Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф05-280/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: об истребовании имущества из чужого незаконного владения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А41-13778/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Душкиной Ю.Д.,
при участии в заседании:
от истца - Бурнашева З.Н., по доверенности от 20.06.2016 N 328-Д;
от ответчиков: ПАО "ЗиО-Подольск" - Кульмашева И.Ф., по доверенности от 06.09.2016 N 34/130/2016-Дов,
от ООО "ААЭМ" - Багаев Д.С., по доверенности от 06.10.2016 N 32/16-2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2016 по делу N А41-13778/16, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977) к Публичному акционерному обществу "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" (ИНН: 5036040729, ОГРН: 1025004700445), Обществу с ограниченной ответственностью "Турбинные технологии ААЭМ" (ИНН: 5036083578, ОГРН: 1075074009977), при участии в качестве третьих лиц: ГК "Росатом", ГУ МЧС России по Московской области, об истребовании имущества из незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - истец, ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" (далее - ответчик, ПАО "ЗиО-Подольск"), обществу с ограниченной ответственностью "Турбинные технологии ААЭМ" (далее - ответчик, ООО "ААЭМ") об истребовании из незаконного владения ответчиков защитных сооружений гражданской обороны:
- ЗС ГО N 59, общей площадью 185 кв.м, встроенное в цех N20, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул.Железнодорожная, д. 2;
- ЗС ГО N 60, общей площадью 115,2 кв.м, встроенное в цех N5, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2;
- ЗС ГО N 145, общей площадью 196,39 кв.м, встроенное в учебный корпус, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул.Железнодорожная, д. 2;
- ЗС ГО N А-1615, общей площадью 300 кв.м, встроенное в цех N4, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2 (ЗиО, промплощадка, бытовки цехов Госплана);
- ЗС ГО N А-1615-А, общей площадью 740 кв.м, встроенное в цехи N3 и N4, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2 (ЗиО, промплощадка, бытовки цехов Госплана);
- ЗС ГО N А-1681, общей площадью 750 кв.м, встроенное в цех N30, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2;
- ЗС ГО N А-1614, общей площадью 461 кв.м, встроенное в цех N 14, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ГК "Росатом", ГУ МЧС России по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2016 года по делу N А41-13778/16 в удовлетворении исковых требований отказано (т.2, л.д. 100-103).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Как следует из материалов дела, 31.05.1990 между организацией арендаторов, созданной на базе Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе, и Министерством тяжелого машиностроения СССР заключен договор аренды с правом выкупа государственного имущества. Условия выкупа были согласованы дополнением N 1 к договору аренды имущества от 10.04.1991.
21.11.1991 письмом N 06-03/824 Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом дал согласие на выкуп арендованного имущества.
12.12.1991 имущество выкуплено и полностью перешло в собственность приватизированного предприятия.
Полагая, что ЗС ГО неправомерно переданы ПАО "ЗиО-Подольск" вместе со зданиями, в которых они располагаются, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что приватизация спорного имущества была проведена в соответствии с требованиями законодательных актов, действовавших на момент совершения сделки. Кроме того, суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области ссылается на пункт 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, согласно которому защитные сооружения ГО представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности и продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации. Истец также ссылается на п. 2.2.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980- 1, согласно которому объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
В соответствии с п. 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе встроенные убежища гражданской обороны.
Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.
В соответствии с пунктом 39 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Наличие регистрации спорного объекта за ответчиком не препятствует собственнику, право собственности которого возникло в силу закона до введения государственной регистрации права на недвижимое имущество, заявить на основании ст. 301 ГК РФ виндикационный иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, выбывшего из владения собственника помимо его воли в частную собственность другого лица, которое не является добросовестным приобретателем этого имущества.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если лицо, считающее себя собственником спорного недвижимого имущества, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, то вопрос о праве собственности на такое имущество может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска при условии соблюдения ст. ст. 223 и 302 ГК РФ.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 15 января 2013 года N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества (пункт 12).
Не владеющий собственник может обратиться только с виндикационным иском об истребовании имущества - объекта недвижимости из незаконного владения.
Согласно пункту 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В рассматриваемом споре истец не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ истец по виндикационному иску обязан доказать свое право собственности (если иск заявлен законным владельцем - иное право) на спорную вещь.
Следовательно, доказыванию подлежат следующие обстоятельства: наличие у истца законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, сохранившуюся в натуре, утрату истцом фактического владения вещью, а также нахождение ее в незаконном владении ответчика.
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время имущество фактически находится во владении ПАО "ЗиО-Подольск" и ООО "ААЭМ", за которыми зарегистрировано право собственности на него. Данный факт ответчиком не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено, что истребуемые защитные сооружения гражданской обороны не были включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации.
Из приватизационных документов также не усматривается различное определение правовой судьбы приватизируемого имущества и подвальных помещений либо частей подвальных помещений, в связи с чем презюмируется единство правовой судьбы имущества в целом.
Следовательно, договор аренды с правом выкупа заключен на законных основаниях и с письменного согласия Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом, выраженного в письме от 21.11.1991 N 06-03/824.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку заключение договора имело место до принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что приватизация спорного имущества проведена в соответствии с требованиями законодательных актов, действовавших на момент совершения сделки.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности равен трем годам.
Случаи, когда исковая давность не применяется, установлены в статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из разъяснений пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В силу пункта 10 указанного Постановления согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ) (п. 15).
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что о нарушении своего права узнал в 2015 году - из обращения ПАО "ЗиО-Подольск" о снятии с учета защитных сооружений ввиду экономической нецелесообразности их восстановления.
Вместе с тем, заявителем не оспаривается, что в соответствии с п. 5.10. Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями проводить в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначать и проводить документальные и иные проверки юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Между тем, с момента выкупа спорных помещений ни истец, ни иные органы публичной власти не проявляли себя в качестве представителей собственника убежищ и форме, необходимой для результативного и своевременного обеспечения его интересов.
Ведение учета объектов федеральной собственности в хронологии их возникновения и пользования (в том числе балансового учета) иных лиц, а также обеспечение передачи данной информации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, является обязанностью Территориального Управления Росимущества в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Указанная обязанность как способ реализации одной из функций учета состояния, владения и распоряжения федеральными объектами является длящейся, не зависит от момента возникновения такого объекта и первоначального, а также производных прав на него, и соответствует объему компетенционных прав указанной службы. При этом данные о систематизированном учете таких объектов предполагаются имеющимися с учетом наличия соответствующих прав и обязанностей у правопредшественников службы - Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства имущественных отношений в лице его структурных подразделений.
Учитывая изложенное, заявителем жалобы не представлено доказательств того, что Российская Федерация, полагая себя собственником спорных защитных сооружений, на протяжении более чем 25 лет проявляла интерес к данному имуществу, учитывала его в качестве объекта федеральной собственности.
Данное поведение лица, не осуществляющего непосредственное владение принадлежащим ему имуществом, не соответствует разумному и предусмотрительному поведению собственника.
При этом ответчики в соответствии с требованиями закона обеспечили надлежащую внешнюю легитимацию себя в качестве собственников спорного имущества, осуществив своевременную регистрацию права в БТИ и органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения заявлены за пределами срока исковой давности.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности при наличии об этом заявления надлежащего лица является основанием к отказу в иске.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2016 года по делу N А41-13778/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13778/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф05-280/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области
Ответчик: ООО "Альстом Атомэнергомаш", ПАО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ЗИО-ПОДОЛЬСК"
Третье лицо: ГК по атомной энергии "Росатом", Главное управление МЧС России по Московской области