Требование: о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А55-20185/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Мэрии городского округа Тольятти - Якуниной А.А. (доверенность от 02.12.2015 N 10333/1),
представителя Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства Лада" - Маркеловой Т.П. (доверенность от 11.01.2016 N 55),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Транзит" - Архангельского Е.А. (доверенность от 05.09.2016, ордер от 05.09.2016 N 0326),
представитель Индивидуального предпринимателя Микичяна Гамлета Жораевича - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Восточно-сибирская снабженческая компания" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "ДЭТА" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Микичяна Гамлета Жораевича,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2016 года делу N А55-20185/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Микичяна Гамлета Жораевича (ОГРНИП 305632032500049, ИНН 632306973800), г.Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741), г.Тольятти,
с участием третьих лиц:
ФГБУ "ФКП Росреестра", г.Самара,
общества с ограниченной ответственностью "Восточно-сибирская снабженческая компания" (ОГРН 1033801749244, ИНН 3812062422), г.Иркутск,
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства Лада" (ОГРН 1056320274120, ИНН 6321160744), г.Тольятти,
общества с ограниченной ответственностью "ДЭТА" (ОГРН 1036301084357, ИНН 6321122932), г.Жигулевск,
общества с ограниченной ответственностью "Транзит" (ОГРН 1146320019141, ИНН 6321362490), г.Тольятти,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Микичян Гамлет Жораевич (далее - заявитель, ИП Микичян Г.Ж.) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) о признании незаконным отказ мэрии городского округа Тольятти в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, для целей не связанных со строительством, а именно для оказания бытовых услуг населению (автомойка), выраженный в письме от 29.07.2015 г. N 6275/5.
Об обязании мэрию городского округа Тольятти по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения земельного участка площадью 800 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, для целей не связанных со строительством, для оказания бытовых услуг населению (автомойка), в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством и публикации информационного сообщения о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации (т.1 л.д.2-4).
При рассмотрении дела стороны заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2015 утверждено мировое соглашение от 09.12.2015 между ИП Микичяном Г.Ж. и Мэрией городского округа Тольятти:
1) Настоящее мировое соглашение заключается сторонами в соответствии главой 15 АПК РФ для целей устранения по обоюдному согласию возникшего спора.
2) Учитывая тот факт, что схема испрашиваемого земельного участка ранее утверждалась мэрией городского округа Тольятти, в рамках действия переходных положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в целях устранения возникшего спора, исключения возможных негативных последствий для органа местного самоуправления в виде взыскания понесенных Заявителем судебных расходов, Заинтересованное лицо обязуется в течение десяти дней с момента утверждения судом настоящего мирового соглашения внести земельный участок площадью 800 кв. м, с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, для целей не связанных со строительством, для оказания бытовых услуг населению (автомойка), в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством и опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации.
3) Судебные расходы, расходы по оплате услуг адвокатов, представителей и любые иные расходы сторон, связанные прямо и/или косвенно с указанным делом, сторонами друг другу не возмещаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.
Производство по делу N А55-20185/2015 прекращено (т.1 л.д.83-85).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 определение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2015 по делу N А55-20185/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.2 л.д.192-198).
При новом рассмотрении определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Восточно-Сибирская снабженческая компания", Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства Лада", ООО "ДЭТА" (ликвидировано), ООО "Транзит".
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2016 по делу N А55-20185/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.154-162).
В апелляционной жалобе ИП Микичян Г.Ж. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.3-8).
Мэрия апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ООО "Транзит" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства Лада" апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей ИП Микичяна Г.Ж., ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Восточно-сибирская снабженческая компания", ООО "ДЭТА".
В судебном заседании представитель Мэрии отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель ООО "Транзит" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Планета детства Лада" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:109, уточненной площадью 800 кв.м., с разрешённым использованием - для проектирования и строительства мойки легковых автомобилей па 2 поста с кафе на 25 посадочных мест и инженерно-техническим обеспечением, категория земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б. Сведения о правообладателе в ГКН отсутствуют.
Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН по заявлению Мэрии г.о. Тольятти от 07.08.2007 N 09-4-7/07-11 17-У о постановке на кадастровый учет на основании Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 15.01.2007 N 61-1/П "О предварительном согласовании ООО "ДАЛАГТ" места размещения мойки легковых автомобилей на 2 поста с кафе на 25 посадочных мест и инженерно-техническим обеспечением по ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б Автозаводского района г. Тольятти", Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 17.05.2007 N 1227-1 /II "О внесении изменений в постановление Мэрии г.о. Тольятти от 15.01.2007 N 61- 1/П", Описания земельных участков от 2007, выполненного МУ "Архитектура и градостроительство".
Заявитель обратился в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением от 19.06.2015 вх.N 6309-вн/1 о предоставлении земельного участка площадью 800 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, для целей не связанных со строительством, а именно для оказания бытовых услуг населению (автомойка) (далее - испрашиваемый участок).
Письмом от 29.07.2015 N 6275/5 Мэрия городского округа Тольятти сообщила, что предоставление испрашиваемого участка в аренду не возможно, так как в связи со вступившими в силу с 01.03.2015 изменениями и дополнениями в Земельный кодекс РФ ст.34 признана утратившей силу.
Таким образом, заинтересованным лицом фактически отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ИП Микичян Г.Ж. указывает, что испрашиваемый участок прошел государственный кадастровый учет, имеется кадастровый номер 63:09:0000000:109, что подтверждается кадастровым паспортом.
Пунктом 18 постановления Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1 /п предусмотрены основания для отказа в предоставлен испрашиваемого земельного участка. Заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Перечень оснований для отказа является исчерпывающим. При этом основания, изложенные в оспариваемом отказе, в данном перечне отсутствуют.
По смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ целью утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является последующий его кадастровый учет.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок прошел государственный кадастровый учет, следовательно, вопрос его предоставления в аренду должен рассматриваться в порядке, определенном ст.34 ЗК РФ вплоть до 2018 года.
По мнению Мэрии, Микичян Г.Ж. обратился в Мэрию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством 19.06.2015, схема расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, не утверждалась, схема земельного участка ранее, в 2007 году утверждена ООО "ДАЛАГТ" в целях строительства мойки легковых автомобилей на 2 поста с кафе на 25 посадочных мест и инженерно-техническим обеспечением, статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утратила силу 01.03.2015, поэтому основания для предоставления заявителю земельного участка отсутствовали.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства Лада", ООО "Транзит" также возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Поскольку спорные правоотношения связаны с реализацией публичной процедуры предоставления в аренду земельного участка, к данным правоотношениям подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ статья 34 ЗК РФ признана утратившей силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, введенной в действие 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Переходными положениями, закрепленными в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Исходя из буквального содержания вышеуказанной правовой нормы, при отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка по состоянию на 01.03.2015, предоставление земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ недопустимо.
В том случае, если схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по обращению заявителя была утверждена, земельный участок поставлен на кадастровый учет, применению подлежит статья 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 800 кв.м, с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, в 2007 году предварительно согласовывался с Мэрией, формировался и предоставлялся ООО "ДАЛАГТ" по договору аренды в целях проектирования и строительства мойки легковых автомобилей на 2 поста с кафе на 25 посадочных мест и инженерно-техническим обеспечением.
Постановлением мэра городского округа Тольятти от 15.01.2007 N 61-1/п ООО "ДАЛАГТ" предварительно согласованы места размещения мойки легковых автомобилей на 2 поста с кафе на 25 посадочных мест и инжебнерно-техническим обеспечением по ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б Автозаводского района г.Тольятти, утвержден акт выбора земельного участка под строительство.
В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 03.12.2007 N 3909-1/п между мэрией городского округа Тольятти и ООО "ДАЛАГТ" заключен договор аренды земельного участка от 07.02.2008 N 1732, по условиям которого, арендодатель предоставляет во временное владение и пользование (аренду), а арендатор принимает земельный участок, предназначенный для проектирования и строительства мойки легковых автомобилей на 2 поста с кафе на 25 посадочных мест с инженерно-техническим обеспечением, адрес земельного участка: по улице Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б Автозаводского района г. Тольятти, площадью 800,00кв.м.
