочий, указанных в статье 2 Закона (на которую ссылается администрация района), со дня официального опубликования настоящего Закона до 01.01.2015 устанавливается переходный период.
В соответствии с частями 2 и 3 той же статьи в переходный период Правительство Московской области определяет и (или) формирует центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, которые будут осуществлять полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, устанавливает порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Московской области таких полномочий, а органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, передаваемые в соответствии со статьей 2 Закона N 106, заключают договоры, муниципальные контракты с учетом положений настоящего Закона и в порядке, установленном Правительством Московской области.
Указанный такой порядок установлен лишь с 12.03.2015 путем принятия Минмособлимуществом распоряжения от 12.03.2015 N 12вр-712.
Вместе с тем общество обратилось в администрацию района 11.02.2015.
Согласно части 2 статьи 32 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства в двухнедельный срок.
Таким образом, решение по заявлению о предоставлении земельного участка должно было быть принято до 25.02.2015.
Однако администрация района в установленный срок не осуществляла рассмотрение заявления. И вопрос о предоставлении земельного участка рассмотрен только 21.05.2015 (через три месяца после истечения срока, установленного Земельным кодексом) на заседании Межведомственной комиссии, в порядке, установленном актом, принятым гораздо позднее подачи самого заявления, что недопустимо с учетом конституционного положения о запрещении обратной силы закона без специального указания о таковом.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Акт выбора, схема расположения земельного участка и предварительное согласование места размещения магазина на нем (прил. N 12 к первоначальному заявлению) утверждены постановлением администрации района от 30.12.2014 N 3492.
При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Таким образом, ни Межведомственная комиссия, ни администрация района не имели законных оснований для принятия решения о выставлении спорного земельного участка на аукцион, тем более, ссылаясь на региональное законодательство при наличии прямого указания Федерального закона.
На основании изложенного предоставление испрашиваемого земельного участка должна осуществлять администрация района.
Таким образом, в соответствии с положениями указанного Федерального закона общество правомерно при подаче заявления в порядке 24 главы АПК РФ адресовало свои требования администрации района.
Ссылка администрации района на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается администрация района, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015).
Кроме того, упомянутое решение Межведомственной комиссии о нецелесообразности предоставления земельного участка фактически не мотивированно.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов администрации района, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2015 по делу N А41-65898/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65898/2015
Истец: ООО "Инвалиды и ветераны МВД и Министерства обороны РФ "СОВЕТ"
Ответчик: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области