г. Самара |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А55-3091/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Туркина К.К.,
судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-3091/2016 (судья Плотникова Н.Ю.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Самара, к акционерному обществу "РН-Транс", г. Новокуйбышевск, о взыскании,
с участием:
от истца - представитель Ильина Н.Д. (доверенность от 02.09.2015),
от ответчика - представитель Свистун С.А. (доверенность от 01.12.2015),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик) о взыскании 461 355 руб. 46 коп. - плата за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года исковые требования удовлетворены.
С акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) взыскана плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 461 355 (Четыреста шестьдесят одна тысяча триста пятьдесят пять) руб. 46 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12 219 (Двенадцать тысяч двести девятнадцать) руб. 29 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 (Семь) руб. 71 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-3091/2016, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие предусмотренных договором оснований, подтверждающих факты нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика. Заявитель указывает, что нарушение технологических сроков оборота вагонов в отсутствие определенных последствий такого нарушения, не означает невозможность принятия вагонов станцией назначения. В качестве доказательств, обосновывающих исковые требования, истцом должны быть представлены соответствующие акты общей формы, фиксирующие период простоя указанных вагонов. Также заявитель указывает на то, что ему начислена плата за вагоны, прибывшие не в его адрес, согласно актам, составленным на ст. "Обшаровка" N 164, от 04.02.2015, N 211 от 11.02.2015.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 11 февраля 2015 года по дорожным ведомостям N 42044461, 42044453, ЭШ358986, ЭШ359125, ЭШ445162, ЭШ189197, ЭШ203040, ЭШ203027, ЭШ401813, ЭШ239790, ЭШ224435, ЭШ194261, ЭШ351076, 33208513 в адрес АО "РН-Транс" на ст. Новокуйбышевская прибыли 32 порожние цистерны под погрузку грузов с просроченным сроком доставки.
Согласно договору N 3/245 от 29.06.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РН-Транс" (разъезд "Северный") при станции Новокуйбышевская (в согласованной редакции) и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
Причиной доставки вагонов на станцию Новокуйбышевская с нарушением сроков доставки послужила задержка вагонов по распоряжению перевозчика на станции Обшаровка в связи с занятостью путей необщего пользования АО "РН-Транс" и путей станции Новокуйбышевская вагонами ответчика.
Пунктом 1.2 Распоряжения ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Распоряжение N558) определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
В числе прочих, названа занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что вагоны были задержаны по вине ответчика из-за невозможности принятия вагонов станцией назначения.
Данные доводы истца подтверждаются актами общей формы, свидетельствующие о простое вагонов ответчика на путях общего пользования станции назначения в ожидании накопления отправительского маршрута, памятки приемосдатчиков, подтверждающие нарушение ответчиком технологических сроков налива вагонов и занятость путей необщего пользования в указанные даты, анализ занятости путей общего пользования, анализ занятости путей необщего пользования (л.д.90-134).
Из представленных документов усматривается, что все вагоны, плата за нахождение которых на путях общего пользования взыскивается в рамках рассматриваемого спора, прибыли на станцию назначения с нарушенными сроками доставки.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Кодекса.
Поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, следовательно, истцом правомерно может быть начислена плата при наличии оснований для ее начисления.
Из нормы статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации усматривается, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правила N26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен Распоряжением N 558, предусматривающим, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением о возникновении таких причин и о необходимости задержки в пути следования вагонов.
Начальник Дирекции управления движением принимает решение об отстановке поезда от движения, определяет станцию, на которой будут задержаны вагоны, контейнеры. В соответствии с принятым решением уполномоченный представитель Дирекции передает распоряжение начальникам станций задержки и назначения вагонов.
В этом распоряжении указывается номер и индекс поезда, количество задерживаемых вагонов, контейнеров в поезде, дата и время передачи распоряжения, наименование грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, причины задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Согласно распоряжению от 04 февраля 2015 года N 779 за подписью Новикова Д.В. приказано отставить от движения поезд N 2228 (л.д.26).
На станции Обшаровка составлен акт общей формы N 164 от 04.02.2015, грузополучателю передано извещение о задержке.
Однако на дату отставления поезда грузополучатель свои возражения не представил (возражения представлены только после составления акта на станции назначения по прибытии поезда).
Распоряжением от 11.02.2015 N 885 предписано отправить ранее отставленный от движения поезд (л.д.26).
На станции Обшаровка составлен соответствующий акт общей формы N 211 от 11.02.2015.
Оформление увеличения срока доставки грузов осуществляется по прибытии задержанных в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения в порядке, установленном пунктом 4 распоряжения ОАО "РЖД" от 9 ноября 2011 г. N 2409р. (пункт 3.5. Распоряжения N 558р).
По прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. На основании акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
11 февраля 2015 года истцом на станции назначения составлены акты общей формы N 6/926-6/939 от 11.02.2015, в которых указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация. Представленные истцом акты общей формы полностью соответствуют требованиям Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45) (л.д.29-35).
Акт подписан ответчиком с возражениями (л.д.36-38).
Ответчик полагает, что истцу необходимо было представить акты общей формы, подтверждающие нарушение сроков налива вагонов и иные нарушения.
Данные доводы ответчика являются необоснованными, поскольку данные акты необходимы только в случае сверхнормативного нахождения вагонов в местах общего пользования.
Как усматривается из материалов дела, истцом были составлены все необходимые документы (приказы, акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования. Занятость путей необщего пользования АО "РН-Транс" подтверждается памятками приемосдатчиков, подписанными обеими сторонами. Занятость путей станции Новокуйбышевская вагонами АО "РН-Транс" подтверждается актами общей формы на простой вагонов, простаивающих на станции в ожидании накопления отправительских маршрутов, подписанными ответчиком.
Также материалами дела, подтверждается, что истец не имел возможности принять задержанные на станции Кротовка вагоны, так как и пути необщего пользования, и пути станции Новокуйбышевская были заняты вагонами ответчика, которые в связи с несвоевременным наливом вагонов стояли на путях станции Новокуйбышевская в ожидании накопления отправительского маршрута. В связи с чем, задержка вагонов на промежуточной станции была обоснованной.
Довод заявителя жалобы о том, что ему начислена плата за вагоны, прибывшие не в его адрес, согласно актам, составленным на ст. "Обшаровка" N 164, от 04.02.2015, N 211 от 11.02.2015 отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку исковые требования истца заявлены с учетом данных доводов ответчика.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-3091/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3091/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-Транс"
Третье лицо: ФНС России Межрайонная инспекция N16 по Самарской области