На основании решения Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2011 года по делу N А55-25693/2010 договор аренды земельного участка N 1732 от 07.02.2008 расторгнут.
Таким образом, земельный участок по адресу: г.Тольятти, Автозаводский район, улица Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б сформирован в порядке статьи 30, 31 ЗК РФ - для строительства, предоставление указанного участка регулируется частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171.
При отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка по состоянию на 01.03.2015, предоставление земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ недопустимо и переходные положения, установленные частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяться не могут.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что утверждение и выдача схемы расположения земельного участка в соответствии с ранее действующим законодательством в целях последующего формирования земельного участка, как объекта недвижимости, являлись лишь этапом принятия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, не влекло безусловной обязанности органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка в аренду, права и законные интересы ИП Микичян Г.Ж. в сфере предпринимательской деятельности отказом мэрии не нарушены.
Спор между ИП Микичян Г.Ж. и Мэрией г.о.Тольятти затрагивает законные права и интересы АНО ДО "Планета детства "Лада" в части соблюдения Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", лицензионных требований, а так же санитарных правил и норм по организации деятельности детского сада N 160 "Дубравушка".
АНО ДО "Планета детства "Лада" - самостоятельное юридическое лицо, осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с Законом РФ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
В структуре АНО находится 50 детских садов. Каждый сад действует на основании положения о детском саде, не является юридическим лицом и не наделен правами самостоятельно хозяйствующего субъекта.
АНО является дошкольной образовательной организацией. Основной вид деятельности АНО - дошкольное образование, которое включает: реализацию программ дошкольного образования присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Право АНО на осуществление образовательной деятельности подтверждено Лицензией 17 марта 2014 года N 5256, выданной Министерством образования и науки Самарской области.
На основании данной лицензии осуществляют деятельность все 50 детских садов АНО. в том числе и детский сад N 160 "Дубравушка".
Детский сад N 160 "Дубравушка" осуществляет воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух до семи лет.
Дети находятся в детском саду в режиме 24-часового (круглосуточного) пребывания в течение рабочей недели.
По состоянию на 01.06.2016 в детском саду N 160 "Дубравущка" численность воспитанников составляет 313 человек, численность работников - 72 человека.
Федеральным законом "Об образовании в РФ" (статья 64) установлено, что дошкольное образование направлено на развитие у ребенка физических, интеллектуальных нравственных, эстетических и личностных качеств, а также на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий
- обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (далее - санитарные правила) распространяются на все дошкольные образовательные организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.
Санитарные правила устанавливают следующие требования к устройству и содержанию детского сада:
Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно- защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок (пункт 2.1).
- Уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольных образовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки (пункт 3.4).
Эти же санитарные правила устанавливают следующий режим работы детского сада и организации жизнедеятельности детей:
- Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию (пункт 11.4).
- Продолжительность ежедневных прогулок детей составляет 3-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения ( пункты 11.5-11.6)
- Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
- В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года (пункт 8.5)
- Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.
- В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (пункт 8.6)
- Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей (групповых, игровых, спальнях, залах для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест (пункт 8.8)
Таким образом, воспитанники и работники детского сада N 160 "Дубравушка" (390 человек) находятся в постоянном контакте с окружающей средой.
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в целях обеспечения безопасности населения устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона).
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта.
Оспариваемый земельный участок расположен напротив входа в детский сад N 160 "Дубравушка". Предполагаемая цель использования земельного участка не связана со строительством и направлена на оказание услуг населению (автомойка).
Расстояние между детским садом и земельным участком составляет 20 метров и не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74).
Указанными санитарными правилами (СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03) в разделе 7.1.12. установлены следующие санитарно-защитные зоны на объектах оказания услуг:
КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м
16. Мойка автомобилей с количеством постов от 2 до 5.
КЛАСС V - санитарно-защитная зона 50 м
9. Мойка автомобилей до двух постов.
