Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2017 г. N Ф04-3476/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
05 июня 2017 г. |
Дело N А70-14704/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5646/2017) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15 марта 2017 года по делу N А70-14704/2016 (судья Голощапов М.В.), по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19" к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Иванчогло В.И. по доверенности от 19.12.2016 сроком до 08.12.2018;
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19", Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 19" (далее - ГБУЗ ТО "Областная больница N 19", истец) обратилось с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 2 052 626 руб. 79 коп. расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда, а также государственной пошлины в сумме 42 320 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2017 по делу N А70-14704/2016 исковые требования удовлетворены. С ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" в пользу ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" взыскано 2 052 626 руб. 79 коп. задолженности, 33 263 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым решением суда, Минобороны России в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
От ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истце и ответчик, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица высказался в соответствии с доводами поданной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя Минобороны России, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, в период 2014-2016 годов ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" направляло врачей-специалистов и средний медицинский персонал для проведения военно-врачебной комиссии по призыву граждан на действительную военную службу, что подтверждается письмами и заявкой ответчика, приказами истца, актами об оказании услуг, актами сверки (том 1 л.д. 18-54, 68-72, том 2 л.д. 4-11, том 4 л.д. 28).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" указало, что ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" обязано компенсировать истцу расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, исчисленных и уплаченных в связи с сохранением среднего заработка лицам, привлеченным ответчиком для исполнения государственной обязанности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Федеральный закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ медицинское освидетельствование проходят граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона о военной службе, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определены Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно абзацу 2 подпункта 5 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Следовательно, расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работнику, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Правил в зависимости от проведения работ денежные средства выделяются либо военным комиссариатам, либо бюджетным учреждениям, подведомственным Минобороны. Затем эти учреждения перечисляют средства на счета учреждений здравоохранения, работники которых принимали участие в медицинском освидетельствовании граждан.
В силу пункта 5 Правил выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
При этом конкретный перечень подлежащих направлению в военный комиссариат документов Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004, не содержат.
В рассматриваемом случае требования ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" заключаются во взыскании компенсации в связи с понесенными истцом расходами по уплате страховых взносов за привлеченных к спорным мероприятиям медицинских работников.
Положениями статей 165, 170 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сохранение за работником места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, предусмотренных законом, с сохранением среднего заработка осуществляется в рамках трудовых отношений.
То обстоятельство, что сотрудники привлечены к выполнению своей непосредственной трудовой функции у работодателя или к выполнению обязанностей по Федеральной закону N 53-ФЗ, правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Выплаты, производимые работодателем в такой ситуации на основании закона, в рамках соответствующих трудовых отношений соответствуют понятию заработной платы (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации), состоящей из компенсационной и (или) стимулирующей части (ей).
На протяжении спорного периода действовал Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались вышеуказанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
При этом, по справедливому замечанию суда первой инстанции, обоснованность предъявленных требований зависит не от того, является ли ответчик плательщиком взносов, а от того, является ли таковым истец.
ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" является плательщиком взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
В этой связи, рассматриваемые выплаты (средний заработок) работодателя в пользу работника являются объектом обложения страховыми взносами. Такие выплаты не содержатся в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенном в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Также подпункт 3 пункта 2 Правил N 704 обязывает лиц, компенсирующих расходы по сохранению среднего заработка, производить данные компенсации с учетом начислений на фонд оплаты труда.
Направление работников для проведения военно-врачебной комиссии осуществлялось ГБУЗ ТО "Областная больница N 19", который производил отбор направляемых работников, организовывал и контролировал их работу, назначал должностных лиц, ответственных за организацию работы военно-врачебной комиссии.
По расчетам истца сумма компенсации расходов составила 2 052 626 руб. 79 коп. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Оценив материалы дела, проанализировав совокупность имеющихся в деле доказательств, руководствуясь нормами статьи 6, подпункта 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания вышеуказанных расходов с ответчика.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При этом, вопреки позиции ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции верно распределил судебные расходы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Ссылка ответчика на положения Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются госорганы, выступающие в качестве истцов или ответчиков, не может быть принята во внимание, так как в данном случае суд, взыскивая с ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" уплаченную ГБУЗ ТО "Областная больница N 19" в бюджет государственную пошлину, возложил на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных средств, равных понесенным им судебным расходам (33 263 руб.).
При этом законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов и учреждений от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15 марта 2017 года по делу N А70-14704/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14704/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2017 г. N Ф04-3476/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГБУ здравоохранения Тюменской области "Областная больница N19", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА N 19" (Г. ТЮМЕНЬ)
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации