г. Саратов |
|
31 мая 2017 г. |
Дело N А06-7547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Веряскиной С.Г., Грабко О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ахтубинский район"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2016 года по делу N А06-7547/2016 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоВодСтрой" (414000, г. Астрахань, ул. Николая Островского, д. 61, помещение 64, ОГРН 1123019000070, ИНН 3019002293)
к администрации муниципального образования "Ахтубинский район" (416500, Россия, г.Ахтубинск, Астраханская область, ул Волгоградская, 141),
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие ЖКХ "Универсал" (416503, Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Лесхозная, д. 8А, ОГРН 1153022000152, ИНН 3022003410)
о признании недействительными пунктов 2.2., 2.3., 3 распоряжения от 25.03.2016 N 130-р,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоВодСтрой" (далее - ООО "ЭнергоВодСтрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области (далее- администрация МО "Ахтубинский район", Администрация) о признании недействительными п.п. 2.2, 2.3, 3 распоряжения N 130-р от 25.03.2016 года в части передачи имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Универсал".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Астраханской области N 13-Пр от 04.02.2016 года "О передаче имущества из государственной собственности Астраханской области в муниципальную собственность муниципального образования "Ахтубинский район" безвозмездно передано имущество, относящееся к системам водоснабжения.
Администрацией МО "Ахтубинский район" было принято распоряжение N 130-р от 25.03.2016 года "О приеме имущества из государственной собственности Астрхаанской области в муниципальную собственность МО "Ахтубинский район"".
Указанным распоряжением Администраций МО "Ахтубинский район", в том числе, передано имущество в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Универсал", относящееся к системам водоснабжения.
Не согласившись с указанным распоряжением в части передачи имущества, относящегося к системам водоснабжения в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Универсал", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Администрация МО "Ахтубинский район" не являясь собственником объектов централизованной системы холодного водоснабжения, распорядилась этим имуществом, закрепив его в хозяйственное ведение за МУП ЖКХ "Универсал".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности могут быть расценены решения и действия (бездействие) соответствующих органов, которые, в том числе, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности, лишают его каких-либо прав или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Правительство Астраханской области своим распоряжением N 13-Пр от 04.02.2016 передало безвозмездно из государственной собственности Астраханской области в муниципальную собственность муниципального образования "Ахтубинский район" имущество, относящееся к системам водоснабжения.
В соответствии с пунктом 3 данного постановления право собственности МО " Ахтубинский район" возникает со дня подписания передаточного акта, но не позднее установленного законом срока для утверждения передаточного акта.
04 февраля 2016 года сторонами подписан и утвержден акт приема-передачи имущества в соответствии с распоряжением N 13-Пр от 04.02.2016.
Администрация муниципального образования "Ахтубинский район" не оспаривает тот факт, что торги по передаче спорного имущества не проводились. При этом в апелляционной жалобе указывает на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416 -ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом из содержания норм статьи 51 Закона N 131-ФЗ и статьи 209 ГК РФ следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.
В частности такие ограничение установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.
Частью 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В части 2 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ указано, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Таким образом, организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения является вопросом местного значения, однако с учетом положения части 2 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ полномочия органа местного самоуправления по передаче такого имущества как централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем могут быть реализованы только по договорам аренды объектов водоснабжения и водоотведения или по концессионным соглашениям.
Единственное исключение законодатель установил для передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Кроме того, согласно части 6 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым (часть 5 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ).
Поскольку централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, в отношении которого установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, то закрепление его на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием незаконно.
Целями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в соответствии со статьей 1 являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- создание дискриминационных условий.
Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Статья 4 Закона N 135-ФЗ определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения. Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Согласно статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ и на статью 1 Закона N 135-ФЗ, Администрацией была нарушена публичная процедура (проведение конкурса) передачи муниципального имущества. Подобное нарушение препятствует развитию конкуренции и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить право пользования муниципальным имуществом на конкурсной основе, предусмотренной федеральным законодательством.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 304-КГ16-21340, Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.2012 N ВАС-9649/12, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2017 по делу N А45-4339/2016, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2017 по делу N А06-7816/2016.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на передачу объектов водоснабжения муниципальному предприятию с целью необходимости обеспечения бесперебойного водоснабжения не состоятельны, так как не представлено доказательств отсутствия эксплуатанта у сетей водоснабжения на момент издания оспариваемого постановления.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству и нарушении им гражданских прав и охраняемых законом интересом заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2016 года по делу N А06-7547/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7547/2016
Истец: ООО "ЭнергоВодСтрой"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Ахтубинский район", Администрация муниципального образования "Харабалинский район", МУП ЖКХ "Универсал"
Третье лицо: МУП ЖКХ "Универсал", ООО "ЭнергоВодСтрой"