Также данными санитарными правилами (пункт 5.1.) установлено "В санитарно- защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, детские площадки, образовательные и детские учреждения".
Размещение на оспариваемом земельном участке автомойки потенциально нарушает интересы АНО и законодательно установленные правовые нормы.
При получении лицензии на образовательную деятельность АНО предоставило в лицензирующий орган - Министерство образования и науки Самарской области документы, подтверждающие наличие у АНО зданий и территорий для осуществления образовательной деятельности, соответствующих законодательно установленным санитарным требованиям, требованиям безопасности, охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников.
В случае размещения автомойки в непосредственной близости от детского сада N 160 "Дубравушка" сделает для АНО потенциально невозможным выполнение законодательно установленных санитарных норм и лицензионных требований.
Согласно Федеральному закону N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и Положению "О лицензировании образовательной деятельности" несоответствие у лицензиата зданий и территорий требованиям, установленным законодательством, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
В случае выявления нарушений к образовательной организации в установленном порядке применяются следующие меры: административное взыскание, приостановка действия лицензии на образовательную деятельность или отзыв лицензии.
В случае нарушения АНО лицензионных требований приостановка (или отзыв) лицензии будет распространяться на деятельность всей организации (50 детских садов), а не только детского сада N 160 "Дубравушка".
Таким образом, АНО не вправе будет принять в детские сады свыше 14 500 воспитанников либо будет вынуждено закрыть данный детский сад.
Размещение автомойки в непосредственной близости от детского сада нарушает правовые нормы: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Согласно материалам арбитражных дел N А55-8644/2011, А55-25693/2010 между ООО "ДАЛАГТ" и Мэрией рассматривались споры о размещении автозаправочной станции и расторжении договора аренды земельного участка кадастровый номер 63:09:0000000:109, в качестве третьих лиц по которым привлекались АНО "Планета детства "Лада", ТУ Роспотребнадзора Самарской области, ООО "Дэта" - собственник земельного участка и рядом находящейся АЗС - правопредшественник ООО "ТРАНЗИТ" (свидетельство о государственной регистрации права от 30.12.2014).
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения собственника земельного участка и рядом находящейся АЗС и АНО "Планета детства "Лада" в качестве третьих лиц при рассмотрении арбитражных дел N А55-8644/2011, NА55-25693/2010 не изменились и при рассмотрении настоящего дела NА55-20185/2015.
Судом первой инстанции принято во внимание решение Автозаводского районного суда г. Тольятти по гражданскому делу N 2-192/2011, в соответствии с которым ООО "ДАЛАГТ" обязано снести самовольно установленный на земельном участке по адресу: г Тольятти, ул. Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, между домами N 8 и N 1 по ул. Маршала Жукова, (детский сад N 160 "Дубравушка"), объекты капитального строительства.
Из названного судебного акта следует, что в ходе рассмотрения гражданского дела на основании показаний эксперта ТУ Роспотребнадзора Самарской области Гарлановой Е.В. установлено, что на прилегающей территории, в том числе детского сада "Дубравушка" АНО "Планета детства "Лада" фон шумового загрязнения существенно превышает норму, в связи с чем не допускается размещение объектов и производств, являющихся источниками загрязнения.
Указанная ситуация с загрязнением не изменилась и в настоящее время, в связи с чем утверждение мирового соглашения существенно затрагивает права и законные интересы общества и его работников.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с часть 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ мэрии городского округа Тольятти в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, восточнее квартала 3-Б, кадастровый номер 63:09:0000000:109, для целей не связанных со строительством, а именно для оказания бытовых услуг населению (автомойка), выраженный в письме от 29.07.2015 N 6275/5, является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2016 года делу N А55-20185/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20185/2015
Истец: ИП Микичян Гамлет Жораевич
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: АНО "Планета детства Лада", АНО дошкольного образования "Планета дества Лада", ИП Микичян Г.Ж., ООО "Восточно-сибирская снабженческая компания", ООО "Дэта", ООО "Транзит", ООО "Транзит" (адвакат Архангельский Е.А.), Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15833/16
10.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11285/16
05.07.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20185/15
24.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5964/16
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-20185/15