город Москва |
|
28 сентября 2016 г. |
дело N А40-12895/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МаршрутТрансАвто" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2016 по делу N А40-12895/16, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ООО "МаршрутТрансАвто" (109382, Москва, улица Нижние Поля, дом 27А, стр. 1)
к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" (127299, Москва, улица Космонавта Волкова, дом 31)
о признании незаконным и отмене постановления;
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Абрамов Д.С. по доверенности от 10.03.2016 N 23-14-66/16; Войленко Д.Е. по доверенности от 18.11.2015 N 23-14-241/15;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2016 в удовлетворении заявления ООО "МаршрутТрансАвто" о признании незаконным и отмене постановления ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 14.01.2016 серии ВВВ N 0530802 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку считает, что оно принято с нарушением норм материального права, а выводы, изложенные в нем о наличии в действиях общества вмененного правонарушения, противоречат материалам дела.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, общество извещено.
Представители учреждения поддержали свои доводы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела, оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 500.000 руб.
Объективная сторона правонарушения в оспариваемом постановлении определена, как эксплуатация регулярного городского автобусного маршрута N 746-М "Москва, ст. м. Нагорная - ст. м. "Нагатинская" не зарегистрированного в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении, то есть, в нарушение п. 4.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы N 643-ПП от 31.10.2014.
Согласно ч. 1 ст. 10.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, осуществление перевозок автомобильным транспортом по не зарегистрированным в установленном Правительством г. Москвы порядке маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 500.000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из наличия полномочий у административного органа на рассмотрение дел рассматриваемой категории, доказанности наличия в действиях общества события и состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции, считает, что решение суда подлежит отмене, в связи с неверной квалификацией административным органом выявленного правонарушения, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях пп. 1 п. 1 ст. 1.3.1 Кодекса отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпункт 3 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, вопросы в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организации дорожной безопасности, в том числе, в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, регулируются федеральным отраслевым законодательством, а именно, Федеральными законами от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.
Предписания ст. ст. 1, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" указывают на то, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы, а также, при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом согласование перевозчиком маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с указанным Федеральным законом деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), отнесена к лицензируемым видам деятельности (пп. 24 ч. 1 ст. 12); одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ст. 3), которые, согласно ст. 5 названного Федерального закона, утверждает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно п. 4 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Подпунктом "и" п. 4 Положения на лицензиата возложена обязанность по соблюдению требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 N 16-П, установленные условия осуществления данного вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер, в связи с чем, установление ответственности за нарушение таких норм может быть расценено только как дублирование федерального законодательства, а, следовательно, установление ответственности за нарушение лицензионного законодательства.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные условия и требования, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При принятии судебного акта по настоящему делу, суд апелляционной инстанции учитывает выводы, изложенные в решении Московского городского суда от 19.11.2014 по делу N 3-0268/2014, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 5-АПГ15-23, о том, что наличие нормативных правовых актов регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок (постановление Правительства г. Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", постановление Правительства г. Москвы от 31.10.2014 N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в г. Москве") не свидетельствует о правомерности установления административной ответственности оспариваемой заявителем нормой, поскольку названные правовые акты являются не чем иным, как воспроизведением приведенного федерального законодательства, имеют организационный, но не правоустанавливающий характер, и, следовательно, их положения не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.
Кроме того, административный орган, вынесший оспариваемое постановление, не наделен полномочиями по рассмотрению административных дел, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании его незаконным и отмене.
Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным, заявленные требования ООО "МаршрутТрансАвто" подлежат удовлетворению.
.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2016 по делу N А40-12895/16 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 14.01.2016 ВВВ N 0530802 о привлечении ООО "МаршрутТрансАвто" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12895/2016
Истец: ООО "МаршрутТрансАвто"
Ответчик: ГКУ Г МОССКВЫ ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК, Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок"