Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2017 г. N Ф05-22204/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о внесении изменений в договор аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А40-220153/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Солоповой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента городского имущества г. Москвы, ОАО "МОСКОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2016,
по делу N А40-220153/15 (37-438), принятое судьей Скачковой Ю.А.,
по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, адрес: 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
к ОАО "МОСКОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ" (ОГРН 1027739308222, ИНН 7724051468, адрес: 141207, Московская обл., Пушкинский район, г. Пушкино, ул. 1-я Серебрянская, д.21)
об изменении договора аренды земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца: Нагорная М.Ю. (по доверенности от 24.12.2015 г.), Куразаева О.И. (по доверенности от 30.12.2015 г.),
от ответчика: Горяев А.П. (по доверенности от 28.07.2016 г.),
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Московский комбинат хлебопродуктов" о внесении в договор аренды от 14.02.1996 N М-05-004357 земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 6-ая Радиальная, вл. 7, изменений в соответствии с условиями проекта дополнительного соглашения к указанному договору со всеми приложениями, определив новые условия договора. Иск заявлен со ссылкой на ст.ст. 450, 452, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2016 по делу N А40-220153/15 в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что истец в нарушение требований 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал и не обосновал заявленные исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Департамент просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
Ответчик в апелляционной жалобе просит исключить из мотивировочной части решения указания на то, что с 01.01.2011 г. размер арендной платы по Договору аренды рассчитывается исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости. Указывает на несоответствие выводов суда в этой части фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца и ответчика поддержали требования апелляционных жалоб по изложенным в них мотивам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14 февраля 1996 года между Московским земельным комитетом (правопредшественником истца, арендодателем) и АООТ "Московский комбинат хлебопродуктов" (правопредшественником ответчика, арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N М-05-004357 (далее - Договор аренды земельного участка), согласно п.п. 1.1, 1.2. которого (в редакции дополнительного соглашения N М-05004357/5 от 26.06.2002 г.) арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, ул. 6-ая Радиальная вл. 7, кадастровые номера: N 77:05:0010002:4 и N 77:05:1000200:3, общей площадью 438438 кв.м., в том числе участок "1" указан в Приложении N 2, площадью 429563 кв.м. и участок "2" указан в Приложении 2, 2а площадью 8875 кв.м., для эксплуатации зданий и сооружений с целью хранения и переработки зерна, осуществления других видов деятельности согласно Уставу, на земельном участке "2" площадью 8875 разрешается организация крытой автостоянки для работников комбината сроком на 3 (три) года.
В соответствии с п. 2.1. Договора аренды земельного участка он заключен на 49 лет.
Дополнительным соглашением N М-05-004357 от 16.07.2010 г. (зарегистрирован в Управлении Росреестра по Москве) к Договору аренды земельного участка на основании писем Департамента продовольственных ресурсов города Москвы от 10.02.2010 N И/10-15/0 и 09.02.2010 N И/01-32/0, п. 9.9. Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, кадастрового паспорта земельного участка от 19.04.2010 N 77/501/10-38671 установлен размер ежегодной арендной платы в рублях согласно Приложению N 1 к дополнительному соглашению.
В соответствии с Приложением N 1 к указанному дополнительному соглашению расчет годовой арендной платы за весь земельный участок на 2010 год произведен по ставке арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков (1745952 008 руб. - "1", 76122640,07 руб. - "2"), а с 01.01.2011 г. расчет арендной платы за весь земельный участок произведен по ставке арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости участков. С 01.01.2011 г. годовая арендная плата за весь земельный участок по Договору аренды земельного участка составила 27331119 руб. 72 коп.
Распоряжением Правительства Москвы N 1435-РП от 02.08.2005 в целях рационального и эффективного использования городских земель, расширения объемов производства и проведения модернизации ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", а также во исполнение постановления Правительства Москвы от 25 марта 2003 г. N 188-ПП "О принятии решений о перебазировании, реформировании, ликвидации предприятий и организаций на территории города Москвы" принято решение о реформировании части производственной территории площадью 26 га ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", расположенного по адресу: 6-я Радиальная ул., д. 7, стр. 19-22, 25-31, 33-34, 47, и комплексной застройке в 2005-2012 гг., включающей строительство многофункционального жилого комплекса, а также объектов социальной инфраструктуры: школы, детских дошкольных учреждений и других объектов.
На основании указанного распоряжения между Правительством Москвы (администрация) и ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" (инвестор) 01 июня 2006 года был заключен инвестиционный контракт N 13-065086-5501-148-00001-06 (далее - Инвестиционный).
Согласно п. 2.1. Инвестиционного контракта его предметом является реализация в 2005-2012г.г. инвестиционного проекта по реформированию части производственной территории площадью 26 га по адресу: 6-я Радиальная ул. д. 7, стр. 19-22,25-31,33-34,47 и комплексной застройке; включающей строительство: многофункционального жилого комплекса, объектов социальной инфраструктуры, школы, детских дошкольных учреждений и других объектов. Площадь и количество объектов предусматривается в проекте планировки и акте разрешенного использования на строительство.
Как указано в п. 2.3. Инвестиционного контракта, на момент его заключения строительная площадка не свободна и подлежит освобождению инвестором от нижеуказанных строений, принадлежащих инвестору по праву собственности, расположенных по адресу: 6-я Радиальная улица д. 7 в составе строений: 1-17. 20-22, 24-31. 33-44, 47, 48, 50-62. (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 04.06.2013 года).
На основании распоряжения Правительства Москвы от 02.08.2005 г. N 1435-РП, Постановления Правительства Москвы от 14.10.2008 г. N 948-ПП, градостроительного плана земельного участка N RU77-111000-000035 (регистрационный номер 77-ГК73.1.23.000049 от 14.04.2009 г.) и градостроительного плана земельного участка NRU77-111000-000038 (регистрационный номер 77-ГК/3.1.23.000048 от 14.04.2009 г.), с учетом положений Инвестиционного контракта, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" 4 августа 2010 года было заключено дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка (далее - Дополнительное соглашение от 04.08.2010 г.).
На основании п.1.1.Дополнительного соглашения от 04.08.2010 г. стороны дополнили Договор аренды земельного участка пунктом 4.3., согласно которому принято к сведению, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 02.08.2005 года N 1435-РП предусмотрено реформирование части производственной территории площадью 26 га ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", расположенного по адресу: 6-я Радиальная улица, вл. 7, стр. 19-22, 25-31, 33-34, 47 и комплексной застройке в 2005-2012 г.г. включая строительство: многофункционального жилого комплекса; объектов социальной инфраструктуры: школы, детских дошкольных учреждений и других объектов.
В силу п. 3 Дополнительного соглашения от 04.08.2010 г. считаются утратившими силу пункты Договора аренды земельного участка и Приложений к нему, в части противоречащей настоящему соглашению.
При таких данных суд первой инстанции пришел к выводу, что стороны установили, что земельные участки, переданные ответчику в аренду по Договору аренды земельного участка, предоставлены для комплексного жилищного строительства в соответствии с распорядительными документами Правительства города Москвы и заключенным Инвестиционным контрактом.
Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 253-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2005 года N1435-РП" реформирование и комплексная застройка производственной территории общей площадью 43,8438 га, расположенной по адресу: ул. 6-я Радиальная д. 7, включает строительство ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" многофункционального жилого комплекса, объектов социальной инфраструктуры: школы, детских дошкольных учреждений и других объектов, в том числе объектов городских магистральных инженерных коммуникаций, и осуществляется в две очереди строительства. Срок строительства и ввод в эксплуатацию объектов I очереди строительства до 1 апреля 2015 года, срок проектирования и получения разрешения на строительство объектов II очереди строительства - до 31 декабря 2014 года.
Распоряжением Правительство города Москвы от 30 апреля 2014 года N 215-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2005 года N 1435-РП" Распоряжение Правительства Москвы N 1435-РП дополнено технико-экономическими показателями строительства, продлены сроки строительства некоторых объектов социальной инфраструктуры II очереди строительства, установило порядок распределения площадей объектов, после завершения строительства.
В связи с этим были заключены соответствующие дополнительные соглашения к Инвестиционному контракту (дополнительное соглашение N 1 от 04.07.2013 г. и N 2 от 25.05.2014 г.) и Договору аренды земельного участка (дополнительное соглашение от 14.06.2013 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2014 N 215-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2005 г. N 1435-РП", дополнительным соглашением N 2 к Инвестиционному контракту от 26.05.2014 г., Приложениями NN 1 и 2 к дополнительному соглашению N 2 к Инвестиционному контракту от 02.06.2006 г. Департамент подготовил и направил ответчику проект дополнительного соглашения к Договору аренды земельного участка об увеличении арендной платы по сроку строительства.
Проект Дополнительного соглашения имеет следующую редакцию:
"1. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2014 N 215-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2005 г. N 1435-РП", решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 27.03.2014 (протокол N 10 п. 21) внести изменения в договор аренды земельного участка от 14.02.1996 N М-05-004357, именуемый в дальнейшем "Договор":
1.1. Изложить пункт 4.8 раздела "4. Особые условия" Договора в следующей редакции:
"4.8. Установить, что после завершения строительства объектов I и II очереди строительства Арендатор обязан представить в Департамент городского имущества города Москвы соответствующую документацию на построенные объекты капитального строительства, переходящие в собственность города Москвы в лице департамента городского имущества города Москвы, в целях государственной регистрации права собственности города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы в установленном порядке."
1.2. Дополнить раздел "4. Особые условия" Договора следующим пунктом:
"4.10. Арендатору осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры:
- в срок до 31 декабря 2014 г. - дошкольное образовательное учреждение с бассейном на 140 мест (I очередь строительства); общеобразовательная школа на 825 мест (I очередь строительства);
- в срок до 31 декабря 2015 г. - поликлиника на 750 помещений в смену (II очередь строительства);
- в срок до 1 августа 2016 г. - дошкольное образовательное учреждение с бассейном на 320 мест (II очередь строительства); общеобразовательная школа на 825 мест (II очередь строительства)."
1.3. Пункт 4.9 раздела "4. Особые условия" признать утратившим силу.".
Также проект Дополнительного соглашения содержит Приложение N 1 с указанием исходных данных для расчета ежегодной арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков и ставки арендной платы в размере 1,5%, а именно: с 01.01.2014 г. годовая арендная плата составляет 171 003 534,96 руб., с 01.01.2015 г. - 181 329 278,89 руб. При этом, Приложением N 1 предусмотрено увеличение арендной платы за земельный участок в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта и сдачи объекта в эксплуатацию, т.е. нарушения сроков, предусмотренных п. п. 4.5., 4.6., 4.10. Договора аренды земельного участка.
Как указал истец, ответчик неоднократно направлял истцу несогласованный проект Дополнительного соглашения к Договору аренды земельного участка с протоколом разногласий об исключении пунктов о строительстве социальных объектов (письма от 02.10.2014 N 2816 и от 11.03.2015 N 676/1).
В протоколах разногласий ответчик предлагал внести в представленный проект дополнительного соглашения следующие изменения:
1) исключить из проекта дополнительного соглашения к Договору аренды земельного участка пункт, предусматривающий указание сроков строительства социальных объектов, а именно сроки строительства дошкольного образовательного учреждения с бассейном на 140 мест (I очередь строительства), общеобразовательной школы на 825 мест (I очередь строительства), поликлиники на 750 посещений в смену (II очередь строительства);
2) применить ставку для расчета арендной в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 1.2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О усовершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в породе Москве";
3) исключить из расчета арендной платы к проекту дополнительного соглашения пункты, предусматривающие увеличение размера ежегодной арендной платы в случае нарушения сроков проектирования, строительства объектов в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.09.2007 г. N 793-ПП "О дополнительных мерах по сокращению сроков строительства в годе Москве". Данные пункты включены в расчет арендной платы в соответствии с п. 4.7 раздела 4 "Особые условия" Договора аренды земельного участка.
Так как ответчик отказался от заключения Дополнительного соглашения к Договору аренды земельного участка, то истец со ссылкой на нормы ст. 451 ГК РФ обратился в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как указано в п. 4 ст. 451 ГК РФ, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Согласно п. 8.1. Договора аренды земельного участка изменение и расторжение договора аренды производится при наличии прямых указаний закона или при наступлении обстоятельств, указанных в договоре (за исключением обстоятельств, указанных в п.3.3.), а также по соглашению сторон в порядке, предусмотренном законодательством и настоящим договором.
В силу п. 3.3. Договора аренды земельного участка размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом конкретном случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы полномочным (уполномоченным) органом государственной власти России и/или г. Москвы или главой государства, высшим должностным лицом г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом, предусматривающим такое изменение (введение), действуют новые ставки арендной платы.
На основании п. 3.4 Договора аренды земельного участка введение коэффициентов для изменения размера арендной платы может производиться на основании законодательного или иного нормативного акта, а также по соглашению сторон.
Истец ссылался на то, что при заключении Договора аренды земельного участка стороны не могли предвидеть изменение порядка начисления стоимости арендной платы (Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП); изменение обстоятельств не зависит от воли сторон по Договору, стороны по Договору не могли повлиять на необходимость установления ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка; размер арендной платы за землю, определяемый исходя из площади земельного участка и базовой ставки, дифференцируемой по видам деятельности арендаторов и территориально-экономическим зонам, практически не учитывает стоимость самого земельного участка, что приводит к значительному ущербу, учитывая, что арендные платежи являются доходной частью бюджета города Москвы; внесение изменений не нарушает прав ответчика, риск изменения обязательств заинтересованная сторона не несет при внесении изменений в Договор аренды земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявляя требования о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, изложенных в проекте Дополнительного соглашения к Договору, истец фактически просит изменить исходные данные для расчета ежегодной арендной платы по Договору.
Между тем, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Ставки и порядок их применения в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка установлены Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", Законом г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 N "О землепользовании в г. Москве".
Дополнительным соглашением N М-05-004357/4 от 16.07.2010 г. к Договору аренды земельного участка стороны согласовали методику расчета арендной платы и установили, что с 01.01.2011 г. размер арендной платы рассчитывается исходя из ставки арендной платы равной 1,5% от кадастровой стоимости (Приложение N 1 к дополнительному соглашению).
Существенное условие о размере арендной платы сторонами согласовано и с момента заключения дополнительного соглашения у арендатора возникло обязательство по внесению арендных платежей в соответствии с указанной методикой.
В соответствии с условиями Договора аренды земельного участка централизованное изменение (введение) ставок арендной платы полномочным (уполномоченным) органом государственной власти России и/или г. Москвы не требует внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор аренды. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом, предусматривающим такое изменение (введение), действуют новые ставки арендной платы.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Соответственно, установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и, как следствие, быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
Следовательно, у Департамента отсутствуют правовые препятствия к тому, чтобы требовать уплаты арендной платы в соответствии с установленным законодательством порядке.
При этом суд первой инстанции также принял во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2016 г. по делу N А40-179759/2015 Департаменту отказано в иске о взыскании с ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" арендной платы по Договору аренды земельного участка за период с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г. исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости земли.
Суд первой инстанции также учел, что требования Департамента об изменении условий Договора аренды земельного участка по пункту 1.2 проекта Дополнительного соглашения в части сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры не являются актуальными в виду изменения сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию решением Градостроительной земельной комиссии г. Москвы.
Из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы N 44 от 24.12.2005 г. усматривается, что комиссией было принято решение о продлении срока исполнения обязательств ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" по реорганизации производственной территории со строительством многофункционального жилого комплекса со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и объектов социальной инфраструктуры по адресу: ул. 6-я Радиальная, д.7 стр. 19-22,25-31,33-34,47, установлены следующие сроки реализации проекта: срок завершения строительства и ввода в эксплуатацию пусковых комплексов и объектов социальной инфраструктуры 1-ой очереди строительства до 01.04.2017 г.; срок ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры 2-я очереди строительства до 31.12.2017 г.; срок проектирования и получения разрешения на строительство пусковых комплексов 2-ой очереди до 31.12.2016 г.
Целом предельный срок реализации по инвестиционному контракту установлен до 31.12.2021 г. без применения штрафных санкций к инвестору.
Кроме того, из материалов дела видно, что строительство объектов социальной инфраструктуры:
- дошкольного образовательного учреждения с бассейном на 140 мест (1 очередь строительства) предполагается на земельном участке по адресу: ул. 6-я Радиальная, вл.7 (кадастровый номер 77:05:00010002:3744), предоставленного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 05.06.2014 г. N 2440-05 ДГИ, с оформлением самостоятельных договоров аренды земельных участков от 27.06.2014 г. N И05-000604 и N И-05-000606.
- общеобразовательной школы на 825 мест (1 очередь строительства) предполагается на земельных участках по адресу: ул. 6-я радиальная, вл. 7 (кадастровый номер 77:05:00010002:3745), предоставленного распоряжением от 05.09.2014 г. N 2447-05 ДГИ, оформленного договором аренды земельного участка от 27.06.2014 г. N И-05-000606 и по адресу: ул. Липецкая, вл. 2 корп. 12 (кадастровый номер 77:05:00010002:2), предоставленного распоряжением ДГИ от 01.09.2014 г. N3505-05 ДГИ, с учетом распоряжения от 08.05.2015 г. N 2067-05 ДГИ о внесении изменений в распоряжение от 01.09.2014 г. N 3505-05 ДГИ с заключением самостоятельного договора аренды земельного участка от 18.09.2014 г. N М-05-045416;
- поликлиники на 750 посещений в смену (2 очередь строительства) по адресу: ул. 6-я Радиальная, вл. 7 корп. 36 (кадастровый номер 77:05:00010002:4395), предоставленного распоряжением ДГИ от 24 октября 2014 г. N 4305-05 ДГИ, оформленного самостоятельным договором аренды земельного участка от 18.12.2014 г. N И-05-000770.
То есть, объекты социальной инфраструктуры, сроки строительства и ввода их в эксплуатацию, являющиеся предметом проекта Дополнительного соглашения, не являются предметом Договора аренды земельного участка.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.09.2007 г. N 793-ПП предусмотрено согласиться с предложением Комплекса экономической политики и развития города Москвы и Комитета по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы о применении прогрессивной шкалы арендной платы в случае нарушения арендаторами земельных участков сроков проектирования, строительства (реконструкции) и ввода объектов в эксплуатацию. Департаменту земельных ресурсов города Москвы предусматривать во вновь заключаемых договорах аренды земельных участков условие об увеличении арендной платы в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения-проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке.
То есть, данное условие подлежит установлению во вновь заключаемых договорах, после 11.09.2007 г., в связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал, что указанные штрафные санкции в виде увеличения арендной платы не могут применяться по договорам аренды земельных участков заключенным до 11.09.2007 года, в отсутствие соглашения сторон.
Учитывая изложенные обстоятельства, Арбитражный суд города Москвы пришел к обоснованному выводу, что Департамент не доказал существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Договора, а также совокупность перечисленных в п.п. 1-4 п. 2 ст. 451 ГК РФ условий, необходимых для изменения договора.
Кроме того, при изменении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора (ст. 453 ГК РФ). Между тем, исковые требования заявлены Департаментом 17 ноября 2015 года, в то время как текст дополнительного соглашения предусматривает изменение и дополнение условий договора аренды, в частности изменения арендной платы с 01.01.2014 г., введения двукратного увеличения стоимости арендной платы за нарушение сроков, предусмотренных инвестиционным контрактом - с 01.01.2015 г., установление сроков строительства (до 31.12.2014 г.) истекших на дату подачи иска, что препятствует удовлетворению исковых требований об изменении условий договора в судебном порядке.
Суд первой инстанции также установил, что по пунктам 1.1. и 1.3. проекта дополнительного соглашения спор между сторонами отсутствует, в связи с чем отсутствуют основания для применения судебной защиты права заявленным способом. К тому же иск заявлен о внесении изменений в редакции проекта дополнительного соглашения, что исключает возможность судебного изменения условий договора в иной редакции.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости исключения из решения Арбитражного суда г. Москвы выводов о том, что с 01.01.2011 г. размер арендной платы по Договору аренды рассчитывается исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что суд первой инстанции исходил из представленных сторонами доказательств.
Так, согласно Дополнительному соглашению от 16.07.2010 г N М-05-004357 (т. 2 л.д. 4-7) к Договору аренды земельного участка на основании писем Департамента продовольственных ресурсов города Москвы от 10.02.2010 N И/10-15/0 и 09.02.2010 N И/01-32/0, п. 9.9. Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, кадастрового паспорта земельного участка от 19.04.2010 N 77/501/10-38671 установлен размер ежегодной арендной платы в рублях согласно Приложению N 1 к дополнительному соглашению.
При этом в соответствии с Приложением N 1 к указанному дополнительному соглашению расчет годовой арендной платы за весь земельный участок на 2010 год произведен по ставке арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков (1745952 008 руб. - "1", 76122640,07 руб. - "2"), а с 01.01.2011 г. расчет арендной платы за весь земельный участок произведен по ставке арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости участков. С 01.01.2011 г. годовая арендная плата за весь земельный участок по Договору аренды земельного участка составила 27331119 руб. 72 коп.
При таких данных Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2016 г. по делу N А40-220153/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220153/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2017 г. N Ф05-22204/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент городского имущества г.Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы (правопреемник ДГИ г. Москвы)
Ответчик: ОАО Московский комбинат хлебопродуктов