г. Челябинск |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А07-27915/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2016 по делу N А07-27915/2015 (судья Айбасов Р.М.).
Остапчук Наталия Геннадиевна (далее - Остапчук Н.Г., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), Управлению земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - Управление) о признании отказа Администрации, выраженного в письме Управления исх. N О-8444, 9228, 9849 от 21.08.2015 в части предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 недействительным, об обязании Администрации в лице Управления принять решение о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером 02:55:040311:171, площадью 11048 кв. м категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Уфа, р-н Калининский, ул. Высоковольтная, 15, в собственность Остапчук Н.Г., направив в ее адрес проект договора купли-продажи земельного участка в установленном законом порядке и в установленный законом срок (с учетом ходатайства об отказе от иска в части, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), т.2 л.д. 27).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 АПК РФ привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда от 12.07.2016 (резолютивная часть от 06.07.2016) требования удовлетворены, отказ Администрации в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171, выраженный в письме Управления от 21.08.2015 N 0-8444, 9228, 9849, признан незаконным ввиду несоответствия статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Так же суд обязал Администрацию в лице Управления в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить в адрес Остапчук Н.Г. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171, площадью 11 048 кв. м, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Высоковольтная, 15 (т.2 л.д. 50-65).
В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:58 входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ отнесен к землям, ограниченным в обороте. Учитывая данное обстоятельство, апеллянт считает, что отказ в продаже земельного участка на основании его включенности в генеральный план развития, утвержденный до обращения собственника с заявлением о выкупе земельного участка, является правомерным.
Также апеллянт ссылается на то, что испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040311:58.
Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, Остапчук Н.Г. пропущен срок для оспаривания ненормативного правового акта, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ.
К дате судебного заседания заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Остапчук Н.Г. на основании договора купли-продажи нежилых помещений от 13.07.2012 на праве собственности принадлежат нежилые строения, состоящие из административных, производственных и складских зданий, кол-во этажей 3, общей площадью 4326,7 кв. м, кадастровый номер объекта: 02:401:9921:000:467, инв. N 9921 (лит. А, Б, В, ВI, BII, BIII, Г, Г1, Д, Д1, Е, Е1, Ж, З, И) (т.1 л.д. 29).
Указанные нежилые строения расположены по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 15, в Калининском районе города Уфы, Республика Башкортостан на земельном участке, категория земель - земли населенных пунктов общей площадью 13 687,31 кв. м, с кадастровым номером 02:55:040311:58 (т. 1 л.д. 31-39).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Резервирование земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд оформлено решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Согласно перечню земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд названным ненормативным актом, в числе таких участков указан земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:58 (т. 1 л.д. 144).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58 (кадастровый паспорт, т. 1 л.д. 31-32).
Из сопоставления схем расположения земельных участков и их конфигурации в составе кадастрового паспорта, следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171 расположен внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58.
17.06.2015 Остапчук Н.Г. обратилась в Управление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 в собственность.
Управление письмом от 21.08.2015 N О-8444, 9228, 9849 на обращения заявителя сообщило Остапчук Н.Г., что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером, 02:55:040311:171 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58, находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р.Уфы. В связи с этим предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 не представляется возможным (т. 1 л.д. 27-28).
Письмо от 21.08.2015 вручено представителю Остапчук Н.Г. (т. 1 л.д. 108).
Заявитель, полагая отказ в предоставлении в собственность указанного земельного участка незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Остапчук Н.Г., исходил из того, что территориальное расположение земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58 не означает включение испрашиваемого земельного участка в границы зарезервированных территорий или в границы красных линий. Учитывая недоказанность обстоятельств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, судом не было установлено объективных препятствий для приватизации земельного участка, в связи с чем, оспариваемый заявителем отказ суд первой инстанции признал несоответствующим ст. 39.20 ЗК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения от 28.01.2015 N 41/6) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Норма ст. 49 ЗК РФ регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь, разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 названного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, из системного толкования указанных норм и норм части 1 и подпункта "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также изложенной правовой позиции следует, что разработка красных линий в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Постановлением правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, резервирование земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка произведено решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Согласно перечню земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд названным ненормативным актом, в числе таких участков указан земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:58 (т. 1 л.д. 144).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171, испрашиваемый заявителем, в названный перечень не входит.
То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58 не может являться безусловным основанием для вывода о резервировании вновь образованного земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58 (кадастровый паспорт, т. 1 л.д. 31-32).
Из сопоставления схем расположения названных земельных участков и их конфигурации в составе кадастрового паспорта, сведений, предоставленных Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа, следует территориальное размещение земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:58.
Однако такое территориальное расположение, безусловно, не означает включение испрашиваемого земельного участка в границы зарезервированных территорий.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полоса.
Таким образом, утверждение проекта планировки, предусматривающего строительство новых улиц, предопределяет установление красных линий, обозначающих планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
При этом из фактических обстоятельств настоящего дела не усматривается, что границы испрашиваемого земельного участка входят либо в границы зарезервированных земель, либо в границы красных линий.
Из графической части предоставленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выкопировки из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171 входит в границы зарезервированных земель либо в границы красных линий.
Из писем Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7-8713/ПР от 28.10.2015, N 7-2860/ПР от 26.04.2016 следует, что в соответствии с Решением совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республика Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 02:55:040311:171 не зарезервирован, и не находится в границах красных линий.
Таким образом, фактические обстоятельства настоящего дела не позволяют суду сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, в связи с чем, при отсутствии иных объективных препятствий для приватизации земельного участка, оспариваемый заявителем отказ следует признать несоответствующим ст. 39.20 ЗК РФ.
Ссылки апеллянта на то, что испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040311:58 судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Пунктом 25 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Доказательства несоразмерности земельного участка с кадастровым номером 02:55:040311:171 для эксплуатации объектов, расположенных на нем заинтересованными лицами в порядке ст. 65, 131, 200 АПК РФ не представлено, ходатайства о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ для оспаривания ненормативных правовых актов судебной коллегией не принимаются.
Согласно штампу на экземпляре письма Управления, выданного заявителю, следует, что письмо получено представителем заявителя 12.11.2015 (т. 1 л.д. 108). Иного суду не доказано.
Учитывая дату обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением (01.12.2015), срок не пропущен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При совокупности изложенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам ст. 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2016 по делу N А07-27915/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27915/2015
Истец: ИП Остапчук Наталия Геннадиевна, Остапчук Н Г
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства г. Уфы, УЗИО г. Уфы