Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N КАС03-624
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 декабря 2003 года гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим абзаца 2 пункта 2 Разъяснения порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 42/398-4, в части, устанавливающей, что в случае, если до 18 часов 22 октября 2003 года необходимые для регистрации документы не будут представлены в окружную избирательную комиссию в полном объеме и до этого времени соответствующий федеральный список кандидатов не будет зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не проводится и принимается решение об отказе в регистрации кандидата, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной. Кассационная коллегия установила:
Согласно пунктом 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этими политической партией, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных" подписей избирателей.
Абзацем 2 пункта 2 названного выше Разъяснения о порядке применения указанной нормы Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до 18 часов 22 октября 2003 года необходимые для регистрации документы не будут представлены в окружную избирательную комиссию в полном объеме и до этого времени соответствующий федеральный список кандидатов не будет зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не проводится и принимается решение об отказе в регистрации кандидата.
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 2 Разъяснения, указывая на его несоответствие требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также на то, что данное Разъяснение нарушило его право на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу, поскольку было принято и опубликовано после завершения сбора подписей, когда он, как кандидат, выдвинутый политической партией "Российская экологическая партия "Зеленые", уже не имел возможности собрать подписи избирателей в свою поддержку либо собрать средства для внесения избирательного залога.
Судом принято вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе П., ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона.
Нормативный акт, отдельное положение которого оспаривает заявитель, издан Центральной избирательной комиссией РФ в пределах своей компетенции, разъясняет положения пункта 6 статьи 45 названного выше Федерального закона, не изменяя смысла и содержания этих положений.
На основании пунктов 1, 5 статьи 45 Федерального закона для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, в соответствующую избирательную комиссию представляются избирательные документы, в состав которых входят подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, (если в поддержу выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей) либо вместо указанных документов - копия платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению (если регистрация кандидата производится на основании избирательного залога).
Пункт 6 той же статьи Закона, как следует из его содержания, освобождает от необходимости представления вышеуказанных документов для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, в том случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этими политической партией, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей.
Таким образом, в силу приведенных норм Федерального закона представления перечисленных в пунктах 1, 5 статьи 45 документов не требуется лишь при условии регистрации федерального списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей. Иных исключений из общих правил регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам Федеральный закон не содержит. Причем редакция пункта 6 статьи 45 Закона позволяет сделать однозначный вывод о том, что регистрация федерального списка кандидатов, освобождающая кандидата от представления подписных листов с подписями избирателей или копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога, должна состоятся до 18 часов 22 октября 2003 года.
Именно из этого исходила Центральная избирательная комиссия, дав разъяснение, полностью согласующееся с названными нормами Закона, в связи с чем довод заявителя о противоречии оспариваемого им абзаца 2 пункта 2 Разъяснения Федеральному закону не соответствует действительности.
Нормативный акт, изданный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, не устанавливает дополнительных требований к кандидатам, не изменяет основанное на Федеральном законе правовое регулирование указанных отношений, а лишь разъясняет смысл и содержание действующих норм Закона, подлежавших применению в таком же порядке, как и при отсутствии соответствующего разъяснения. В этой связи суд первой инстанции правильно признал, что издание оспариваемого Разъяснения в период завершения сбора подписей избирателей не может служить основанием к признанию его недействующим, поскольку оно не изменяет существующих правил регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам, вследствие чего прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N КАС03-624
Текст определения официально опубликован не был