Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф05-22425/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А40-227054/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 24.10.2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Панкратовой Н.И.,
Судей Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 июля 2016 г.
по делу N А40-227054/2016, принятое судьей Филиной Е.Ю.,
по иску ОАО "Холдинговая компания "Электрозавод" (ОГРН 1027700157605)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994)
о признании права собственности на обьект недвижимости
при участии в судебном заседании:
от истца : Живичкина Ю.М. (по доверенности от 18.07.2016 г.);
от ответчика: Золотарева И.А. (по доверенности от 11.11.2015);
от третьих лиц: от ГУ МЧС России - Исабеков С.А. (по доверенности от 25.04.2016 г.), Еникеева Ю.Р. (по доверенности от 10.05.2016 г.);
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились - извещены.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ХК "Электрозавод" (ОГРН 1027700157605) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН ) (далее - ответчик) о признании права собственности на объект недвижимости общей площадью 581,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 1.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что спорный объект недвижимого имущества вошел в состав приватизируемого имущества ОАО "ХК "Электрозавод", на момент приватизации отсутствовал законодательный запрет на приватизацию объекта гражданской обороны, однако имеющаяся запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорный объект не позволяет истцу осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением суда первой инстанции от 19.07.2016 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Девятый Арбитражный Апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд решение суда первой инстанции от 19.07.2016 г. отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что у суда отсутствовали правовые основания для признания права собственности ОАО "ХК "Электрозавод" на спорный объект имущества, так как он является защитным сооружением гражданской обороны, запрещен к приватизации и подлежит сохранению в федеральной собственности в силу прямого указания закона.
В ходе судебного заседания представители заявителя жалобы и ГУ МЧС России поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, основываясь на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу. По мнению ОАО "ХК "Электрозавод" сделка по приватизации спорного объекта в полном объеме соответствовала законодательству, действовавшему на момент приватизации.
Представитель Управления Росреестра по городу Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Дело рассматривается в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Как установлено материалами дела, согласно выписке из ЕГРП от 14.12.2015 право собственности на нежилое помещение площадью 581,7 кв.м (подвал, пом. I, ком. 1-19, 21, 22), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 1, зарегистрировано за Российской Федерацией (запись регистрации 77-77-12/035/2012-994 от 27.11.2012), в графе "назначение объекта" указано - объект гражданской обороны.
Согласно материалам регистрационного дела право собственности Российской Федерации на спорные помещения зарегистрировано на основании выписки из реестра федерального имущества от 24.01.2012 г. N 296/4213, согласно которой спорные помещения площадью 581,7 кв.м (подвал, пом. I, ком. 1-19, 21, 22) включены в состав федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Приватизация Московского научно-производственного объединения "ЭЛЕКТРОЗАВОД" имени В.В. Куйбышева осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ N 721 от 01.07.1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", на основании распоряжения Госкомимущества N 708-р от 22.04.1993.
В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 организация приватизации государственного имущества и проведение единой государственной политики приватизации возлагались на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитеты но управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Спорный объект введен в эксплуатацию в 1983 г., имеет статус защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), что подтверждается имеющимися в материалах дела инвентаризационной карточкой ЗС ГО (убежища, противорадиационного укрытия N 77/011507-77) и инвентаризационным паспортом на убежище гражданской обороны за инвентарным N 011507.
В соответствии со статьями 2 (п. 9), 21 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" в целях обеспечения обороны страны, защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, государством разработана система мероприятий по гражданской обороне.
Статьями 1, 6 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 г., предусмотрено, что для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера создаются убежища, которые относятся к объектам гражданской обороны.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 13 указанного Постановления предусмотрено, что в мирное время объекты гражданской обороны могут быть использованы в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в состояние готовности к использованию по назначению.
Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
В силу пунктов 1, 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94, содержащему расшифровку соответствующей терминологии, убежища отнесены к защитным сооружениям, при этом последние являются инженерными сооружениями. Следовательно, убежища являются инженерными сооружениями, используемыми в чрезвычайных ситуациях.
Однако, наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом, подпадающим по действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ. Положения Федерального закона N 184-ФЗ, определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Поскольку на момент приватизации истцом спорного объекта Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 действовало, спорный объект в установленном законом порядке из федеральной собственности не передавался, из состава федеральной собственности не выбывал, суд первой инстанции сделал необоснованные выводы о том, что сделка по приватизации в полном объеме соответствовала законодательству, действовавшему на момент приватизации и право собственности на спорный объект недвижимого имущества принадлежит истцу в силу закона, тогда как спорное помещение в силу прямого указания вышеупомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации является объектом исключительно федеральной собственности
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является обоснованной и подлежит удовлетворению, решение - отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-268, 271, п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2016 г. по делу N А40-227054/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований ОАО "Холдинговая компания "Электрозавод" отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Электрозавод" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.И.Панкратова |
Судьи |
Т.Я.Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227054/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф05-22425/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ХК "Электрозавод", ОАО "Электрозавод"
Ответчик: Росимущество, ТУ Росимущества в Москве
Третье лицо: ГУ МЧС России по г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве